реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Иудаизм

реферат
p align="left">Общая концепция зороастризма имеет следующие черты. Это дуалистическая религия, признающая два начала: абсолютно благое Ахуара - Мазду и абсолютно злое Ангра Маинйу (Ариман). Ормазда сотворил мир и поэтому он - благо. Но Ариман вторгся в мир и извратил первоначальный замысел Ормазда, испортив мир. Однако когда-нибудь в будущем Ормазда пошлет на землю спасителя, Мессию, который восстановит мир в первозданной чистоте. История мира завершится последним судом и воскресением из мертвых. Так же необходжимо отметить тот факт, что зороастрийцы верили в то, что матерью Мессии будет девственница, что подчеркивает непорочность зачатия. Именно после Вавилонского пленения в Иудаизме усиливаются элементы дуализма в формировании образа сатаны, дьявола. Конечно ни в одной библейской религии сатана не превратился в злого антибога (Ахриман в зороастризме), и тем не менее, если ранний слой библии почти ничего не говорит о дьяволе и даже грехопадение не рассматривается как его рук дело, то поздняя традиция стала отождествлять эдемского змея искусителя с сатаной.

· Освобождение Иудеи, строительство первого второго храма.

Оккупация Иудеи способствовала более быстрому и почти окончательному разрушению родового строя, что видно из того факта, что Иудеи возвращались из рабства не родами, а отдельными разрозненными частями. Это способствовало окончательному падению культа родовых предков. Оставшиеся на местах поселений иудеи стали собираться в общины - диаспоры. После освобождения Иудеев из под ига вавилонии Персидским царем Киром II, На развалинах первого храма был восстановлен алтарь. Так началась история второго храма. По возращении на родину иудеи столкнулись с самаритянами - евреями, оставшимися жить в пределах Самарии после ее разрушения. Верования самаритян существенно отличались от эволюционировавших верований иудеев, что и привело к последовавшему длительному раздору между этими народами. На место родового строя и монархии вступила теократия со жрецами во главе. В новой Иудее культ Ягве приобрел национальный характер. В поклонении ему сосредоточились все стремления к политическому единству, независимости, охране народности. Для закрепления и усиления власти полученной от Кира, жрецы и книжники развернули усиленную религиозную деятельность. Они в деталях разработали жреческий кодекс, частично вошедший в Библию (Левит, Числа). Обнародованный в V веке под названием Тора - пятикнижие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) стала идейным оплотом закрепощения нации.

· Влияние Эллинизма

· Приобретение Ягве статуса всемирного бога

Освобождение Иудеи из под ига Вавилона не означало ее полного освобождения. Она осталась в значительной мере подчинена Персии - новому гиганту. Вся остальная история иудеи состояла из сплошных оккупаций другими гигантами. Подчинение вместе с Персией Александром Македонским, последующие египетское и сирийской иго и, наконец Римское. Идея национального Бога-покровителя, каким жрецы представляли народу Ягве, в череде многолетних экспансий Иудеи агрессорами утратила свою состоятельность. Бог, занимающийся исключительно опеканием иудеев и не смогший в течении веков добиться хотя бы политической самостоятельности подопечной страны не мог пользоваться достаточным авторитетом. Он должен был либо уступить богу победителей, либо измениться сам. С другой стороны, расширение области рассеяния евреев придавало Ягве в воображении верующих характер мирового божества. Расцвет мировой торговли эллинистических государств, привел к попыткам создания с одной стороны материалистической, атеистической философии, а с другой мировой религии с единым богом. Лозунг Протагора «человек - мера всех вещей» соответствовала в области религиозной тенденции перенесения центра внимания с вопросов космогонии и мифологии на вопросы этики. Соответственно этому из политеистических пантеонов выделяется тот или иной бог, который постепенно превращается в единого повелителя вселенной. Так египетский бог Сарапис, культ которого птолемеи пытались превратить в культ Зевса-Сараписа как единственного эллинско-греческого бога, в римскую эпоху тоже становится универсальным богом. Он присваивает черты Зевса, Аполлона, Диониса, Цереры, превращаясь в Гелиосераписа. Культ единого бога усердно пропагандировался многочисленными торговцами, что в значительной степени способствовало развитию торговли. Система религиозных запретов на востоке крайне осложняла процесс торговли. В этом отношении Иудейские евреи находились в крайне трудном положении, занимая в смысле национальной и религиозной замкнутости особое место. К тому же в самой Иудее торговля не получила значительного распространения и палестинские евреи были мало заинтересованы в распространении иудаизма. Основными агентами пропаганды иудаизма стали евреи диаспоры, среди которых была широко развита торговля. Пропаганда иудаизма в диаспоре имела значительный успех, о чем свидетельствует быстрый рост численности иудеев к которым начинали относиться и обращенные. Успех пропаганды иудаизма достигался ценой известных уступок. Яхве как национальный бог иудеев не мог привлеч египтян или римлян и поэтому Яхве - покровитель евреев уступает место Яхве - творцу вселенной, грозному судье, который очистит и обновит мир, принесет спасение роду человеческому. Имя Яхве исчезает из религиозных текстов, заменяясь на абстрактные всевышний, владыка духов, слава и т.д.

· Эллинистическое влияние религиозные течения - саддукеи, фарисеи, есеи

В это время (захват иудеи Александром Македонским в 323 г.д.н.э., проникновения эллинистической культуры) интересы пропаганды иудаизма диктовали развитие иудейского богословия в сторону абстрактного человека. В этом отношении еврейские богословы, апологеты и пропагандисты повторяли идеи, возникшие на той же основе в греческой философии и в вульгаризированной форме дошедшие до еврейских книжников. Для них использование фрагментов этой философии стало средством разъяснения еврейского учения обращаемым. Так же средством приспособления еврейского богословия к греческой философии служило абстрактное толкование библии.

Эллинизирование иудаизма привело к тому, что возникли два своеобразных его полюса. С одной стороны - ортодоксальный иудаизм, схрамом, как центральной святыней, жрецами, как хранителями закона и книжниками, поддерживающими старую еврейскую традицию. С другой стороны - диаспора, синагога и книжники, усвоившие эллинистическую традицию. С одной стороны - мессианизм земного характера, ожидание скорго воцарения праведного потомка Давида. С другой стороны - трансцендентный мессианизм эсхатологического характера, мессия - спаситель, явящийся в конце времен в день страшного суда. При этом важным моментом является то, что эти две различные концепции наполнялись в разных классовых групировках разным содержанием. Возникает вера в личное бессмертие и воздаяние в далеком будущем, после завершения цикла эонов. Совместными усилиями иудейского богословия и эллинистической философии устанавливается догма единобожия.

· Внутренний раскол, возникновение религиозных течений - саддукеи, фарисеи, есеи

Первой реакцией к проникновению эллинизма в иудейскую среду стало выступление под флагом защиты «веры отцов» книжников - хасидеев (благочестивых), понимавших, однако, что тора должна приспособиться к новым социально-политическим условиям. В результате они создали труд, названный «Мишна ришона», заключавший в себе казуистическое толкование библии. Из этих двух противоборствующих партий сформировались две основные религиозно-политические школы иудаизма - фарисеи и саддукеи.

Саддукеи представляли земледельческую знать, военачальников, аристократию бывших сторонниками компромисса между догмами «Моисеева закона» и эллинизма. Они придерживались учения, согласно которому единственной основой мира является бог, что душа погибает вместе с телом, бог не вмешивается в дела людей и человек волен в своих поступках. Они выступали против ангело- и демонологии, занимавших видное место в ортодоксальном учении, отрицали предопределение и догмат о загробной жизни и воздаянии.

Фарисеи сформировались из средних слоев населения - законоучителей, судей, ремесленников и чиновников. Они были категорическими противниками греческой философии, ярыми защитниками ортодоксальной торы. Они утверждали божественное происхождение Торы, но допускали его широкое толкование в соответствии с духом времени. Так, казуистически ими был выведен ряд положений, частью новых, выдававшихся за предание. В этих положениях выражалось их стремление придерживаться установленной религии Яхве, отделить евреев от неиудейской культуры и воззрений. К 210г.д.н.э. эти толкования торы были собраны в 63 трактата под названием «Мишна». Далее возникает объяснение Мишны - «Гемара». Их объединение в IIIв.н.э. при Иоханане бар Напахе и получили название «Талмуд Иерушалими» - талмуд иерусалимский. На основании этого учения возник в последствии институт раввинов и каббалистическое учение.

Существовала и третья школа - ессеи, подробно описанная Иосифом Флавием и Филоном. Ессеи жили общинами, с общим имуществом, четырехступенчатой иерархией, аскетизмом. Они очень строго блюли ритуальную чистоту, субботу, отвергая жертвоприношения, однако посылали приношения храму, верили в бессмертие души. В круг их занятий входили земледелие и ремесло, исключалась торговля. Секта ессеев была подобна монашескому ордену. В нее стремились уставшие от жизни, ее превратностей, старавшиеся избежать их. К IVв.н.э ессеи полностью исчезают.

· Гражданское противостояние, восстания против римского владычества 66-70 и 132-135гг, падение второго храма

Фарисеям за очень короткий срок удалось добиться популярности в народе и занять доминирующее политическое положение. Даже те саддукеи, которые вставали у власти, вынуждены были принимать воззрения фарисеев. Фарисеи создали мощный аппарат подчинения и угнетения народа, применяя жесткие реакционные меры и этим возбудили острую ненависть к себе. Некоторые апологеты фарисейства приписывают им демократические устремления, считая их представителями интересов всего народа. Однако демократичность фарисеев достаточно ясно сказывается в их поведении и учении. Сам термин фарисеи (евр. peruschim - отделенные, обособленные) свидетельствует о том, что они отгораживались от всей массы народа, считали недопустимым и презренным близкое общение с ней. Это название было дано фарисеям по-видимому простым народом - ам-гаарец и в нем выражается ненависть и презрение к ученым спесивцам - chakaim, ибо меж самих фарисеев ходило название chaber - товарищ. Фарисеи видимо представляли замкнутую организацию. Презрение фарисеев к ам-гаарец выражено в следующем положении: «Как может сделаться мудрым тот, кто праит плугом, владеет бичом, гоняет волов.., так и всякий плотник и зодчий.., и кузнец.., и горшечник.., ум их занят ремеслом, все они умудряются в своем деле, без них город не стоит, однако же в собрание народное они не приглашаются, не сидят на стуле судейском и не разбираются в свете закона. В это время Иудея попадает под иго Рима. Во главе ее ставится царь, подчиняющийся наместнику императора - прокуратору. Фарисейские цадики становятся на сторону угнетателей, предоставляя им в своем лице мощный аппарат угнетения. В 66г.н.э. народ, доведенный до крайнего отчаяния непосильными налогами Рима и религиозным закабалением стал предпринимать многочисленные повстанческие выступления. Руководители фарисеев объединяются с аристократическими саддукеями, чтобы с помощью Рима подавить народные восстания. Однако и среди фарисеев была часть, желавшая освобождения иудеи от гнета Римского владычества - зелоты (ревнители), ставшие ядром восстания. Народные экстремистски-настроенные массы назывались сикариями. Однако восстание 66-70гг было жестоко подавлено, последовавшие за этим жестокие репрессии, казни, порабощение многочисленных учатников восстания истощили силы Иудеи.

В 132-135гг в Иудее произошло повторное восстание под предводительством Симона Бар-Кохбы. Оно, как и первое, было жестоко подавлено, все повстанцы перебиты. Страна была подвержена систематическому разорению и уничтожению. Иерусалимский храм был разрушен, место его перепахано, разрушено 50 городов и 982 селения, убито 580 тыс. человек.

Так заканчивается период второго храма и существования Иудеи.

· Иудаизм после разгрома Иудеи

Уничтожение Иудеи и рассеяние основной массы евреев привели к усилению религиозности и сосредоточению общин вокруг фарисеев-книжников или как они стали себя называть - раввинов. Это способствовало новой волне распространения синагог и «академий». Глава академии имел титул «наси» - князь или патриарх и вместе с им же назначенным синедрионом выполнял судебные функции по гражданским делам, руководил делами общины и считался ее духовной главой. Это положение признавалось римскими императорами. Но уже христианские императоры относились к иудеям враждебно. В это время складывается особая талмудическая идеология, обусловленная изменением общественных условий. Так же сказалось почти полное прекращение иудейской пропаганды, из-за неспособности иудаизма к конкуренции с христианством. Это усиливало национальную и религиозную замкнутость евреев и порвало связь с эллинизмом, который еще в I в. сильно влиял на иудейское богословие, догматику и культ. Вместе с этим исчезают те черты, в которых получили свое искажение земные чаяния близкого освобождения. Яхве снова становится национальным еврейским богом, усиливается и усложняется обрядность, приход мессии откладывается на далекое будущее. Тора становится единственной опорой Израиля а ее толкователи, - законники - единственными достойными представителями народа. В иудаизме ремиссируют многие представления и воззрения древних эпох - магия, суеверия, пантеон ангелов и демонов. Дальнейшему сплочению евреев в диаспорах способствовала ненависть к ним христианского населения стран их прибывания.

· Каббала

Возрождение мистицизма, обширные гонения, жажда мира, некоторые моменты библии и талмуда способствовали созданию эзотерического учения -каббалы. Слово каббала означает восприятие и безусловное принятие, основанное на предании и догмате и не нуждающееся в доказательстве. Основа каббалы была заложена в VII или VIII вв. в «книге создания». Основные положения и разрозненные метафизические воззрения каббалы были объединены в книге «Зогар» Симоном бен Иохаем. Каббала является противопоставлением схоластическому рационализму маймонида, выдвигая на первое место «учение сердца» - эмоциональный доминант. Умозрительная теоретическая каббала исходит из понятия божества, которое, в согласии с некоторыми другими философскими системами не может быть определено какими-либо свойствами. Оно выше определения, ибо последнее есть ограничеие, отрицание. К нему так же не применимо изменение, ибо оно есть следствие внешней или внутренней причины, а это значило бы признать ограниченность божества господствующей над ним причиной. Бог не есть что-либо из всего, но все. Важным моментом каббалы является учение о сефиротах (досл. числах). Они есть творящие атрибуты божества, лики, через которые бог открывается и познается. Они соединены в первочеловеке - прототипе всего творения. В каббале материальный мир - последняя ступень умопостигающей сущности, истинного и полного бытия. Между тем каббала являла собой мистическое отображения социально-экономических условий жизни евреев и модифицировалось в зависимости от социальных условий, в которых находились евреи. Из философско-мистической системы оно превращается то в мрачное аскетическое учение, то приспосабливается как франкизм к христианскому догмату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. - «Наука». М., 1979.

2) Торчинов Е.А. Религии мира, опыт запредельного. Трансперсональные состояния, психотехника. - «Петербургское востоковедение». С.Пб., 1997.

3) Критика иудейской религии. АН СССР. М., 1962.

4) С. Асиновский, Э. Иоффе. Евреи, по страницам истории - Мн.: «Завигар», 1997.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.