реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История возникновения и развития христианства

реферат
p align="left">Елеосвящение (соборование)

Елеосвящение - таинство исцеления и помазания тела елеем. Его цель- ввести человека в жизнь Царства Божия. Елеосвящение проходит для того, чтобы помочь человеку в болезнях и скорбях, чтобы сделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа, чтобы и он увидел небеса и Сына Человеческого одесную Бога Отца. Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания. Таинство елеосвящения может быть отпущено и физически здоровым людям в период общего соборования. По традиции общее соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице, на вечерни Великого четверга или Великой субботы.

Таинства и обряды в христианстве осуществляют священнослужители:

Диакон

(Греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени, который служит при таинствах. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму -схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом).

Пресвитер

(Греч. "пресвитерос" - старец), иначе называется священником, или иереем (греч. "иереис"- священник), священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств за исключением таинства хиротонии и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом, а принявший схиму - схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т.е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие - игуменами, т.е. вождями монашествующей братии, архимандритами, (т.е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму - схиигуменами и схиархимандритами.)

Епископ

(Греч. "епископос" - надзиратель) - священнослужитель высшей степени, совершает все семь таинств и имеет власть через таинство рукоположения преподать другим этот благодатный дар. Епископ называется также архиереем, или иерархом, т.е. священноначальником, иногда - святителем. Сан епископа в церковно-административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города и группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (т.е. старший епископ) часто управляет епархией большого размера.

Митрополит

Это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, т.е. первона-чальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх, отценачальник, предстоятель Поместной церкви, избранный и поставленный на Соборе - высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, экзархата, а к имени патриарха - полное наименование возглавляемой им Поместной церкви.

.Причины раскола

Угроза раскола стала реальной уже в середине IX в. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее прояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, но только не в религиозной специфике происходящего. А между тем католицизм и православие имели такие особенности, которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение, культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы.

Между католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но и цивилизационная граница. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех самостоятельных церквей:

Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской.

Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

Однако дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику. В середине V века армянское духовенство не согласилось с осуждением Халкидонского собора. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике христианства. Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма.

Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Предпосылки раскола возникли еще в конце IV нач. - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой.

Во время Никейского и Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство основывалось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент. Что касается укрепления власти римского епископа, то оно было связано с престижем столицы империи, а потом уже с претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об апостолах Петре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на месте "мученической смерти Петра" способствовали возвеличению римского епископа. В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь. Отсутствие императорского двора автоматически выдвинуло духовную власть на первый план общественной жизни. Ловко, римский епископ сумел укрепить свое влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. в г.Сардике всех западных епископов и добился признания за собой права арбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этих решений не признавали.

В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей, но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицы в нем способствовали концентрации в руках епископов обширных административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций Первый в письме епископам Фессалии открыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире, утверждая, что отношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению "головы к членам".

Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени римского первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана епископами Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии.

В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинах образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали между собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязания волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше подняло авторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политических интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство- Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апеннинского полуострова. Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул Папы. Первоначально в христианстве Папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он закрепился только за римскими епископами.

Укреплению папских притязаний на главенство в церкви способствовало образование в VIII веке Западной империи, возникшей в противовес Византии. Коронованный в Риме в 763 г. Пипин Короткий, вождь франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752-759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии. С тех пор обладающие духовной властью сделались также светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилия, чтобы быть правителями в области политики, пользуясь поддержкой западных императоров. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно.

Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозваного "наместника Христа", восседавшего на епископской кафедре в Риме. Наступил длительный период вражды между папой и патриархом Константинополя, которая то обострялась, то затихала. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые опускали не принятые Римом правила и тем, подчеркивая линию раскола. В 867 году римский папа НиколайI и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию.

Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные церковные проклятия и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная- православной, т.е. верной догматам.

Католицизм

Католицизм (греч.- всеобщий, вселенский)- одно из основных направлений в христианстве. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу - Папу Римского, который венчает многоступенчатую иерархию католицизма. У римо-католиков папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Его власть выше власти Вселенских соборов (по учению католической церкви).

Католицизм является господствующей конфессией Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, латиноамериканских странах. Католики преобладают среди верующей части населения в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, на Кубе. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины.

Современная католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими, благотворительными и прочими религиозными организациями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые организации: политические партии, профсоюзы, молодежные, женские н другие объединения. Для своих целей католики широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д. Католицизм (особенно современный) и его организации отличает умение приспосабливаться к изменениям в мире.

Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (площадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира. Через посредство римского центрального административного аппарата (курии) - папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией "Добрый пастырь" (1988), римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегаций (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению, II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые папой. В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат). Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности.

Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит "Божье дело", насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации. Священное Предание католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Константинопольскому символу, другим решениям первых семи соборов, католическая Церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. В спасении людей, обремененных первородным грехом, католическое вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.