реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

реферат
p align="left">Когда мы говорили о действиях Духа Святого, то обращались к следующему тексту: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17. В связи с этим текстом возникает справедливый ворс: Если Святой Дух личность, а тем более Божественная личность, то, как Её можно дать? Дать можно, по крайней мере, силу. Библия - премудрейшая книга, и не секрет, что человек до конца постичь её не может, тем более те стороны, которые касаются природы Бога и отношений лиц Святой Троицы. Но если мы задаем подобный вопрос по отношению к Святому Духу, и на основании отсутствия удовлетворяющего ответа готовы назвать Его безликой силой, то, как мы объясним тогда следующее выражение: «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного...». Ин.3:16? Вряд ли кто-то будет спорить о личностном аспекте природы Иисуса Христа, и о Его Божественности почти весь христианский мир соглашается, но и о Нем сказано, что Бог отдал Его. В обоих случаях употребляется один тот же греческий глагол «дидоми».

Святой Дух и действие Его силы.

Новый Завет свидетельствует о том, что Святой Дух - личность. И как подобает личности, Он обладает силой. Для нас же очень важно не путать Святого Духа с Его силой. Апостол Павел обращаясь к Римской церкви, писал: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились надеждою». Римю15:13. (ср. Деян10:38; 1Кор2:4).

Святой Дух и Божество

Мы уже встретили много свидетельств в пользу Божественности Святого Духа. А говорит ли Новый Завет достаточно прямо о том, что Святой Дух - есть Бог и, следовательно, обладает Божественной природой? На этот вопрос мы можем ответить положительно, и об это подтверждают следующие моменты:

Нахождение в повествованиях среди других Божественных лиц Святой Троицы: В Новом Завете мы не раз встречаем прямые указания на Святую Троицу, когда говориться об Отце Сыне и Святом Духе. При этом в подобных описаниях Ник-то ни перед Кем не возвышаем, и Никто ни перед Кем не умоляем, и в разных повествованиях, порядок, в котором идет речь о лицах Святой Троицы, тоже же разный. Так при крещении Иисуса свой порядок: «И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Мф.3:16-17.

В формуле крещения другой порядок: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мф.28:19. В апостольских приветствиях и благословениях также иная последовательность: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и откровению Кровию Иисуса Христа».1Пет.1:2. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». 2Кор.13:13. Когда говориться об управлении церкви посредством духовных даров, так же иная последовательность: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6.

Еще одно прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, заключается в том, что Он живет в храме. Апостол Павел пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий. И Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. (см. 1Кор.6:19). В обоих случаях Павел использует греческое слово «наос».В греческом языке для обозначения храма используется два слова: «хиерон» и «наос». Слово хиерон означало храм в целомWalter Baurer, A Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997, 372.. Если взять в пример Иерусалимский храм, то понятие хиерон включало в себя здание, двор и т.д. Слово же наос означало храм в смысле жилища БогаИван Синайский. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879. с.71. Если опять в качестве примера рассмотреть Иерусалимский храм, то это будет внутренняя часть храма. И Павел пишет, что мы являемся «наосами», местом, где живет Святой Дух. И так как наос означает жилище Бога, то напрашивается вывод, что Павел умышленно употребляет именно это слово с целью показать Божественность Святого Духа.

И еще одно прямое указание. Святой Дух прямо назван Богом. Лука повествует случай из опыта первой христианской церкви. Это случай с Ананией и Сапфирой, когда они, продав свое имение, утаили определенную часть из ее стоимости, остальное принесли апостолом, но сказали, что принесли все. Петр ответил Анании: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человеку, а Богу...». Деян5:1-5.Подобную точку зрения по вопросу о природе Святого Духа высказывают следующие авторы:

Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry, 1962, 36-37.

Charles R. Swinodoll, Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986, 177-181.

Millard J. Erickson, Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985, 857-862.

Russell R. Byrum, 168-170, 179-184.

Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 8, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979, 504-505.

А.В. Валленкампф. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996. с.7-15.

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889. с.205.

Б. Геце. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997. с.112-115.

Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. с.144.

Г.К. Тиссен. с.105-116.

Жанн Кальвин. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997. с.119-121, 130-137.

И.Г. Соколов. Богословие учение о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912, с. 37-42.

Конспект лекций по систематическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993. с.45-51, 52-53, 55-59,62.

Р.С. Спраул. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997. с.9- 27, 49-65.

Ф.Л. Форлайнс. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996. с.61-76.

УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА И СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В данной части работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в христианстве, находят подтверждение в Библейском учении?

В первой части нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения. Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же порядке, в котором они расположены в выводах после первой части:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно». Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем, что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о природе Бога.

Находиться ли такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну на основании Священного Писания?

В пользу положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и Нового заветов:

- Как Ветхий Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве Божества, говоря, что Бог един и один.

- Святой Дух обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог.

- Святой Дух совершает действия, которые совершает только Бог.

- Святой Дух прямо назван Богом.

Основываясь на данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии со Священным Писанием.

- Святой Дух - Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность.

Подтверждается ли это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав?

В пользу того, что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее:

- Библия часто говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени вознесения Христа на небо.

- Христос часто молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ. Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему...» Ин.16:10.

- И главное подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно.

Эти свидетельства дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со Священным Писанием.

О том, является ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих фактов:

- По отношению к Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma);

- Нахождение Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы;

- Личностные характеристики: воля, разум, чувство, общение;

- Именование Его Утешителем;

- Действия Святого Духа;

- Святой Дух исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством.

Библия определенно говорит об исхождении Святого Духа от Отца, и это является подтверждением данного слагаемого учения о природе Святого Духа: «Святой Дух от Отца исходит...» (evkporeu,etai) Ин.15:26.

Но Библия нигде не объясняет, что означает исхождение Святого Духа от Отца. И этот текст для многих является одним из оснований для отвержения личностного аспекта Святого Духа. «Как личность может исходить?», - спрашивают они. Церковь IV-го века объясняла исхождение, как нечто тайное, присущее природе Бога и не поддающееся объяснению человеческим умом. И то, что мы можем знать об исхождении, говорили они, - это, лишь, что оно является отличительным признаком Святого Духа от Отца и Сына. И следует признать, что данное объяснение весьма логичное, но всё же это тот случай, когда необходимо признать, что в Библии нет подтверждений подобному объяснению, но так же в ней мы не находим основания для отвержения подобного объяснения.

- Святой Дух - не сотворенное существо, но происходит от Отца и Сына (как ветвь от корня).

Данное слагаемое является традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о природе Святого Духа. Подтверждается ли оно Священным Писанием? На этот вопрос мы не можем дать положительного ответа. Нигде Писание не говорит о происхождении Святого Духа от Отца и Сына или от кого-либо ещё.

- Святой Дух по Своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом.

Данная точка зрения шла параллельно с традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. Подобную точку зрения разделяли евиониты-гностики, ариани, манихеи, но только в отличие от традиционного взгляда третьего столетия, они вообще не признавали Святого Духа Божественной личностью. Говорить о согласовании идеи субординации с Библейской позицией так же трудно. Хотя Библия нигде прямо не говорит, что Святой Дух ничем не меньше Отца и Сына, но выше рассмотренные свидетельства не дают нам право говорить о Библейской обоснованности идеи субординации по следующим причинам:

- Библия нигде не говорит о том, что Святой Дух ниже по Своей природе Отца и Сына.

- Святому Духу присущи атрибуты, которые кроме Него свойственны только природе Бога.

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну.

- Святой Дух прямо назван Богом.

Здесь, возможно кто-то может возразить, ведь не обо всех непередаваемых атрибутах, присущих природе Бога говорится, как о присущих природе Святого Духа. И это то, как раз и является основным аргументом сторонников идеи субординации. Но когда мы говорили о природе Бога, мы не рассматривали природу Отца, или Сына, или Святого Духа, а говорили о природе Бога вообще. И чуть выше мы увидели, что триединство (три ипостаси и единое существо) не противоречит, а наоборот подтверждается Библией. И теперь, когда мы, после того как пришли к этому заключению, говорим о природе Бога, к Кому мы её относим? Только ли к Отцу и Сыну? Это было бы не логично. Когда мы говорим о природе Бога, правильнее будет утверждать, что она (природа) во всей полноте относится и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.