p align="left">Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна - это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис - это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются. Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат - это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям. Ветви исламаИслам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений - сунниты и шииты. Суннит-ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун-ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му-сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община. Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али - зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей - имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти-чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы). В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета. Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори-тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече-ния). Сунна включает в себя хадисы - рассказы о жизни и выска-зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин-ципами, в свое время совместно разработанными старейшина-ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше-ния на Коране, сунне и более поздних источниках. Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве-рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи-ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори-тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис-чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа. Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет-ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели-гиозным лидерам. В шиитском ис-ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред-ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла-тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под-чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе-циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра-нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха. Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе - нищими), а их учение - суфизмом. Суфизм - это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су-фиев - отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX - XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол-лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест-ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру-тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом. Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На-конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели-гий: сикхизма и бахаизма. Вероучение и предписания исламаТермин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Ре-лигию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предпи-сания (дин).Основные догматы ислама состоят в следующем.Бог (Аллах). Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет напарников и сотоварищей. Кто заявляет, что у Бога есть напарники или сотоварищи, тот совершает грех «ширк», который, по словам Корана, не имеет прощения (см. суру 4:51). Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана - Аллахом - и человечеством занимает иерархия ангелов. Архан-гел Джебраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записыва-ет его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульма-не верят, что джинны были созданы из огня, они обычно злы и могут овладевать людьми.Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог по-слал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит исламское предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них осталось неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Даун), Соломон (Сулейман), Иона, Иоанн Креститель и Иисус (Исса). Каждому пророку был назначен свой собственный век, и толь-ко Магомет был пророком на все времена. Он считается «Печа-тью пророков». Согласно некоторым исламским учениям, вся Веленная создана ради Магомета.Священные Книги. Четырем величайшим пророкам были даны Книги, содержащие божественное откровение. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта Книга Таура (Тора), Давид, которому был дарован Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Магомет, получивший Коран. Из этих четырех Книг, по мнению мусульман, только Коран сохра-нился в неискаженном виде.Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого челове-ка будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят пло-хие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут отправлены в ад. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу. Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются: 1.Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Ал-лаха, и Магомет пророк Его». 2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день. 3. Милостыня и добрые дела. 4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздер-жании от любой пищи от восхода солнца до заката. 5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе. Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности. Произносить шахаду. Слово шахада означает «свидетельство-вать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетель-ствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его пророк». Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином. Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произ-носить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы со-вершаются пять раз в сутки - на восходе Солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через два часа после заката. Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый из них обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено к Мекке. Направление молитвы (кибла) указыва-ет ниша (михраб) в стене мечети. Полуденное богослужение в пятницу - единственное время, когда все мусульмане должны собираться в мечети. Поститься (саум). В память о том, что Мухаммад получил Ко-ран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они воздерживаются от еды, питья, ку-рения и сексуальных контактов. После захода солнца все это раз-решается, но только до рассвета. Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждаю-щимся. Совершать паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если ему позволяют это здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, называемые ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения свя-тых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи. Структура исламских организаций в РоссииРаспад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное управление. В августе 1992 г. из ДУМЕС выделилось Башкирское и Татарское духовные управления. Молодые имамы Поволжья, Сибири, центральных регионов России встали в оппозицию с центральным руководством. Возник «Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири» (ВКЦ). С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выделились Башкирское, Татарское, из ДУМ Закавказья - Нахичеванское, из ДУМ Северного Кавказа - Дагестанское, Ингушское, Кабардино-Балкарское, из ДУМ Средней Азии и Казахстана - Таджикское, Узбекское, Казахстанское, Кыргизстанское управления мусульман. Были учреждены несколько региональных управлений без национально-государственной принадлежности, например, Духовное управление мусульман Центральной части России с резиденцией в г. Москве, самостоятельные управления в Сибири (г. Омск), Нижнем Поволжье, г. Санкт-Петербурге. В этнически многообразных регионах наблюдается дробление духовных управлений и битва за приходы. Вокруг мусульманских общин образуются коммерческие структуры, идет передел мусульманской собственности, усиливается борьба за власть. Однако наблюдается и встречный процесс возвращения мусульманских приходов под крыло исторически сложившихся центров духовного управления. Например, еще в 1995 г. состоялось 1-е Всероссийское совещание Общественно-полити-чес-кого движения «Союз мусульман России». Однако пока общероссийские мусульманские движения весьма слабы и разрознены. Это создает заметные трудности во взаимоотношениях государства (в том числе и его правоохранительных органов) с российским исламом. Псевдоисламские деструктивные культыВ настоящем разделе для сведения сотрудников правоохранительных органов собраны главные священные вероучительные источники, используемые и весьма вольно трактуемые псевдоисламскими экстремистами и террористами для оправдания своих деяний. Кроме того, здесь помещены некоторые альтернативные священные исламские нормы позитивного содержания. Хотя Руководство Российской Федерации прилагает все усилия для позитивного решения кавказских проблем, диверсионно-террористическая деятельность бандформирований в Чечне продолжается. Юг России захлестывают потоки наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков. Не прекращается финансовая подпитка экстремистов из-за рубежа. В 2002 году на юге России зарегистрировано более 250 преступлений террористического характера, что составляет почти 80% от всех аналогичных правонарушений, совершенных в стране. Кровавая и античеловеческая деятельность религиозных фанатиков трагически задела и иные регионы России, в том числе нашу столицу.
Страницы: 1, 2, 3
|