реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае

реферат
p align="left">В процессе формирования централизованного российского государства Православная Церковь становится все более зависимой от светской власти.

В середине XVII века царь Алексей Михайлович попытался использовать православие в качестве идеологической базы для создания единой всеправославной империи с центром в Москве. Под руководством Патриарха Никона (1605 - 1681) была предпринята спешная правка русских богослужебных книг и, соответственно, обрядов по греческим образцам, что вызвало протест у наиболее активных представителей русского духовенства. Неприятие частью духовенства проводимых Патриархом реформ вскоре привело к открытому противостоянию и вызвало раскол в Русской Церкви. Возникло старообрядчество, распавшееся впоследствии на множество толков и согласий

В эпоху Петра I подчинение Церкви светской власти стало полным. Согласно «Духовному регламенту», высшей властью в Церкви обладает император, от имени которого церковное управление осуществляет духовная коллегия, получившая наименование Святейший Синод. Церковь по сути превратилась в один из государственных институтов, занимающийся вопросами идеологии.

Императрица Екатерина II продолжила эту политику, лишив Православную Церковь остатков экономической самостоятельности.

В начале XX века Русская Православная Церковь являлась самой крупной из всех поместных Православных Церквей. В ней насчитывалось 55 тыс. храмов, 100 тыс. священников и диаконов. В 1242 монастырях проживало более 50 тыс. монахов. Церковь имела 64 епархии и около 40 викариатов; ее епископат составлял свыше 100 архиереев. В начале 1917 г. из 182 млн. жителей Российской империи 115 млн., или более 63% числились православными.

После революции Октября 1917 г. новая власть обрушила на Православную Церковь жестокие репрессии, не без оснований воспринимая ее как основную идеологическую опору царизма. Во время «красного террора» было расстреляно большое количество священнослужителей. В 1918 - 1921 гг. было закрыто 673 монастыря - около половины имевшихся тогда в России. В январе 1918 г. были конфискованы помещения Александро-Невской лавры в Петрограде, в ноябре 1919 г. опечатана Троице-Сергиева лавра.

После окончания гражданской войны антицерковная политика была продолжена. После того, как во второй половине 1921 г. в России разразился голод, советская власть начала акцию по изъятию церковных ценностей. В 1922 г. по обвинениям, выдвинутым в связи с противодействием изъятию церковных ценностей, были расстреляны 2691 священнослужитель, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, а жертвами судебных и внесудебных расправ в общей сложности стали не менее 15 000 человек.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. деятельность религиозных общин ограничивалась совершением богослужений. Урезались права общин. Началось массовое закрытие церквей: в 1928 г. было закрыто 534 церкви; в 1929 г. - 1129; в 1937 г. более 8 тыс. В Москве из 600 православных церквей к концу 30-х годов действовали только 23. В Ленинграде действовало лишь 5 храмов из 300; в 25 областях РСФСР вообще не было ни одного храма. Были закрыты все еще сохранившиеся на территории СССР монастыри.

Начало Великой Отечественной войны привело к изменению государственной политики в отношении церкви. В первые же дни войны к Сталину обратился Ливанский митрополит Илия, сообщивший об откровении Божией Матери и Ее повелении открыть храмы, освободить священников, возобновить молитвы и прекратить преследования Православия.

В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Алексием (Симанским). В результате встречи было дано разрешение на открытие храмов и монастырей, воссоздание духовных школ, создание в епархиях свечных заводов и мастерских церковной утвари.

В 1945 г. Русская православная церковь имела 10,5 тыс. действующих храмов, из которых 6 тыс. находились на Украине и 2,8 тыс. - в Российской Федерации. На территории СССР действовал 101 монастырь. Епископат Русской церкви насчитывал 62 архиерея. В 1946 г. были воссозданы духовные школы: семинарии и академии в Москве и Ленинграде; семинарии в Саратове, Ставрополе, Киеве, Одессе, Луцке, Минске. До 1947 г. действовала духовная семинария в Вильнюсе.

С конца 1958 г., после относительно стабильного положения церкви в первые послевоенные годы, административный нажим вновь усиливается: начинается новая волна антирелигиозных гонений. Провозгласив развернутое строительство коммунизма, Н.С. Хрущев выдвинул задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в сознании людей». Практическим выражением этой идеологической установки стало массированное наступление государства на церковь и верующих. В результате в 1966 г. на территории СССР оставалось лишь 7,5 тыс. храмов (в 1961 году, до начала хрущевских гонений, их было 11742), из них в Российской Федерации - около 2 тыс.

В начале 80-х годов на территории СССР оставалось всего 6,7 тыс. православных храмов. На восьмимиллионную Москву приходилось лишь 46 православных церквей; в Ленинграде на 4 млн. жителей - 12. К середине 80-х годов Русской Православной Церкви принадлежало 20 монастырей, из них лишь 3 - в Российской Федерации.

С 1987 г. началась передача церкви отдельных храмов и монастырей. Летом 1988 г. Московский Патриархат насчитывал лишь 6893 прихода и около 7200 лиц белого и черного духовенства.

С 1988 года началось массовое открытие новых приходов: если в 1986 г. было открыто 10 храмов, в 1987 г. - 16, то в 1988 г. - 809, а в 1989 г. - 2039. В 1990 г. Русская Православная Церковь имела 8200 приходов и 74 епархии, 28 монастырей. В 1993 г. под управлением Московской патриархии находилось 242 монастыря; из них около 100 - в Российской Федерации. В 1995 году в России насчитывалось около 8000 православных общин, объединенных в 117 епархий, 347 монастырей и монастырских подворий. Общее число православных составляло около 60 миллионов человек. Кроме того существует 7 епархий в дальнем зарубежье.

По данным Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru на 1 января 2009 года в России насчитывается 22 507 религиозных организаций. См. приложение 1. Из них первое место занимает Русская православная церковь 12435 зарегистрированных организации. Старообрядцы - 269. Римская католическая церковь - 222. Религиозных организаций исповедующих ислам - 3862, буддизм - 198, иудаизм - 284.

Россия является светским государством, где никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. А свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией. Всем гражданам дано право на исповедание любой религии и право быть атеистом. Несмотря на это, верующих в России много. В Стране действуют более 70 религиозных конфессий. Каждая конфессия свободно исповедует свою религию, верующие без ограничений могут посещать православные церкви, католические костелы, мечети, синагоги, буддистские храмы и дацаны.

Большинство верующих в России исповедуют христианство в форме православия. К ним же относятся старообрядцы и молокане. Ислам - вторая по распространенности религия в России. Также из распространенных религий на территории России стоит назвать буддизм, иудаизм и протестантизм.

4. Религиозная обстановка в Пермском крае

В последние годы уровень религиозно ориентированных граждан составляет более 70% общей структуры населения Прикамья. Убежденные верующие образуют около трети всей численности религиозных граждан (по результатам социологических исследований в Прикамье под руководством М.Г. Писманика).

По состоянию на начало 2009 года в городе Перми действуют 67 религиозных организации, более 10 религиозных групп, которые представляют более 20 конфессий. В составе религиозных граждан православных 70%, мусульман - 4%, 2% старообрядцев, около 2% населения Прикамья относят себя к другим конфессиям, и, наконец, около 20% населения не связывают себя с определенной конфессией.

Наиболее многочисленная конфессия Русская Православная Церковь - Пермская епархия. В городе епархия объединяет 27 зарегистрированных религиозных организаций, которые используют для религиозных культов и обрядов 19 храмов и 3 монастыря. Мусульмане представлены в городе 8 религиозными организациями, действует 2 мечети.

В последние годы религиозные организации расширили общественно значимую культурно-просветительскую работу, образовательную деятельность, больше уделяют внимания милосердию и благотворительности.

Выстраивая систему отношений с религиозными объединениями, администрация города четко придерживается концепции светского государства, содействует развитию взаимопонимания и терпимости, укреплению межконфессиональных отношений.

В городе работает некоммерческое партнерство Межконфессиональный консультативный комитет (МКК). В рамках сотрудничества МКК и администрации города были проведены общегородские научно-практические конференции: «Религия и молодежь», «Христианство и грядущие судьбы России». Оказана помощь в издании информационного бюллетеня «Традиционные конфессии Прикамья». 10 декабря 2002 года впервые в городе состоялись исторические слушания «Религия в истории города Перми (до 1917 года)». МКК организовал и провел Международную молодежную христианскую встречу впервые в России, научно-практические конференции "Проблемы образования и здравоохранения в контексте национальной безопасности России", «Традиционные конфессии и борьба с наркоманией».

Одним из важных направлений деятельности администрации г. Перми является обеспечение конституционного права граждан на свободу совести и вероисповеданий, формирование цивилизованных государственно-церковных отношений» реализация ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

С целью совершенствования межконфессиональных отношений, воспитания веротерпимости, уважительного отношения между неверующими и верующими, а также приверженцами разных религии друг к другу, профилактики экстремистской деятельности оказывается содействие в работе информационного центра по вопросам религии (центр межконфессионального общения) при Библиотеке духовного возрождения.

Религиозные организации все больше начинают участвовать в социальных проектах. Администрация города поддерживает социальное служение конфессий в области культуры, благотворительности, образования. Признавая роль православия в становлении и развитии духовности и культуры, уважая роль религий в духовно-нравственном воспитании населения, верующим возвращаются культовые здания. Администрация города оказывает помощь в восстановлении храмов - памятников истории и культуры, выделяет земельные участки под строительство новых культовых зданий.

Таким образом, религиозную обстановку в Прикамье можно оценить как положительную. Тенденция поддержки религиозных конфессий Пермского края органами власти позволяет сделать вывод о стремлении повысить уровень сознательности людей, их религиозности. Существование такого количества различных конфессий (около двадцати) в едином пространстве зачастую влечет за собой разногласия и противоречия на религиозной почве, однако история г. Перми не знает примеров таких прецедентов, что отражает правильность подхода властей и жителей Пермского края к религиозным отношениям.

Заключение

В процессе эволюции человеческому обществу всегда была присуща потребность в регламентировании и упорядочивании жизненных условий и отношений людей друг с другом. Религия является одной из форм создания устойчивой иерархии взаимоотношений. На данный момент в мире существует несколько основных крупнейших ветвей религии (христианство, ислам, буддизм), а также множество различных конфессий, отражающих точку зрения различных людей на миропорядок. В этом смысле религия является видом философии, отражением взглядов общества на жизнь в целом.

С формированием государств и национальностей, исходя из собственной истории и опыта, каждый народ создал свою религиозную ветвь, которая соответствует его представлениям о социальной структуре общества, политических и экономических явлениях, отношениях с природой. Наиболее устойчивыми национальными религиями оказались иудаизм, индуизм (Индия), даосизм, конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония).

В России наиболее распространенной религией является христианство (православие). Однако в связи с многонациональностью страны наряду с православием существует множество других религий. По данным Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru на 1 января 2009 года в России насчитывается 22 507 религиозных организаций. См. приложение 1. Из них первое место занимает Русская православная церковь 12435 зарегистрированных организации. Старообрядцы - 269. Римская католическая церковь - 222. Религиозных организаций исповедующих ислам - 3862, буддизм - 198, иудаизм - 284. На данный момент православие пытаются сделать государственной религией, однако Россия является светским государством и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" Конституция РФ, гл.1, ст.14, п.1.

Структура религий в Пермском крае не отличается от соотношения религиозных конфессий в России в целом. В городе Перми работает некоммерческое партнерство Межконфессиональный консультативный комитет (МКК). В рамках сотрудничества МКК и администрации города регулярно проводятся общегородские научно-практические конференции. В последние годы в Прикамье религиозные организации расширили общественно значимую культурно-просветительскую работу, образовательную деятельность, больше уделяют внимания милосердию и благотворительности.

Однако, несмотря на духовность и взаимоуважения между конфессиями, существуют организации, ставящие своей целью подавления «неправедных». Одной из таких организаций является, например, ваххабизм. Ваххабизм - религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в XVIII в. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703--1792). Он полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций, считая их ересью. Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; считают нежелательным и порицаемым отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы против неверных и лицемеров-вероотступников.

Бывший муфтий Татарстана, председатель Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман уверенно говорит - «ваххабизм - своего рода духовная, идеологическая наркомания». Это хорошо развитая секта, которая работает по всем направлениям, начиная от вербовки и заканчивая террористическими актами. Целью ваххабитов является захват духовного пространства, духовной власти как таковой.

Для противостояния этому течению и остановки кровопролития, полагаю, что только совместная, целенаправленная работа государственных и религиозных организаций поможет обществу избавиться от этой враждебной идеологии.

Один из выходов этому противостоянию и необходимым решением для борьбы с этим явлением может быть Законодательный запрет ваххабизма.

Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии мира имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и священных книгах содержатся непреходящие общечеловеческие ценность культуры и морали. Без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Первоначальная философия каждого народа - точнее, его первоначальное миросозерцание, тесно связано с его религиозными представлениями и верованиями. Понятия о происхождении вещей, о первых причинах, о конечной судьбе мира и человека, о духе и душе имеют религиозное происхождение и связываются с целой мифологией.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т.1/Ин-т этнографии им Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. - 2-е изд., дораб. - М. Мысль, 1988 - 382 с.

3. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т.2/Ин-т этнографии им Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. - 2-е изд., дораб. - М. Мысль, 1988 - 445 с.

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.1991.

5. Майкл Кин. Религии мира. Харьков: «Клуб», 2006 - 239 с.

6. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988.

7. Письменник М.Г. и др. Религия в истории и культуре. Пермь: «Книжный мир», 1995 г. - 304 с.

8. Сайты Интернет www.gks.ru и www.gorodperm.ru

9. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 6. Сборник статей. - М. - СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2008. - 400с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.