p align="left">Когда мы говорили о действиях Духа Святого, то обращались к следующему тексту: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17. В связи с этим текстом возникает справедливый ворс: Если Святой Дух личность, а тем более Божественная личность, то, как Её можно дать? Дать можно, по крайней мере, силу. Библия - премудрейшая книга, и не секрет, что человек до конца постичь её не может, тем более те стороны, которые касаются природы Бога и отношений лиц Святой Троицы. Но если мы задаем подобный вопрос по отношению к Святому Духу, и на основании отсутствия удовлетворяющего ответа готовы назвать Его безликой силой, то, как мы объясним тогда следующее выражение: «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного...». Ин.3:16? Вряд ли кто-то будет спорить о личностном аспекте природы Иисуса Христа, и о Его Божественности почти весь христианский мир соглашается, но и о Нем сказано, что Бог отдал Его. В обоих случаях употребляется один тот же греческий глагол «дидоми». Святой Дух и действие Его силы. Новый Завет свидетельствует о том, что Святой Дух - личность. И как подобает личности, Он обладает силой. Для нас же очень важно не путать Святого Духа с Его силой. Апостол Павел обращаясь к Римской церкви, писал: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого обогатились надеждою». Римю15:13. (ср. Деян10:38; 1Кор2:4). Святой Дух и Божество Мы уже встретили много свидетельств в пользу Божественности Святого Духа. А говорит ли Новый Завет достаточно прямо о том, что Святой Дух - есть Бог и, следовательно, обладает Божественной природой? На этот вопрос мы можем ответить положительно, и об это подтверждают следующие моменты: Нахождение в повествованиях среди других Божественных лиц Святой Троицы: В Новом Завете мы не раз встречаем прямые указания на Святую Троицу, когда говориться об Отце Сыне и Святом Духе. При этом в подобных описаниях Ник-то ни перед Кем не возвышаем, и Никто ни перед Кем не умоляем, и в разных повествованиях, порядок, в котором идет речь о лицах Святой Троицы, тоже же разный. Так при крещении Иисуса свой порядок: «И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Мф.3:16-17. В формуле крещения другой порядок: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мф.28:19. В апостольских приветствиях и благословениях также иная последовательность: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и откровению Кровию Иисуса Христа».1Пет.1:2. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». 2Кор.13:13. Когда говориться об управлении церкви посредством духовных даров, так же иная последовательность: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6. Еще одно прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, заключается в том, что Он живет в храме. Апостол Павел пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий. И Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. (см. 1Кор.6:19). В обоих случаях Павел использует греческое слово «наос».В греческом языке для обозначения храма используется два слова: «хиерон» и «наос». Слово хиерон означало храм в целомWalter Baurer, A Creek-English Lexicon of the New Testament and other Ealy Christian Literature, Chicago, published by the university of the Chicago press, 1997, 372.. Если взять в пример Иерусалимский храм, то понятие хиерон включало в себя здание, двор и т.д. Слово же наос означало храм в смысле жилища БогаИван Синайский. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879. с.71. Если опять в качестве примера рассмотреть Иерусалимский храм, то это будет внутренняя часть храма. И Павел пишет, что мы являемся «наосами», местом, где живет Святой Дух. И так как наос означает жилище Бога, то напрашивается вывод, что Павел умышленно употребляет именно это слово с целью показать Божественность Святого Духа. И еще одно прямое указание. Святой Дух прямо назван Богом. Лука повествует случай из опыта первой христианской церкви. Это случай с Ананией и Сапфирой, когда они, продав свое имение, утаили определенную часть из ее стоимости, остальное принесли апостолом, но сказали, что принесли все. Петр ответил Анании: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человеку, а Богу...». Деян5:1-5.Подобную точку зрения по вопросу о природе Святого Духа высказывают следующие авторы: Basic Christian Doctrines, Contemporary Evangelical thought, New York, Editor by Carl F.H. Henry, 1962, 36-37. Charles R. Swinodoll, Growing deep in the Christian life, Oregon, published by Multnomah Press Portland, 1986, 177-181. Millard J. Erickson, Christian Theology, Michigan, Baker book house, 1985, 857-862. Russell R. Byrum, 168-170, 179-184. Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 8, Hagerstown, revised edition by the Review and Herald Publishing Association, 1979, 504-505. А.В. Валленкампф. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996. с.7-15. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., Издание Архимандрита Никифора. 1889. с.205. Б. Геце. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997. с.112-115. Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. с.144. Г.К. Тиссен. с.105-116. Жанн Кальвин. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997. с.119-121, 130-137. И.Г. Соколов. Богословие учение о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912, с. 37-42. Конспект лекций по систематическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993. с.45-51, 52-53, 55-59,62. Р.С. Спраул. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997. с.9- 27, 49-65. Ф.Л. Форлайнс. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996. с.61-76. УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА И СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В данной части работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в христианстве, находят подтверждение в Библейском учении? В первой части нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения. Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же порядке, в котором они расположены в выводах после первой части: - Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно». Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем, что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о природе Бога. Находиться ли такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну на основании Священного Писания? В пользу положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и Нового заветов: - Как Ветхий Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве Божества, говоря, что Бог един и один. - Святой Дух обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог. - Святой Дух совершает действия, которые совершает только Бог. - Святой Дух прямо назван Богом. Основываясь на данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии со Священным Писанием. - Святой Дух - Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность. Подтверждается ли это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав? В пользу того, что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее: - Библия часто говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени вознесения Христа на небо. - Христос часто молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ. Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему...» Ин.16:10. - И главное подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно. Эти свидетельства дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со Священным Писанием. О том, является ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих фактов: - По отношению к Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma); - Нахождение Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы; - Личностные характеристики: воля, разум, чувство, общение; - Именование Его Утешителем; - Действия Святого Духа; - Святой Дух исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством. Библия определенно говорит об исхождении Святого Духа от Отца, и это является подтверждением данного слагаемого учения о природе Святого Духа: «Святой Дух от Отца исходит...» (evkporeu,etai) Ин.15:26. Но Библия нигде не объясняет, что означает исхождение Святого Духа от Отца. И этот текст для многих является одним из оснований для отвержения личностного аспекта Святого Духа. «Как личность может исходить?», - спрашивают они. Церковь IV-го века объясняла исхождение, как нечто тайное, присущее природе Бога и не поддающееся объяснению человеческим умом. И то, что мы можем знать об исхождении, говорили они, - это, лишь, что оно является отличительным признаком Святого Духа от Отца и Сына. И следует признать, что данное объяснение весьма логичное, но всё же это тот случай, когда необходимо признать, что в Библии нет подтверждений подобному объяснению, но так же в ней мы не находим основания для отвержения подобного объяснения. - Святой Дух - не сотворенное существо, но происходит от Отца и Сына (как ветвь от корня). Данное слагаемое является традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о природе Святого Духа. Подтверждается ли оно Священным Писанием? На этот вопрос мы не можем дать положительного ответа. Нигде Писание не говорит о происхождении Святого Духа от Отца и Сына или от кого-либо ещё. - Святой Дух по Своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом. Данная точка зрения шла параллельно с традиционным пониманием церкви третьего века по вопросу о происхождении Святого Духа от Отца и Сына. Подобную точку зрения разделяли евиониты-гностики, ариани, манихеи, но только в отличие от традиционного взгляда третьего столетия, они вообще не признавали Святого Духа Божественной личностью. Говорить о согласовании идеи субординации с Библейской позицией так же трудно. Хотя Библия нигде прямо не говорит, что Святой Дух ничем не меньше Отца и Сына, но выше рассмотренные свидетельства не дают нам право говорить о Библейской обоснованности идеи субординации по следующим причинам: - Библия нигде не говорит о том, что Святой Дух ниже по Своей природе Отца и Сына. - Святому Духу присущи атрибуты, которые кроме Него свойственны только природе Бога. - Святой Дух единосущ Отцу и Сыну. - Святой Дух прямо назван Богом. Здесь, возможно кто-то может возразить, ведь не обо всех непередаваемых атрибутах, присущих природе Бога говорится, как о присущих природе Святого Духа. И это то, как раз и является основным аргументом сторонников идеи субординации. Но когда мы говорили о природе Бога, мы не рассматривали природу Отца, или Сына, или Святого Духа, а говорили о природе Бога вообще. И чуть выше мы увидели, что триединство (три ипостаси и единое существо) не противоречит, а наоборот подтверждается Библией. И теперь, когда мы, после того как пришли к этому заключению, говорим о природе Бога, к Кому мы её относим? Только ли к Отцу и Сыну? Это было бы не логично. Когда мы говорим о природе Бога, правильнее будет утверждать, что она (природа) во всей полноте относится и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|