реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индуизм как система духовных ценностей в постсоветской России

реферат
p align="left">Поколение новых людей - поколение перестройки, воспитанное советскими родителями не понимало идеи социализма. Открывшиеся порталы всевозможных знаний наполнили информационное пространство различной ерундой ликбеза. Таким ликбезом оказалась и литература по практике Йоги. Понималась Йога тогда не как составная часть индуизма, а как оздоровительный комплекс упражнений, закаливающий тело, ум и душу. Этим можно охарактеризовать психо-культурные корни расширяющегося влияния индуизма в постсоветском пространстве.

В книгах современных авторов (М. Кремо и Р. Томпсона, Ч. Гордона, А.И. Асова, В.Н. Демина, В. Рыбникова) описываются факты, убеждающие читателя в правдоподобности: некогда существовала «великая цивилизация» (что не противоречит Библии), распавшаяся на многие части, распространившие древнее знание по всему свету. Эта цивилизация была «Ведической». Если те археологические и антропологические артефакты, описываемые в данных книгах, истинны, то не удивительно, что древне-ведические корни, генетически заложенные в россиянах, снова проявляют себя, только на новом качественном уровне, заставляя вспомнить тот самый, древний образ жизни, мировоззрение.

Культурные корни религии - тот информационный базис, на котором строится фундамент нового этического учения, вытекающий из потребностей нового мирового цикла, эпохи.

Культурными корнями расширяющегося влияния индийской духовной традиции (учения) является потребность современного общества в обновленном учении, которое соответствовало бы потребностям современного человека (возможности за минимальное время выполнить максимальный объем работы, расходуя при этом минимальное количество жизненных сил и оставаясь также в приподнятом, возвышенном, умеренно-счастливом состоянии, найти себя, понять и осмыслить, и, т.о. самореализовать), было универсальным для всех людей (национальностей, конфессий), расширяло кругозор мышления, обеспечивало духовным видением. Такое учение есть восьмеричная йога, аштанга или раджа йога Патанджали, являющаяся тем фундаментом, на котором базируются все остальные виды йоги (карма-бхакти-джняна йога).

Именно система самоконтроля, закалки характера, воспитание силы духа, взятая из йоги советскими идеологами, нашла свое место в традиционных вероучениях современной России. Курсы по изучению йоги всех форм и традиций можно лицезреть всюду в городе Краснодаре. Это также свидетельствует о явлении расширяющегося влияния индуистского учения.

Некоторые из множества подобных опросов жителей Краснодара, ставших духовно устремленными благодаря Санатана Дхарме:

Акулинин В.И., уроженец Краснодара, 1933 года рождения. Полковник, командир авиаполка ВВС СССР с 1967 по 1973 гг. на Севере (Чукотка, Сахалин). Никогда не отрицал Бога, атеистом не был. К Христианству и Исламу относился положительно, но считал, что уму человека эти учения не понять. Узнал об индийской культуре из исторических источников, художественных фильмов. Более серьезное отношение к индуизму (бхакти-йога) стал проявлять благодаря просветительской и проповеднической деятельности супруги. Сейчас не различает большой разницы между религиями, принимает их нравственную суть. Занятия йогой приносят успокоение уму и чувствам. Бхагавана Щри Сатья Саи Бабу почитает как воплощение Бога. Считает, что следуя заветам Саи Бабы, общество сильно изменится, законы государства будут основываться на принципах всеобщей Любви и добра.

Акулинина Т.В., 1943 года рождения. Жительница Краснодара с 1962 года. Работала старшим референтом в краевом исполнительском комитете. Научный атеизм никогда не был ее идеологией. До 1987 года была не верующей. Знакомство с религией произошло после знакомства с жизнью и творчеством Николая и Елены Рерихов. После произошло знакомство с Библией, книга буквально открылась ей, а через несколько лет произошло знакомство с Саи Бабой во время медитации-молитвы. Считает, что учение Саи отражает всю глубину всех культур и религий.

Савчук Т.Г., 1936 года рождения. Всю жизнь работала преподавателем экономических дисциплин в Краснодаре. До 1990 года - была «воинствующей атеисткой», верила в социализм, в коммунистическую идеологию. После развала советского союза осознала лживость советской идеологии, начался поиск нового духовного пути, приведший в 1991 году в Харьковский филиал Московской Академии Йогов, возглавляемой Стаценко Григорием Григорьевичем. Практикует принципы йоги, а также упражнения йоги по сей день. Познакомившись с Саи Бабой, осознала, что это тот самый, кого так искала всю жизнь. В учении Саи нашла подтверждение своей собственной жизненной позиции, научилась терпимости. Считает, что если принципы Саи Бабы будут реализованы людьми всей земли, то люди сильно изменятся, перестанут быть алчными, будут думать о благе своего государства, а не о своем собственном обогащении. Благодаря влиянию Саи Бабы, стала приобщаться к своей родной культуре и православию.

Таких примеров много и они заслуживают отдельного социологического исследования. Нужно добавить, что в городе Краснодаре функционируют такие течения индуизма как:

Центры практики йоги (интегральной и хатха йоги);

Центр Шри Чинмой;

Центры Бхагавана Щри Сатья Саи Бабы;

Центр «Сиддха-йоги» Гуру Майи;

Центр Сахаджа Йоги;

Организация «Сознания Кришны»;

Буддийские центры (Алмазный Путь).

Используя метод аналогии, можно представить, какой темп приобретает развитие подобных центров и кружков изучения духовной традиции Востока во многих крупных культурных и административных городах России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга.

Большой заслугой в деле приобщения советского и постсоветского человека к эзотерическим учениям Востока следует признать творчество М. Мюллера, Е. Блаватской, Е. Рерих, А. Безант. Литература подобных авторов способствовала активному образованию различных «эзотерических» кружков на территории современной России, в частности г. Краснодара, в которых изучались общие духовные принципы индуизма и буддизма, велись попытки постичь тайну своей родной культуры сквозь призму учений Востока.

Чтобы приблизиться к осознанию глубины Ведического наследия и его влияния на будущее России и россиян, следует проанализировать составляющую индийской культуры и соотнести полученные результаты с результатами анализа формирования мировоззрения у славян. На основе полученных данных, отследить все минусы и плюсы выше названных мировоззренческих систем, для того, чтобы рационально использовать полученный древними опыт «йогической богореализации» и сформулировать стратегию развития сознания в современной России.

Так, в Древней Индии философия была главной наукой, направляющей другие науки. В Мундака-упанишаде говорится о Брахма видье (науке о вечном) как основе всех наук: «Сарва-Видья-Пратиштха». Каутилья-упанишада говорит: «Философия есть светильник всех наук, средство свершения всех трудов и опора всех обязанностей». Религия в Индии не отличается догматизмом. Она является рациональным синтезом, который по мере развития философии продолжает вбирать в себя новые представления. Махабхарата говорит: «Нет Муни, который не имел бы собственного мнения». Все это служит доказательством высокой интеллектуальности ведического ума, стремящегося познать сокровенную истину и законы многосторонней человеческой деятельности. Действие интеллектуального импульса не ограничивалось сферой философии и теологии, но также распространялось на логику и грамматику, риторику и язык, медицину и астрономию, - в сущности на все виды искусства и науки, от архитектуры до зоологии. Лейтмотивом всей индийской философии может служить цитата из Брихадараньяка-упанишады: «Асатома садгамайя, тамасома джётиргамайя, мритьёрма амритангамайа» (веди меня от нереального к реальному, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию». Самым высшим понятием, извлеченным из ведийских гимнов, было понятие первичной реальности - ЭКАМ САД (единое бытие, или единственное бытие: экам - один, сад - истина, бытие). В Индийской философии все логические попытки объединить разрозненные концепции мира в общих идеях рассматривались как ВИДЕНИЯ (Даршаны):

Ньяя Гаутамы;

Вайшешика Канады;

Санкхья Капилы;

Йога Патанджали;

Миманса (пурва и уттара) Джаймини и Бадарайяны;

Адвайта-веданта Шанкарачарьи.

Согласно Патанджали, йога есть поиск «нашего трансцендентального Я», божественной и вечной части нашего существа. Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Санкья признает непрерывность развития мира от низшего к высшему. Данная система приходит к своим выводам посредством теоретических исследований. Веданта Шанкары заключает в себе элементы буддизма, утверждает, что первичная реальность есть недуалистическое бытие Духа.

Современные духовные учения Индии синтезируют систему йоги с системами санкхьи и адвайта-веданты.

Основами нравственной жизни согласно Буддизму Махаяны являются:

ДАНА - милосердие;

ВИРЬЯ - сила духа;

ШИЛА - мораль;

КШАНТИ - терпение;

ДХЬЯНА - медитация;

ПРАДЖНЯ - мудрость в покое и блаженстве.

В Махаяне основной упор делается не на НИРВАНУ, а на БОДХИ - состояние просветленной святости. Нирвана - свобода души. Постепенно она начинает означать блаженное состояние сосредоточенности, направленной в вечность. Этический идеал Махаяны - это Бодхисаттва - тот, чья сущность есть совершенное знание.

Придерживаясь подобных взглядов на мир, человек невольно совершенствуется в добродетели, совершенствуя свою интеллектуальную, духовную и физиологическую составляющую.

Как в адвайта-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность считается недоступной ни какому описанию, но проявляет себя как Дхармакая, или Вседержитель Вселенной. Дхарма заботится о спасении всех страждущих, воплощается в различных духовных поводырях и защищает всех тех, кто защищает саму Дхарму. Санатана Дхарма же является универсальной практикой общечеловеческих ценностей и представляет собой строгую систему науно-этических концептов, выраженных в упанишадах, шастрах и пуранах.

Что значит достижение такого совершенства? Людей к учениям Востока сначала привлекает полное незнание подобных учений, их экзотичность. В последующем, они начинают изучать и сталкиваются с проблемой требований соответствия: кандидат на звание «совершенного» просто обязан знать и практиковать «ВЕДАНТАСАРАМ». Важными из «сути Веданты» будут «Шатсампат», или шесть дисциплин:

Сама, или ограничение направленного вовне внимания, удаление ума от всех объектов, кроме слушания наставлений учителя, полное внутреннее равновесие;

Дама, или ограничение (обуздание) внешних органов чувств;

Упарати, или удаление чувств от их объектов, воздержание от каких-либо действий, кроме тех, которые направлены на реализацию духовной практики йоги…, полный отказ от попыток достижения каких-либо внешних целей;

Титикша, или воздержанность (терпение), мужественное притерпевание различных пар противоположностей как холод и жара;

Самадхана, или погружение в себя, постоянная концентрация обузданного ума на постижении смысла Веданты и всего, что способствует Богореализации (реализации Брахмана);

Шрадха, или сильная вера, вера в истины Веданты, в соответствии с указаниями учителя (гуру).

Как следствие всего выше перечисленного, человек достигает Мумукшутва, или сильного стремления к обретению духовной свободы (мокша).

Подобные практики йоги способны очистить сознание человека от порока современной цивилизации, направить на поиск истины и ее практики, таким образом, способствуя переходу эволюции человека на новый виток «сверхчеловечества».

Достигнув такой стадии духовного развития, практикующий истинную йогу соединяется с мировым полем законов природы, определяемым как чистый разум. Для человека становится возможным постигать любые тайны мироздания при помощи только одного единственного помышления или желания познать объект. Такой рубеж своих возможностей и вдохновляет адептов йоги на ежедневные и упорные практики.

Йога дает знание, а знание - освобождение (мокша). Йога разрушает все побуждения чувственного мира. Она подчиняет ум и делает его спокойным. Таким образом, индуистские и буддийские учения являются психологическими практиками, оказывающими сильное лечебное действие на жизнь людей в социуме, семье, государстве. Самодостаточный человек, освобожденный от цепей иллюзии материального бытия, самоуглубленный и полный блаженства осознания истины трудится на благо процветания всего мира во всем мироздании.

Человеческая жизнь, согласно «Санатана Дхарме», упорядоченная цепь обязанностей, которые человеческому существу необходимо выполнить, чтобы достичь свободы:

Дхарма - свод правил, законов, регулирующих материальную и духовную жизнь индивида;

Артха - богатство, приобретенное честным путем (согласно Дхарме);

Кама - желания, самое основное - желание получить освобождение от оков страданий и печалей, рождения и смерти;

Мокша - освобождение от ограничений проявленного материального мира.

Следование этим целям в жизни каждого человека упорядочит то, что главное и то, что второстепенное. Поэтому цель жизни человека в практике Дхармы и получении Мокши.

Для объективизации понимания «СанатанаДхармы» в России сравним малую часть мировоззренческой составляющей обеих культур.

Корни русской древней культуры, согласно исследованию историка С.В. Жарниковой, те же, что и у индийцев, что говорит и об общности духовной культуры - ведической.

На Руси, как и в Индии особо соблюдались традиции почитания и преклонения перед природой, солнцем, родителями, предками, в том числе и умершими.

Согласно ведическому знанию, природа состоит из пяти элементов: эфира/пространства, огня, воздуха, воды и земли.

Эфир можно соотнести с космосом, огонь с энергией жизни и с самим огнем, воздух с небом и дыханием, воду с реками, озерами и морями, землю с планетой Землей. Почитание элементов связанно также с бережным отношением к ним, экономному и разумному использованию. Так, пространство оберегалось правильными помыслами, правильной речью, лишенной грубости и различных ругательств, особым ритуальным освящением пространства. Огонь-агни-агниво почитался как источник жизни, процветания, счастья. Ни один ритуал не мог обходиться без посредства огня и огненных приношений, что вынуждало простой люд боготворить огонь, восхвалять и беречь от врага. Святой огонь, с тех пор, прочно вошел в сознание всех людей планеты. Воздух - дыхание расценивалось как дыхание самого Бога. Веды являются самим дыханием Абсолюта, поэтому были созданы особые ритуалы почитания воздушной стихии. В человеке эта стихия проявлена также в легких и дыхании, а отсюда и стремление дышать чистым воздухом, лишенным токсических и отравляющих субстанций. Вода - особенно для жителей речных зон - основа благополучия. Она и вода для питья, и источник пищи (ловля рыбы), и средство переправления на длительные расстояния (судоходство). В теле человека вода представлена в виде циркулирующей крови. Поэтому древние по-особенному относились к воде как к источнику земной жизни. И наконец, земля - один из основных элементов в теле человека (костная система), а также сама планета Земля, олицетворяющая богиню мать, плодородную, несущую жизнь. Мать природа и Мать Земля - занимают особое место в ритуалах и обрядах поклонения, как у славян, так и у индусов.

Важное место, наряду с культом природы, занимает поклонение Солнцу - источнику света и радости. Ра-дость, Ра-зум, у-Ра, а также Ра-ма - везде встречается слог Ра, который в санскритской литературе обозначает силу святого Агни, огня. Именно Рама - происходит из солнечной династии, в то время как Кришна - из лунной. Сурья-намаскар - поклонение солнцу известно и по сей день всем практикующим йогу. Солнце олицетворяет высшее сознание, знание Атмана (Бога), высшую мудрость. Луна - это ум, отражающий свет Солнца - интеллекта (духовного разума). Славяне (от слова славить) издавна восхваляли солнце, являющееся символом Руси (Владимир Красно Солнышко).

Почитание родителей являлось как для славян, так и для индусов священным долгом. Веды заявляют: «Почитай Мать как Бога, почитай Отца как Бога, почитай учителя как Бога, почитай гостя как Бога». Таким образом, почитание Материнского аспекта бытия являлось обязательным, наипервейшим долгом каждого члена древнего общества. Существовало понятие поклонения пяти матерям: матери, рождающей детей (своей собственной матери); матери Веде (ведамата-сварупини); матери корове (Камадену, дающая пропитание: молоко, молочные изделия, шерсть); матери отчизне, Родине или матери планете, Земле (бхуми-дэви). Мать всегда являлась символом плодородия и процветания и изображалась с большими грудями и животом.

Интересным является тот факт, обеспечивающий процветание и силу нации, как культ почитания предков. Долг каждого сына перед государством и предками заключался в том, что он обязан был жениться и родить сына, желательно не одного. На рождение девочек не обращали большого внимания. Как только рождался сын - наследник, сразу же погашались все кармические долги перед старейшинами рода и предками. Каждый новый представитель своего рода обязан был знать свою родословную и подвиги своих предков. Вовремя проводить церемонию кормления усопших: оставшуюся пищу, как правило, раздавали соседям и бродягам.

Другим, объединяющим две культуры, а может и одну - славяноведческую, является ритуал погребения умерших. Как известно, в то время на Руси мертвых не хоронили, а сжигали. Если же муж умирал раньше жены, то живую жену - либо сжигали с ним заживо, либо вдова уходила в лес, становилась отшельницей-ведуньей. Такая же процедура осуществлялась и в Индии.

Выявив пять похожих друг на друга ритуалов поклонения, нельзя не согласиться, что в данном случае, мы имеем дело не со случайностью, а с абсолютно точным доказательством существования единого ведического сознания как у славян, так и у индусов. Отсюда, та древняя культура, заложенная веками скрываемой праистории славянских народов в ДНК (имеется в виду духовная ДНК - матрица «тонких оболочек» человеческого существа) современных постсоветских людей (именно энергетика России способствует проникновению в ДНК той древней ведической информации, которую сейчас черпаем из индуистской и буддистской литературы) является катализатором процесса обращения современных россиян к основам древнеиндийской культуры и цивилизации, духовным практикам Востока.

Смотря на жизнь современными глазами, отмечаем: европейско-экстравертный взгляд давно уже механизированного общества, сообщает о глупости всех архаичных и слепых верований и поклонений. Да уж, что и сказать, ведь каждый выбирает в этом мире свою истину, какой бы ложной она не оказалась по-сути, судит со «своего потолка»… Но, тем не менее, в древних культах есть и позитивное, которое необходимо взять на вооружение современному человеку - культуру понимания ценностей жизни. Осознание правильного обращения с природой, ее ресурсами создаст с течением времени гармоничное взаимодействие сил природы и человека, а значит, уменьшатся катаклизмы и стихийные бедствия, люди перестанут болеть. Правильное использование солнечной энергии позволит человечеству встать на путь экологического использования энергии как источника электропитания и позволит укрепить экономику государства, а практика йоги усилит интеллектуальную способность у людей. Правильное взаимодействие между детьми и родителями приведет к гармоничному содружеству людей всей планеты, а почитание предков станет залогом возрождения русского населения, увеличит рождаемость. Молодые граждане, воспитанные с детства в ведическом сознании будут идеальными патриотами своей страны, своего государства, а значит мощь России, ее авторитет распространится повсюду. Изучая духовную основу своей страны, граждане будут вести духовный, нравственный образ жизни, а наиболее достойные, смогут трансформировать свое существо в существо сверхчеловеческое, заложив тем самым новый этап развития сверхцивилизации (согласно Шри Ауробиндо).

Отсюда понимаем, выбор, или воскрешение, Индуизма как системы духовных ценностей в постсоветской России - это оптимальное решение вопросов демографии, национальной идеи, интеграции духовных систем - буддизма, христианства, ислама на основе ведичества: Веды - прадед, буддизм - сын, христианство - внук, ислам - правнук. Таким образом, также, решение национального и конфессионального вопросов, построение правильной экономики и политики - по образцу Рамаяны, вопросов продления жизни - долголетия и обретения мира и покоя в повседневной жизни.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.