реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ислам в новое и новейшее время

реферат

Ислам в новое и новейшее время

Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета

Ислам в новое и новейшее время Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в соци-ально-эко-номических структурах стран Востока, становление нового класса - националь-ной буржуазии, раз-витие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации но-вых религий обще-ственного бытия.

Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историче-ским ус-ловиям, начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином “мусульманская реформация” , хотя он принципи-ально отличен от реформа-ции христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в раз-личные эпохи, в различных конкретно-исторических ус-ловиях. Во-вторых, “мусульманская рефор-мация” выражалась прежде всего в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богослов-ские вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер ре-форм в Ис-ламе.

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневе-ковье, и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило постепенное ог-раничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариат-ских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее) . Одновременно с этим осуществ-ляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафи-сткого права Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах) , в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Оп-ределен-ные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи. Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысле-ния це-лого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы.

Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба) , а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выра-женную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осу-ждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соот-ветствие с интересами нацио-нальной буржуазии. Расширение практики капиталистиче-ского предпринимательства в мусуль-манских странах влекло за собой не только пере-смотр шариатских положений (как в случае с риба) , но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период му-сульман-ского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотруд-ничества) . С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, напри-мер, ком-мерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаи-литов ходжа и бохра, меманов) , воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистический характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это каса-ется прежде всего процесса становления национального самосознания и возник-новения буржуаз-ного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в кон-цепцию панис-ламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех му-сульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники ко-торого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конеч-ном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние на-ционализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века. В этот период религиозно-обновленче-ские процессы в Исламе были связаны в первую оче-редь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформатор-ского на-правления высказывались за модернизацию установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли тради-ционали-сты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере развития национального

самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала про-являться политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от поли-тики) , выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в ши-итской среде (например, бабизм) , вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннит-ском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обра-щением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе су-фийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-поли-тические движения, как, например, движение сануситов в Северной Аф-рике. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муми-нин. В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобре-тает движение за реформацию Ислама, представи-тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного раз-вития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусуль-манская организация Всемирный исламский конгресс (Мутамар ал-алам ал-ислами) . Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX векаОсвобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явле-ний в капиталистическом мире поста-вили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской обществен-ной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг про-блемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появ-ляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути” , отличного как от капита-ли-стического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ис-лама, мусуль-манские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “ис-ламского государства” , “исламского правления” , исламской экономики” , “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуаз-ную либо мелкобуржу-азную. Концепции “исламского государства” подразумевают во-площение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного ис-точника власти) , осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулиро-вания экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции пред-ставляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Меро-приятия по их реализации и пропа-ганде, носящие название “исламизации” , осуществля-ются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Па-кистане - введение ушра и заката, исламизация бан-ковской системы, в Иране провозгла-шение “исламского правления” ) , та и “снизу” - в результате давления религиозно-поли-тических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении прояв-ляют “Братья-мусульмане” . Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары) , который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских цен-тров, соз-даваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) миро-вая рели-гия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты) , из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процен-тов - в Африке (49 процентов населения континента) . Из более чем 120 стран мира, в которых су-ществуют мусульманские об-щины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ли-вана, Израиля) , в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангла-деш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от поло-вины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан) , в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшин-ство (Гвинея-Бисау, Каме-рун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.) . Наиболее крупным по абсолютной численности мусуль-манские общины - в Индо-незии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Юго-славия, Алба-ния, Великобритания, ФРГ, Франция и др.) , Америки (США, Канада, Аргентина, Бра-зи-лия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго) , в Астралии, на островах Фиджи. В 28 афро-азиат-ских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Ку-вейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Ислам-ская Республика Мавритания и др. Во многих странах распространения Ислама действуют му-сульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Пар-тия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религи-озно-по-литических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Бра-тья-мусульмане” , Партия исламского освобождения и др.) , функционируют многочис-ленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты) , исламские общества, миссионерские организации, коммерческие пред-приятия (исламские банки, страховые компании) . Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х на-чале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Су-дане (при президенте Дж. Нимейри) , аравийских мо-нархиях. В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали иг-рать международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправи-тельственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конферен-ции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами) , созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и пра-вительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидар-ности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и це-лый ряд специализиро-ванных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская органи-зация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.) . Для деятельности ОИК характерна двойст-венность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериа-листические лозунги, принимаются решения, направленные против между-народного империа-лизма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают под-держку реакционные силы в странах рас-пространения. Среди неправительственных мусульман-ских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (соз-дана в 1962 году в Мекке) , Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммуни-стические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульман-ским общинам в различных странах.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.