реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ислам

реферат
p align="left">При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность.

5) Хаджж. Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это, возможно, выполнить,- это раз в жизни совершить Хаджж, или паломничество, в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Хаджж также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хаджж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга.

Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях. Во времена Мухаммеда всё наследство отца переходило только к старшему сыну. Это вело к вопиющему неравенству. Мухаммед потребовал, чтобы наследство делилось между всеми детьми, включая дочерей. Ислам также способствовал значительному улучшению положения арабских женщин, которые до этого не имели никаких прав. Ислам освятил узы брака, придавая особое значение вопросам нравственности. Данное учение также подчёркивает полнейшее равенство рас, и смешанные браки для него не представляют ничего необычного.

Важным понятием в вероучении ислама является джихад («усилие»)- борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; бороться с неверными всегда и везде, но только не в священные месяцы.

Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка»- верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными.

Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит»- «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет- башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно.

Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно что стоять перед лицом Бога.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций.

Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети.

Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха».

Улемы «Знатоки веры» (улема ад-дин) - собирательное название знатоков религиозного предания, морально правовых норм ислама, богословия. Обычно улемы прекрасно знают судопроизводство, обряды, однако называть их мусульманским духовенством некорректно. Хотя улемами именовали только лиц, выделявшихся своей образованностью и учёностью, знатоков религиозных наук и исполнения религиозно- общественных функций, строгой последовательности в употребление этого слова не было.

5. Мусульманское право - шариат

«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь»- таков смысл понятия шариат (буквально- «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат- это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина. Шариат не только регулирует внешнее поведение верующего, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного выполнения Божьего завета. Шариат является религиозно-этической основой фикха - мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения.

Правосудие, преступление и наказание.

В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.

Когда правосудие вершит истинный ислам - судья должен быть выше коррупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, беспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не можно быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.

Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми. Многие европейцы считают исламское правосудие жестоким и варварским, обрекающим мусульман на бесчисленные смертные казни, порки и увечья. Такие события, как обезглавливание и отсечение рук, всегда попадают на страницы газет и приводят в ужас читателей, привыкших к тому, что в их стране с преступниками обращаются очень мягко. Следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующими этому состоянию преступлениями; не существует воровства; не существует супружеских измен; не существует жестокого избиения детей и стариков; не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствие преступности и беззакония.

Отсечение руки за воровство - это исламское наказание за воровство, но Ближний Восток отнюдь не переполнен однорукими людьми. В истинно исламском обществе абсолютно немыслимо само понятие воровства, и первым, наиглавнейшим сдерживающим фактором является то, что Аллах может видеть все деяния человека - и хорошие, и плохие, которые последовательно записываются в Книгу Судеб каждого правоверного и за которые всем впоследствии предстоит держать ответ в Судный день. Стыд- второй сдерживающий фактор, ибо весть о воровстве очень быстро становится общим достоянием, особенно в малых общинах.

Смертная казнь. В исламе существуют три категории преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и явная, откровенна хула ислама, грозящая подорвать основные устои веры.

В случае убийства ислам руководствуется справедливым принципом - жизнь за жизнь, хотя это не означает, что отдельным гражданам дозволяется самолично вершить суд в исступленной жажде мести. Наказание в виде смертной казни выносится только по приговору законного суда, после полной проверки умственного состояния убийцы, мотивов, обстоятельств и т.д. Пророк также даровал родственникам убитого право простить убийцу или принять денежную компенсацию и всячески поощрял людей к обретению в своих сердцах милосердия и взаимопрощения.

Говоря о смертной казни за хулу ислама, следует заметить, что мусульман не приговаривают к смерти за измену вере. Никого нельзя обязать верой. И хотя многие религиозные группировки совершают подобный грех, стремясь насильно склонить других людей к вере, однако действуют они вопреки заповеди Аллаха, провозгласившего: « В религии нет принуждения».

Права женщин. Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям.

Мусульманские женщины не рассматривают домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными, в её жизненной необходимости и значимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться - святая обязанность каждого мусульманина.

Мужское превосходство. Ислам предоставляет мужчинам право «превосходства» над женщинами только лишь в определённых, весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоинства», когда речь идёт, например, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую очередь тем, что в основном на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за её благосостояние.

Бракоразводные соглашения и законы о наследовании имущества во многих исламских странах приняты с учётом финансовой, материальной ответственности мужчин. Тем не менее, именно ислам впервые и весьма недвусмысленно объявил не только о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в замужестве.

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин - хиджаб, или головное покрывало. Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой". При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня, даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов, продолжают носить парик. Что касается христианства, то известно, что католические монахини, например, испокон веков покрывали голову.

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен Исламом. Однако он был поддержан Исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею. Целомудрие призвано защитить женщину от посягательств на ее честь. То есть, единственной причиной предписания женщинам покрывать голову и тело является их защита. В отличие от Христианства, покрывало в Исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин.

Смысл хиджаба в Исламе состоит исключительно в защите женщины от посягательств на ее честь. Однако сегодня, по странной иронии судьбы, головной платок или покрывало, считается символом святости, если его носят католические монахини в знак власти мужчины как образа и славы Всевышнего, и то же самое покрывало расценивается как проявление дискриминации и угнетения, если его, лишь с целью защиты, носят мусульманские женщины.

Самоубийство. Всякая человеческая душа сотворена Аллахом и принадлежит Ему, поэтому никто не имеет права нанести вред или попытаться умертвить тело, в котором гостит душа. Самоубийство так же запрещено, как и незаконное убийство другого человека. Люди, совершающие самоубийство, весьма вероятно, были подавлены и озабочены, казалось бы, неразрешимыми проблемами. Однако самоубийство- не выход, ибо мучения, которым самоубийцы подвергались в своей земной жизни, станут совершенно невыносимыми в жизни загробной. Жизнь может быть полна трудностей, страданий и одиночества, но мусульмане приучены воспринимать это как часть выпавшего им испытания, которое они, не теряя веры, должны встречать терпеливо и смиренно.

Аборт. По поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Некоторые мусульмане, выступая на защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, не достигший 16- недельного возраста, душой не обладает и поэтому, в случае крайней необходимости, аборт может быть сделан до истечения этого срока.

Другие же утверждают, что никому не дано знать, чем по сути своей является дух или душа, ибо когда Пророка спросили об этом, Он по велению Аллаха ответил, что знание об этом всецело известно принадлежит только лишь Богу. Следовательно, внутриутробный плод, начиная с самого момента зачатия, наделён уже потенциальной жизнью, а потому его надлежит защищать, предоставив ему все права человеческой жизни.

Обычная практика по контролю над рождаемостью, бытовавшая среди арабов задолго до появления Пророка, состояла в закапывании в песок лицом вниз новорождённых младенцев (главным образом девочек) ещё до того, как они сделают первый свой вдох. Эта практика была полностью запрещена Кораном. Некоторые женщины, полагая, что они вправе распоряжаться собственным телом по личному усмотрению, часто забывают о правах своих ещё не рождённых детей. Коран напоминает таким матерям, что в Судный день эти младенцы спросят их, почему и за что были они лишены жизни.

6. Ислам и искусство

Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Лишь значительно позже, в основном с развитием мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия - символы, как:

1) «джамал» - божественная совершенная красота - это купол мечети;

2) «джадал» - божественное величие - это минареты;

3) «сифат» - божественное имя - письмена на внешних стенах мечети.

В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама - борьба против изображения мира и человека. Коль скоро мир реальный, земной не должен быть изображением как не имеющий первостепенной ценности, а человек - часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре.

В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической - как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение, выражающее эстетическое восприятие письма в глубоко прочувствованных эмоциональных терминах. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывают как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке, особенно в любовной лирике сравнение телесных черт с буквами превратилось в стандартный компонент поэтической образности. Более того, и каллиграфия и искусство слова в целом вышли за рамки строгой догматики ислама в мире человеческих чувств и человеческой жизни. Человек в искусстве ислама живет скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

В особенно сложной ситуации ислам оказался в условиях современной культурной жизни. Например, развитие кинематографа и его проникновение в мусульманские страны поставило перед ним ряд проблем. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до наших дней существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте, где художественное кино возникло в 20-х гг., нельзя ставить фильмы об основателе ислама Мухаммеде, его родственниках и праведных халифах. Пресекаются всячески попытки создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда и о раннем исламе.

Эти процессы говорят о том, что искусство (даже его современные виды) необходимы исламу и сегодня. От столкновения двух феноменов возникает нечто новое.

Заключение

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак - Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

Список использованной литературы

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

3. Рукайа Максуд Ислам. - М., Торговый дом «Гранд», 2002.

4. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 464 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.