реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Иезуиты в России (1772-1820)

реферат

Иезуиты в России (1772-1820)

20

Усть-Илимский экспериментальный лицей

Научно - практическая конференция «Я открываю мир»

Иезуиты в России

( 1772 - 1820 )

курсовая работа

Выполнила: Галкова П.В.

Ученица 11 класса

Гуманитарного отделения

Предвузовской подготовки

Научный руководитель:

Гуляев В.М.

преподаватель истории

Усть - Илимск,2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава I. Екатерина II. Первые иезуиты. 3

Глава II. Павел I. Расцвет деятельности ордена иезуитов . 11

Глава III. Александр I. Закат деятельности «Общества Иисуса». 15

Заключение. 18

Список литературы. 19

Введение

Настоящая работа носит реферативный характер и посвящена изучению деятельности Ордена иезуитов - одного из самых влиятельных религиозных обществ не только на Западе, но и в России.

В своей работе я использовала небольшое количество литературы. В основном, это энциклопедии и журналы, посвященные вопросам истории. Базой для моей курсовой работы послужили исследования историка В.Б. Лушпая.

Католичество и православие. Эти две ветви христианства всегда соперничали друг с другом. Между ними до сих пор идет своеобразная «холодная война». Религия, как моральная основа, как часть, неотделимая от мировоззрения человека, всегда служила орудием борьбы. А Россия, с ее территорией и богатством, всегда представляла для Запада заманчивую цель.

Начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, когда иезуиты начали активно проникать в Россию, и заканчивая указом Александра 1от 13 марта 1820 г.о высылке всех иезуитов за пределы Российской империи, Россия являлась ареной для борьбы двух мировых религий. А в 1800 году у Павла 1 даже возникла мысль об унии православия и католичества. Именно в этот период(1772-1820) иезуиты особенно активно действовали на территории России и добились наилучших результатов. Екатерина II впустила их, Павел I добился официального восстановления Ордена, а равнодушный к нему Александр I ,выслал всех иезуитов и навсегда закрыл для них путь обратно.» Общество Иисуса» оставило после себя большой след в Европе. Иезуиты готовили заговоры и осуществляли перевороты, оказывали влияние на видных людей всех государств. Какой след в истории и культуре России оставили иезуиты? Это я надеюсь выяснить в процессе написания курсовой работы.

ГЛАВА I .Екатерина II.Первые иезуиты.

Первые попытки проникновения иезуитов в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг. Иезуиты обосновались в Полоцке ещё в 1582 г., вскоре после захвата города польским королем Стефаном Баторием. Он хотел сделать его плацдармом для дальнейшего проникновения католицизма (следовательно, и влияния Польши) в русские земли. Иезуиты принимали активное участие в польско-шведской интервенции начала XVII века, но даже поддерживаемый ими Лжедмитрий I, оказавшись на русском престоле, не впустил иезуитов в Россию. В начале XVIII века иезуиты смогли проникнуть в Россию в числе многих других иностранцев. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 года они были изгнаны за пределы государства.

В первой четверти XVIII православная церковь в России была безоговорочно подчинена влиянию светской власти, превратившись в составную часть государственного аппарата. Возведение веротерпимости в ранг государственной политики предопределялось как общим политическим господством светской власти, так и обширными территориальными приобретениями второй половины XVIII века, добавившими Российской империи миллионы иноверных подданных. Именно в это время Россия пристанище двум католическим орденам - «Обществу Иисуса» и ордену св. Иоанна (Мальтийскому ордену). Но если второй пострадал в результате военной агрессии - занятия Мальты войсками Наполеона, то первый задолго до войны подвергся гонениям со стороны всей католической Европы и был официально упразднен самим папой Римским. Прибежищем для иезуитов стали земли Восточной Белоруссии, перешедшие в 1772 г. от Польши под власть русского правительства. Все усилия европейской дипломатии склонить Россию к изгнанию опального ордена успеха не принесли: Екатерина II оказывала

иезуитам поддержку, ссылаясь на их преподавательские способности, а

3

Павел I, правление которого пришлось на начало наполеоновских войн, энергично способствовал расширению иезуитского влияния в России, видя в «Обществе Иисуса» надёжную опору для «всякого благоустроенного правительства» [5;124].

В результате первого раздела Речи Посполитой под властью России оказались территории, на которых проживало около 100 тыс. католиков и 800 тыс. униатов (греко-католиков) [4;130]. Проявляя терпимость по отношению к подданным неправославного вероисповедания и признавая над ними духовное главенство Папы, Екатерина II намеревалась устранить в пределах империи всякое политическое влияние Рима. Екатерина II, как и Петр I, видела в церкви одно из орудий управления страной и умело пользовалась этим орудием: «Как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, так и она (Екатерина) из тех же правил, сходствуя его святой воле, и всем поступает, желая только, чтоб между подданных ее всегда любовь и согласие царствовали» [5;125]. Оказывая поддержку «Обществу Иисуса», Екатерина бросала вызов не только Риму, но и всей Западной Европе. Однако при этом она не забывала о господствующей роли православия, оставаясь стойкой защитницей позиций государственной религии и обеспечивая достойное существование прочим вероисповеданиям.

Именной указ Сенату от 14 декабря 1772 г. определял в качестве главы латинской церкви «католического епископа», ведению которого должны подлежать не только белорусские, но и все находящиеся в империи католические приходы. Сохраняя догматы и правила как католиков, так и униатов, Екатерина II отнимала у их духовенства право прямого сношения с Римом. Все папские послания духовные власти обязаны были направлять белорусскому генерал-губернатору, который передавал их на рассмотрение государыни. Любая бумага, поступившая от папы, могла быть принята к исполнению лишь в случае одобрения её императрицей. Указом запрещалось обращение православных в

4

католичество и униатство. Именным указом от 22 ноября 1773 г. на должность главы римско-католической церкви был назначен епископ Станислав Сестренцевич-Богуш. Он родился в протестантской семье и должен был стать пастором. Учился сначала в протестантской школе Слуцка, затем - во Франкфуртском университете. Пастором Сестренцевич стать не пожелал. Некоторое время он был на военной службе в Пруссии и Литве, затем воспитателем детей у польского магната Радзивилла. Прослушав курс богословия в коллегии ордена писаров в Варшаве, Сестренцевич в возрасте более чем тридцати лет принял сан католического священника. Высокообразованный человек, чуждый всякого религиозного фанатизма, он представлял собою тип просвещенного прелата. Интересовался литературой, агрономией и медициной. Он выступал против неограниченной власти папы, отдавая приоритет светским властям [6;145]. Сестренцевич, преданный русским властям и лично императрице, получил титул епископа белорусского католических церквей (или епископа Виленского), а местом его резиденции стал г.Могилев. Новый епископ стремился поднять образовательный уровень католического духовенства.

Указ подтверждал юрисдикцию «епископа белорусского» над всеми католическими приходами России. Централизация католической духовной власти началась с учреждением Белорусской католической епархии, оформленным жалованной грамотой от 6 февраля 1774 г. Разрозненные части бывших польских епископств были слиты в одну епархию, к которой причислялись и все католические приходы России. Грамота подтверждала право духовных орденов на их пребывание в пределах империи «до тех пор, пока они сами верноподданнический свой долг и присягу сохранять будут» [4;130].

Из всех существующих в Белоруссии орденов наибольшим авторитетом пользовалось «Общество Иисуса», члены которого были здесь еще во второй половине XVI века, когда король Стефан Баторий

5

«наводнил» ими Речь Посполитую. Иезуиты чтили своего покровителя: главный костел в Полоцке не случайно носил имя св. Стефана. К моменту присоединения восточных областей Белоруссии к России орден имел в этих краях до десяти миссий и резиденций с центром в Полоцке. Воспитание юношества, всегда бывшее для «Общества Иисуса» одной из главнейших задач, сделалось для белорусских иезуитов почти привилегией, так как в Белоруссии, где образование всецело находилось в руках римско-католического духовенства, ни один орден не мог соперничать с ними по количеству учебных заведений и числу учащихся. Иезуиты располагали шестью коллегиями: в Полоцке, Витебске, Орше, Могилеве, Мстиславе и Динабурге. В этих коллегиях обучались выходцы исключительно из «благородных» - дворянских и шляхетских семейств.

По присоединению Белоруссии Екатерина II издала губернатору М.В. Каховскому и М.Н. Кречетникову распоряжение: «Езуитским монастырям, школам и училищам сделайте особую перепись. Вы за сими наипаче недреманно смотреть имеете, яко за коварнейшими из всех прочих латинских орденов, ибо у них без согласия начальника подчиненные ничего предпринимать не могут» [4;131]. Черновой вариант наказа более категоричен: «Как … наши законы запрещают оных в области нашей терпеть, то при первом от них, интересу нашему противном, подвиге вы имеете оных оптом выгнать из сих земель, приставя управителей к недвижимому имению их» [4;131]. Однако Екатерина воздержалась от такого шага. Это шло вразрез с традиционной политикой царизма, прежде следовавшая указу Петра I от 18 апреля 1719 г. о высылке иезуитов из России на вечные времена, имело в лице иезуитов уже не миссионеров. Их поведение трудно было предугадать, а торопиться с их высылкой, зная об их влиянии на население только что присоединенных областей, было бы опрометчиво. Указом от 16 августа 1772 г. на имя генерал-губернатора графа З.Г.Чернышева императрица

6

повелевала белорусскому населению присягнуть ей на верность. Для присяги был определен месячный срок - в течение сентября «духовенство высшее и низшее разных исповеданий, - говорилось в указе, - долженствуют подать собою, яко пастыри духовные, первый в учении присяги пример» 4;131. Но католическое духовенство не спешило присягать. Наиболее влиятельные представители высшего духовенства уезжали в Польшу, патриотично настроенная шляхта следовала их примеру либо выжидала. В этих условиях иезуитам представилась возможность показать новой власти силу своего влияния, что они и сделали. Иезуиты первыми присягнули императрице. В полоцком костеле св.Стефана проводятся два торжественных богослужения. Одно из них, состоявшееся 24 ноября, совпало по времени с именинами императрицы и было отмечено с особой пышностью. Оно было связано, главным образом, с восхвалением Екатерины II. Эффект этих мероприятий превзошел любые ожидания властей: «Местное латинское и униатское духовенство, а так же шляхта, были ошеломлены… и, по старой привычке вверять себя водительству этого влиятельного ордена и следовать его мановению, они теперь волею и неволею потянулись за иезуитами и стали присягать новой своей повелительнице» 4;131. В итоге, подчинение вновь присоединенных земель русской власти прошло без особого сопротивления. Сами же иезуиты в данной ситуации не имели иного выбора, как подчиниться требованиям императрицы. Вряд ли они не осознавали шаткости своего положения перед лицом власти, не доверявшей им изначально, а признание авторитета светских властей не было для иезуитов чем-то непривычным. Именно в глазах светских властей члены «Общества Иисуса» старались зарекомендовать себя с наилучшей стороны, так как из всех духовных особ они признавали только генерала ордена и папу римского. Авторитет первого был абсолютно безусловен, а вот роль второго носила скорее декоративный характер. Имя папы использовалось

7

при освящении всей деятельности общества, а так же, желающие вступить в орден, давали обет беспрекословного подчинения Верховному Понтифику. Именно этот обет сыграл большую роль в решении папской курии утвердить проект «Общества Иисуса». Но на самом деле даже сама формулировка обета оставляла иезуитам некоторую свободу действий.

После дачи присяги в Полоцке, трое иезуитов (С.Черневич, Г.Ленкевич и И.Катебринг) отправились в Петербург и присягнули императрице от имени своих заграничных членов. Ссылаясь на свою веротерпимость, Екатерина II отменила петровский закон. Черневич со спутниками вернулись в Полоцк в феврале 1773 г., а летом папа Климент XIV официально упразднил орден иезуитов. Но к этому времени в России, и в пределах империи орден был сохранен. Ничего с этим не смог поделать даже ярый противник иезуитов - епископ Сестренцевич. А для того, чтобы официально узаконить положение «Общества Иисуса» были выпущены два постановления. Первое - именной указ от 13 января 1774 г., которым Екатерина освобождала крестьян иезуитских земель от налогов "«впредь до указа"». Вторым постановлением являлась жалованная грамота от 6 февраля 1774 г., в которой права иезуитов подтверждались наравне с правами других орденов 4;134. Екатерина II ограничивала влияние иезуитов территориальными границами Белоруссии, но тем не менее благоволила к ним. Указом 16 февраля 1777 г. им было разрешено открыть в Полоцке новициат (учебное заведение для послушников), а указом от 25 июля 1782 г.- избрать себе генерального викария (глава ордена в отсутствии генерала). Открытие новициата совпало с попытками папы Пия VI добиться запрещения ордена иезуитов в России, для чего он использовал Сестренцевича. Папа дал епископу Виленскому на три года власть над всеми католическими священниками и монахами России. Но в планы Екатерины не входило выполнение предписаний папы. Наоборот, она приказала Сестренцевичу, используя данную ему власть способствовать открытию новициата.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.