реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ислам

реферат
p align="left">Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна - это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис - это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.

Особое значение для мусульман имеет Шариат. По мнению мусульман, Шариат - это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям.

Ветви ислама

Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений - сунниты и шииты. Суннит-ский ислам придерживается основных положений Корана. Сун-ниты утверждают, что у религиозно-политических вождей му-сульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.

Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али - зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей - имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, факти-чески являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).

В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу первопреемника Магомета.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают автори-тет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название тече-ния). Сунна включает в себя хадисы - рассказы о жизни и выска-зываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются прин-ципами, в свое время совместно разработанными старейшина-ми или богословами (улемами), которые основывали свои реше-ния на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты ве-рили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общи-ны. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным автори-тетом стали улемы, которые считали себя представителями ис-чезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.

Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения свет-ской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать рели-гиозным лидерам.

В шиитском ис-ламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Сред-ней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неопла-тонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, под-чинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя спе-циальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устра-нить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.

Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе - нищими), а их учение - суфизмом. Суфизм - это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель су-фиев - отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX - XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах кол-лективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи извест-ного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались кру-тящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.

Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). На-конец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых рели-гий: сикхизма и бахаизма.

Вероучение и предписания ислама

Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют муслимом (отсюда «мусульманин»). Ре-лигию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предпи-сания (дин).

Основные догматы ислама состоят в следующем.

Бог (Аллах). Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет напарников и сотоварищей. Кто заявляет, что у Бога есть напарники или сотоварищи, тот совершает грех «ширк», который, по словам Корана, не имеет прощения (см. суру 4:51).

Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана - Аллахом - и человечеством занимает иерархия ангелов. Архан-гел Джебраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записыва-ет его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульма-не верят, что джинны были созданы из огня, они обычно злы и могут овладевать людьми.

Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог по-слал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит исламское предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них осталось неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Даун), Соломон (Сулейман), Иона, Иоанн Креститель и Иисус (Исса). Каждому пророку был назначен свой собственный век, и толь-ко Магомет был пророком на все времена. Он считается «Печа-тью пророков». Согласно некоторым исламским учениям, вся Веленная создана ради Магомета.

Священные Книги. Четырем величайшим пророкам были даны Книги, содержащие божественное откровение. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта Книга Таура (Тора), Давид, которому был дарован Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Магомет, получивший Коран. Из этих четырех Книг, по мнению мусульман, только Коран сохра-нился в неискаженном виде.

Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого челове-ка будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят пло-хие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут отправлены в ад. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу.

Мусульманское благочестие основывается на так называемых пяти столпах ислама. Ими являются:

1.Исповедание веры провозглашением «Нет Бога, кроме Ал-лаха, и Магомет пророк Его».

2. Молитва (намаз). Она должна совершаться пять раз в день.

3. Милостыня и добрые дела.

4. Пост в течение месяца Рамадан, который состоит в воздер-жании от любой пищи от восхода солнца до заката.

5. Священное паломничество в Мекку (хадж) для поклонения Каабе.

Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности.

Произносить шахаду. Слово шахада означает «свидетельство-вать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетель-ствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его пророк». Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произ-носить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы со-вершаются пять раз в сутки - на восходе Солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через два часа после заката. Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый из них обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено к Мекке. Направление молитвы (кибла) указыва-ет ниша (михраб) в стене мечети. Полуденное богослужение в пятницу - единственное время, когда все мусульмане должны собираться в мечети.

Поститься (саум). В память о том, что Мухаммад получил Ко-ран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они воздерживаются от еды, питья, ку-рения и сексуальных контактов. После захода солнца все это раз-решается, но только до рассвета.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждаю-щимся.

Совершать паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если ему позволяют это здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, называемые ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения свя-тых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи.

Структура исламских организаций в России

Распад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное управление. В августе 1992 г. из ДУМЕС выделилось Башкирское и Татарское духовные управления. Молодые имамы Поволжья, Сибири, центральных регионов России встали в оппозицию с центральным руководством. Возник «Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири» (ВКЦ).

С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выделились Башкирское, Татарское, из ДУМ Закавказья - Нахичеванское, из ДУМ Северного Кавказа - Дагестанское, Ингушское, Кабардино-Балкарское, из ДУМ Средней Азии и Казахстана - Таджикское, Узбекское, Казахстанское, Кыргизстанское управления мусульман. Были учреждены несколько региональных управлений без национально-государственной принадлежности, например, Духовное управление мусульман Центральной части России с резиденцией в г. Москве, самостоятельные управления в Сибири (г. Омск), Нижнем Поволжье, г. Санкт-Петербурге.

В этнически многообразных регионах наблюдается дробление духовных управлений и битва за приходы. Вокруг мусульманских общин образуются коммерческие структуры, идет передел мусульманской собственности, усиливается борьба за власть. Однако наблюдается и встречный процесс возвращения мусульманских приходов под крыло исторически сложившихся центров духовного управления. Например, еще в 1995 г. состоялось 1-е Всероссийское совещание Общественно-полити-чес-кого движения «Союз мусульман России». Однако пока общероссийские мусульманские движения весьма слабы и разрознены. Это создает заметные трудности во взаимоотношениях государства (в том числе и его правоохранительных органов) с российским исламом.

Псевдоисламские деструктивные культы

В настоящем разделе для сведения сотрудников правоохранительных органов собраны главные священные вероучительные источники, используемые и весьма вольно трактуемые псевдоисламскими экстремистами и террористами для оправдания своих деяний. Кроме того, здесь помещены некоторые альтернативные священные исламские нормы позитивного содержания.

Хотя Руководство Российской Федерации прилагает все усилия для позитивного решения кавказских проблем, диверсионно-террористическая деятельность бандформирований в Чечне продолжается. Юг России захлестывают потоки наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков. Не прекращается финансовая подпитка экстремистов из-за рубежа. В 2002 году на юге России зарегистрировано более 250 преступлений террористического характера, что составляет почти 80% от всех аналогичных правонарушений, совершенных в стране. Кровавая и античеловеческая деятельность религиозных фанатиков трагически задела и иные регионы России, в том числе нашу столицу.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.