реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Культура дохристианской Скандинавии

реферат
p align="left">Считалось также, что при родах нарушалась граница между этим и потусторонним мирами, и в образовавшийся «пролом» могли проникнуть злые духи, поэтому роженицу старались оградить от магических опасностей.

Чтобы оценить новорожденного, его показывали предводителю рода, который решал, «оставить ребёнка или «вынести» и покинуть где-нибудь в ямке на волю стихий, диких зверей и милосердных прохожих». [16] Этот обычай часто приводится в качестве примера «жестокости язычников». Но следует отметить, что исход дела определялся скорее не магическими, а экономическими обстоятельствами. Детей могли «выносить» во время жестокого голода, когда нужно было прокормить хотя бы воинов и самих кормильцев; да и то, делалось это исключительно редко и не считалось нормой, как иногда считают.

1.3 Обучение и «моральный кодекс»

Скандинавы, живущие в суровых природных условиях, с детства начинали овладевать боевыми умениями, навыками обработки земли, ведения хозяйства и так далее. Чему именно обучались скандинавские дети, мы можем прочитать в «Походах викингов» А. Стриннгольма: «Самое воспитание приготовляло из юношей древней Скандинавии храбрых людей. Воспитываясь среди оружия, ребёнок рано приучался обращаться с ним и убивать зверей в лесах. Охота и другие упражнения, развивавшие крепость и гибкость членов, мужество и бодрость духа, принадлежали к числу развлечений, особенно любимых детьми и молодыми людьми». [17]

Состязались в прыжках с гор, прыганье через рвы, ручьи, лошадей; при этом с тяжестями в руках и на теле. «Саги упоминают о таких людях, которые быстрым прыжком в сторону уклонялись от стрелы или брошенного копья, не успев отразить эти оружия щитами, или, окруженные врагами, перескакивали через них и таким образом спасались, или, наконец, избегали их смелым прыжком с крутизны». [18] Далее А. Стриннгольм приводит примеры из саг, где упоминается это искусство.

На занятия физическими упражнениями жителей Скандинавии вдохновляла сама природа, с её горами, льдами и снегами. Обучались также ходьбе на лыжах и коньках (их изготавливали из кости).

Разумеется, занимались и упражнениями с мечом, а то и с мечами, а так же метанием топоров и стрельбой из лука, добиваясь впечатляющих успехов.

Девочек матери учили вести хозяйство - готовить еду, ухаживать за скотом; прясть, ткать и шить. Кроме того, некоторые девушки учились понимать и использовать руны - письмена, обладавшие огромной сакральной силой. Рунам будет посвящён отдельный параграф данной работы, а пока отметим, что к помощи рун прибегали в самых разных ситуациях, они являлись неотъемлемой частью магии скандинавов. Поэтому те, кто умели владеть рунной магией (а это были в основном женщины), пользовались уважением и авторитетом.

Следует отметить, что скандинавы ценили не только практические умения. Огромное значение для них играли и такие моральные качества, как гордость, благородство, верность, мужество и особенно - честь. Идея чести красной нитью проходит сквозь все скандинавские саги и сказания.

Вот что мы читаем в книге «Викинги: набеги с севера»: «В моральном кодексе викингов [19] центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и - в особенности - для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.

Вожди были обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе означает «Слово Высшего». В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы. …

Высшим понятиям кодекса чести посвящены заключительные строфы поэмы, связывающие воедино безупречную репутацию при жизни с почетной участью пасть смертью храбрых, проявив себя героем: «И скот падет, и близкие уйдут, все люди смертны; но не умрет доброе имя достойных. И скот падет, и близкие уйдут, все люди смертны; я знаю, лишь одно бессмертно: слава великих дел» [20].

1 4 Погребальные обряды

Погребальный обряд включал в себя не только собственно погребение, но и подготовку покойника к нему: сначала нужно было «оказать пособие умершему» - сжать уста и глаза покойника. Делал это ближайший родственник, а если речь шла об убитом (а родственника найти было проблематично), то ему помогал тот, кто брал на себя долг мести. Затем труп вытягивали и накрывали сукном - сначала голову, затем всё остальное тело.

Тот, кто бросал тела товарищей без внимания, подвергался по исландским законам опале. [21]

Зато трупам врагов никакого «пособия» не оказывали, оставляя их на съедение волкам и воронам.

В уход за усопшими входили также умывание им головы и рук, расчесывание волос и подстригание ногтей. Последний обычай связан с поверьем, что короткие ногти умерших доставляли материал для Нагльфара - корабля, на котором поплывёт исполин Хрюм в день Рагнарёк.

Покойника не оставляли на ночь в доме, а выносили не через дверь, а через специально разобранную стену или проделанный под ней подкоп. Это объяснялось тем, «всякий покойник казался неприятным гостем». [22]

Вместе с хозяином хоронили рабов и любимых животных, с погибшим мужем хоронили его жену. Причём это было своего рода долгом любви, так, жёны не хотели расставаться с мужьями и на том свете, рабы желали занять место рядом с хозяином, потому что в этом случае они попадали на его небо. Скандинавы не боялись смерти. То, что для современного человека может показаться, по меньшей мере, странным, для людей дохристианского времени было вполне нормальным и логичным (всё-таки следует учитывать разницу в менталитете).

Что касается собственно обряда погребения, то существовало три их варианта: сожжение, погребение под курганом и отправка покойника на судне по воде. М. Семёнова так объясняет этот обычай: «…практически в каждой религии упоминается водная преграда, которую путешествующему в мир иной следует преодолеть … вот почему умершему было весьма желательно иметь с собой в загробном путешествии надёжное «плавсредство».» [23] Позднее, когда появился обряд сожжения, иногда эти два стали вида соединять: покойника помещали на судно, поджигали его и отпускали плыть по реке или в море. Сам обряд сожжения, вероятно, имеет восточные корни - вспомним культ огня у иранцев, обряд трупосожжения у индийцев…

Глава 2. Наука и искусство

2. 1 Календарь

Зачатки астрономии скандинавы принесли с собою с востока. Об этом свидетельствуют схожие сюжеты мифов, где посредством аллегорий передаются знания по астрономии. Знамениты строки стихотворения «Речи Гримнира», где говорится, что в день Рагнарёк из 540 врат Вальхаллы выйдет по 800 эйнхерий (павших воинов, ныне живущих в Вальхалле). То есть всего получается 432000 воинов. Это число упоминается во многих древнейших восточных преданиях. Более того - оно связано с прецессией весеннего равноденствия. Очень интересные выводы из этого делает Г. Хэнкок в книге «Следы богов». [24]

Что касается собственно скандинавского календаря, то эти сведения мы находим у А. Стриннгольма. «Они имели понятие о долготе солнечного года и необходимости високосных дней. Год разделялся на две половины: зимнюю и летнюю и считался с начала зимы, по древнему баснословному учению, что тьма и холод древнее света и тепла, а исполины [25] древнее асов, оттого и зима считалась старше лета». [26] Год состоял из 364 дней. Это число делилось на 52 недели, или 12 месяцев. Неделя состояла из 7 дней (52*7=364), а месяц - из 30 дней, причём в конце года добавлялось ещё четыре ночи (12*30+4=364), так как годы, как и дни, считались по ночам.

«Они заметили по течению солнца, что лето всё дальше уходит от весны. Но от чего это - не знали. Им неизвестно также было, как поступали прежде в таком случае. Торстейн Сварте из Брейдафьорда предложил прибавить ко всякому седьмому лету по целой неделе и посмотреть, что будет. Предложение принято: по совету лагмана Торкеля и других разумных людей, определено было на будущее время считать год в 365 дней, а високосный, через три лета - четвёртый, в 366». [27]

Время дня скандинавы определяли по сторонам небосклона и ежедневному движению солнца. Небосклон делился на четыре главных и четыре побочных стороны, и они имели общее название - осьмины. Главными осьминами были восточная, южная, западная и северная, побочными - юго-восток, юго-запад, северо-запад и северо-восток. Все они имели свои собственные названия (Стриннгольм их перечисляет). По этим сторонам день делился на 8 частей, каждая из которых, в свою очередь, делилась пополам - итого каждый день состоял из 16 частей.

Каждый день недели также имел своё название, эти названия были связаны с именами богов (причём такая закономерность характерна не только для скандинавов, но и для греков, римлян и индийцев - что в очередной раз доказывает общность их происхождения).

А названия месяцев были связаны уже не с именами богов, а с погодой, с природными явлениями и занятиями людей в соответствующую пору.

Наконец, следует назвать известного исландского астронома Одди. Вот что пишет о нём М. Семёнова: «Около 1000 года Одди изложил результаты своих наблюдений в виде цифровых таблиц; современные исследователи признают его одним из «величайших астрономов, каких знает история», и указывают, что «точностью своих расчётов он значительно превосходил современных ему средневековых учёных».» [28] Упоминает его и Стриннгольм: «Около 1000 года жил в Исландии некто Одд, который благодаря преданиям предков и собственным наблюдениям прекрасно ознакомился с небесным сводом: его астрономическими указаниями руководились при составлении христианского календаря. Он прозван был Звёздным Оддом». [29]

2. 2 Навигация

В жизни скандинавов море всегда играло огромную роль. В какой-то мере оно являлось для них вторым домом. Люди, за множество поколений привыкшие к скудости земли (в современной Норвегии, например, только 3% территории пригодны для сельского хозяйства) и щедрости океана, «действительно могли сказать о себе знаменитыми словами оперной «Песни Варяжского гостя» (имеется в виду гость из Северных Стран): «Мы в море родились, умрём на море!» Они с детства обучались управляться с вёслами и парусом, делать любую работу на корабле». [30]

«Когда пишут о навигационных познаниях викингов, обычно начинают с того, что у них не было ни компаса, ни хронометра, ни иных «жизненно важных» приборов, - и как только, мол, плавали?» [31]

М. Семёнова обращается к изысканиям этнографов, изучавших другой «морской народ» - полинезийцев. Вот что она пишет: «Капитаны парусных каноэ, точно также не оснащённых ни компасом, ни хронометром, оказались способны с высокой точностью проложить курс, указать местоположение судна и направление на тот или иной остров! Потрясённые учёные начали допытываться, как же им это удаётся. Выяснилось, что темнокожие мореходы в набедренных повязках, не привыкшие доверяться приборам и картам, УМЕЛИ ЧИТАТЬ САМО МОРЕ, словно открытую книгу. По тонким нюансам в форме волн они легко определяли, в какой стороне берег, есть ли подводное течение, и если да, то какой силы. Свечение морской воды указывало им, где проливы, а где суша. Они знали десятки приметных звёзд, и в каком порядке одни заходят, а другие восходят…

Отказывать викингам в подобных познаниях нет никаких причин». [32]

Далее Семёнова упоминает Звёздного Одди и приводит ещё одно свидетельство того, что викинги были прекрасными знатоками моря.

«Один норвежский мореплаватель IX века - звали его Оттар - обогнул Скандинавию с севера и добрался до Белого моря. Его рассказ об этом путешествии написал английский король Альфред, которого Оттар впоследствии посетил. Так вот, современные учёные подвергли рассказ Оттара подробному анализу и сделали вывод: викинги догадывались о вихревой природе циклонов, по крайней мере, великолепно знали, каким образом при прохождении циклона меняется направление ветра. И вовсю пользовались этим к своей выгоде. В частности, у северного побережья Норвегии в IX веке, как и теперь, господствовали северные ветры. Они сильно мешали кораблю Оттара продвигаться вперёд. В принципе, путешественники могли бы пробиться на вёслах, но предпочли сэкономить силы. Они простояли на якоре несколько дней, дожидаясь с Атлантики очередного циклона, который и помог им преодолеть трудный участок пути!» [33]

В заключение - интересный факт: в «Набегах с севера» есть рассказ о том, как в современной Скандинавии реконструкторы построили три корабля по древним чертежам. Все они были оснащены навигационными приборами, дизельными двигателями(!) и каютами. На одном из них дважды пересекли Атлантику, а два других присоединились к плаванию уже у норвежского берега… Но после этого все они попали в шторм, и два драккара затонули (экипаж удалось спасти). «Сколько же таких кораблей тонуло во времена викингов, когда не было такой техники, как сейчас?!» - восклицает автор. Ответим вопросом на вопрос: а стал бы народ мореходов плавать на кораблях, две трети количества которых тонут, как это случилось с современными «драккарами»?! Маловероятно.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.