Этноконфессиональный аспект ислама: украинский контекст
11 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Реферат на тему: ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИСЛАМА: УКРАИНСКИЙ КОНТЕКСТ Выполнил студент гр. ФиР 04 Халиков Р.Х. Научный руководитель: доц. Фесенко А.Н. Донецк 2008 СОДЕРЖАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ 3
- Раздел 1. Численность и национальный состав мусульман в Украине 5
- Раздел 2. структура расселения исламских этносов в Украине 9
- РАЗДЕЛ 3. ЭТНОКОНФЕССИНОАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ Донецкой области 11
- ВЫВОДЫ 14
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕЧисленность, национальный состав и географическая структура расселения народов, традиционно исповедующих ислам, составляют важную характеристику исламского сообщества в Украине. Без учета этих характеристик невозможно понять направление развития и масштабы данного социального феномена. Однако эти структурные показатели отнюдь не исчерпывают сущностные характеристики явления, они лишь задают определенный формат, в рамках которого происходят многочисленные социальные процессы. Народы, традиционно исповедующие ислам и проживающие ныне в Украине, имеют разную историю отношений с этой религией, что обуславливает, в частности, неодинаковое соотношение этнического и религиозного компонентов в структуре их идентичности. В Украине представлены различные волны мигрантов, отличающиеся продолжительностью проживания в стране, спецификой ассимиляционных процессов, интенсивностью и структурой контактов с местами происхождения. На религиозную жизнь диаспоры, кроме того, влияет специфика процессов в исламской среде стран происхождения. Поэтому «кроме собственно религиозной тематики, значительное место в околоисламском публичном дискурсе в Украине занимает проблематика, связанная с определением позиции отдельных этнических групп по отношению к разнообразным политическим процессам, немусульманскому окружению, власти - в Украине и мире, прежде всего исламском. Этот дискурс служит средством конструирования мировоззрения украинских мусульман» [2, с.94]. количественные показатели определяют лишь число людей, для которых мусульманская идентичность потенциально имеет определенное значение, но ничего не говорят об отношениях между ними и даже не свидетельствуют о наличии соответствующего организованного сообщества. В то же время в дискурсе исламских организаций такие соображения, как правило, не учитываются, и украинские мусульмане представляются как единая общность, а ее внутренние отличия не принимаются во внимание. Как раз изучение динамики развития этноконфессиональных взаимоотношений между представителями разных общностей, по утверждению К. Ивангородского, позволяет оценить роль ислама в украинском этносоциогенезе, устранить ошибочные воззрения на ислам и наладить диалог между представителями ислама и христианства в Украине [6, с.101]. Поэтому объектом исследования в данной работе избран этноконфессиональный аспект ислама на украинской территории, а предметом - отдельные этносы, традиционно исповедующие ислам и проживающие на территории Украины. Задача работы - проследить закономерности развития ислама в среде различных этнических групп населения Украины, влияние этнической раздробленности на взаимоотношения внутри мусульманской уммы и ее отношения с представителями немусульманского населения страны, а также - с официальной властью. Работа состоит из трех разделов, где освещается поочередно национальный аспект ислама в Украине с количественной стороны, структура расселения исламских этносов на территории страны, и процесс формирования этноконфессиональной исламской идентичности в Донецкой области. Раздел 1. Численность и национальный состав мусульман в УкраинеСогласно результатам переписи населения 2001 г. в Украине, численность мусульман по происхождению составляет 436 тыс. человек, или около 0,9% населения страны, то есть в Украине доля мусульман по происхождению меньше, чем в странах Западной Европы, где она в среднем превышает 1%. Численность мусульман в Украине стала объектом определенных манипуляций. Такая ситуация достаточно типична для бывшего СССР и даже для стран Европы, когда заинтересованные группы преувеличивают численность целевой аудитории. Согласно принятому Госкомстатистики делению, в Украине можно выделить 40 этнических групп, традиционно исповедующих ислам. К этому списку относят часто лишь те народы, которые не имеют в своем составе существенных по численности меньшинств другой веры, а также народы, имеющие в своем составе мусульманские меньшинства. Не учтены, например, данные переписи численности албанцев, поскольку в Украине этот народ представлен преимущественно религиозным меньшинством православного вероисповедания. С другой стороны, исходя из принятого рубрикатора, трудно определить конфессиональный статус «народов Индии и Пакистана», среди которых большинство составляют мусульмане. По данным переписи невозможно оценить и численность представителей мусульманской Африки (кроме Северной, выходцы из которой попадают в категорию «арабов»), часть из которых принимает активное участие в деятельности мусульманских организаций. В Украине, как и в большинстве стран Европы, среди мусульман четко выделяется ведущая этническая группа. Крымские татары составляют почти 57% общей численности мусульманских народов, три наибольшие этнические группы (крымские татары, волго-уральские татары и азербайджанцы) вместе составляют 84%, а первые пять (с учетом узбеков и турков) - почти 90%. Абсолютное большинство из 248193 крымских татар проживает в Крыму (около 245 тыс. чел) и ближайших районах Херсонской (2072 чел., преимущественно в пгт Новоалексеевка Генического района) и Запорожской (570 чел., из них 255 в г. Мелитополе) областей. В других регионах проживает крайне незначительное количество крымских татар, и даже в столице их численность составляет всего лишь 44 человека. В соответствии со структурой расселения крымских татар, мусульманские общины этой этнической группы за пределами Крыма действуют только в Запорожской (в Мелитополе) и Херсонской (в Новоалексеевке, Партизанах, Геническе) областях. Дальнейший миграционный потенциал крымских татар оценивается как незначительный, при отсутствии существенных изменений в условиях пребывания этой этнической группы и диаспоре, главным образом в Центральной Азии. Религиозная самобытность крымскотатарского этноса считается одной из необходимых черт сохранения идентичности этого народа как коренного народа Украины (со всеми сопутствующими этому статусу правовыми последствиями) [1, с.35-49]. Специфическими особенностями крымскотатарского варианта ислама являются, например, использование имени Тэнгри по отношению к Аллаху, сохранение культа «святых мест», а также обычного права - Терэ как варианта адата. Вторая по численности этническая группа - волго-уральские татары (87 тыс. чел. в 1989 г., 73 тыс. - в 2001 г), география расселения которых имеет четкую территориальную специфику: Донецкая область (19161 чел), АР Крым (11090 чел), Луганская (8543 чел) и Херсонская (5353 чел) области. Общины волго-уральских татар сформировались в конце XIX - начале XX вв. в период интенсивной индустриализации Донбасса и пополнялись новыми мигрантами в периоды активного развития региона. В течение первого периода трудовая миграция татар имела сезонный характер и сопровождалась постепенным закреплением на новом месте. В последние два-три десятилетия среди волго-уральских татар Украины происходят активные ассимиляционные процессы. Этот факт является предметом дискуссии внутри общины. Сейчас наличие среди волго-уральских татар Донбасса группы влиятельных бизнесменов является одним из факторов сохранения общиной своего места на этноконфессиональной карте Украины. В Крыму религиозная активность национально-культурных обществ волго-уральских татар (как и башкир) малозаметна. Значительно меньшие по численности башкиры (4253 чел), как правило, солидаризируются с волго-уральскими татарами в культурных и религиозных мероприятиях. Численность азербайджанцев в Украине в период между переписями 1998 и 2001 гг. возросла на 22,2% и составляла 45176 человек. Большинство азербайджанцев проживает на Востоке страны: в Донецкой (8075 чел), Харьковской (5684 чел) и Днепропетровской (5683 чел) областях. От двух до трех тысяч человек проживают в пяти регионах: в АР Крым (3748 чел), Луганской (3123 чел) и Одесской (2777 чел) областях, г. Киеве (2567 чел., кроме того, большинство из 933 азербайджанцев Киевской области проживают в столичной агломерации) и Запорожской области (2490 чел). Еще в четырех областях проживают более тысячи азербайджанцев: в Николаевской (1482 чел), Херсонской (1280 чел) и Полтавской (1203 чел). В отдельных регионах именно азербайджанцы составляют большинство мусульманского населения. Все группы центральноазиатского происхождения, а также башкиры нестабильны в количественном отношении. Приблизительно в два раза сократили свое присутствие в Украине за счет обратной миграции или отсутствия новых возрастных когорт несколько этнических групп среднеазиатского происхождения и башкиры. В то же время перепись показала незначительный рост численности таджиков, туркмен, чеченцев и ингушей. Численность турков-месхетинцев в Украине оценивается приблизительно в 9 тыс. человек. Большинство турков-месхетинцев во время переписи идентифицировали себя как «турки» и лишь 336 человек - преимущественно в Геническом районе Херсонской области - как турки-месхетинцы. Согласно переписи, общая численность «турков» в Украине составляет 8844 человека. Сюда же, очевидно, попало и некоторое количество граждан Турции. Численность арабов, согласно переписи, составляет 6575 человек, проживающих в больших городах - столице (1426 чел) и региональных университетских центрах: Одессе (1320 чел), Харькове (985 чел), Днепропетровске (525 чел), Донецке (470 чел), Запорожье (271 чел), Симферополе (268 чел), Луганске (212 чел) и Виннице (174 чел). Структура арабской диаспоры в течение последних десяти лет претерпела определенные изменения. В частности, в соответствии с изменением ситуации в арабских странах, в последнее время арабские студенты, составляющие значительную часть общины, стали более религиозными. Вместе с тем, часть диаспоры недовольна возрастанием роли ислама. Это преимущественно люди, осевшие в Украине более 10 лет назад во времена Советского Союза; многие из них придерживались левых взглядов. Кроме того, часть арабов исповедуют христианство. Преимущественное большинство арабов в Украине - выходцы из Палестины и Иордании (также преимущественно палестинцы по происхождению), хотя в некоторых городах сложились общины, где преобладают выходцы из других арабских стран. Так, в Харькове больше всего выходцев из Ливана (по оценкам представителей общины, около 500 человек из 985), среди которых весомую часть составляют шииты. Таким образом, за период между переписями 1989 и 2001 гг. возросла численность крымских татар, азербайджанцев, чеченцев, таджиков, туркмен, турков-месхетинцев. Все прочие народы, традиционно исповедующие ислам, сократили, в некоторых случаях существенно, свою численность. Наиболее значительным событием для ислама в Украине стало возвращение крымских татар на свою историческую родину. Структура и численность народов, традиционно исповедующих ислам, в значительной степени сложились именно в течение 90-х гг. XX в. Решающим фактором в формировании современного состояния стали миграционные процессы, активно проходившие после распада СССР. Уменьшение интенсивности миграционных процессов, наблюдающееся с конца 90-х гг., позволяет утверждать, что национальный состав мусульманских народов Украины устоялся и в среднесрочной перспективе картина существенно не изменится. Раздел 2. структура расселения исламских этносов в УкраинеНароды, традиционно исповедующие ислам, неравномерно расселены по территории страны: центрами тяготения для мигрантов в советские времена становились промышленные центры Востока и, частично, Юга страны; в свою очередь, Крым стал регионом, куда после депортации возвращались крымские татары. Как утверждает С.И. Данилов, полноценная исламская жизнь (образование общин, строительство мечетей и т.п.) становится возможной только в регионах с определенной концентрацией народов, традиционно исповедующих ислам. В то же время на особенности становления и деятельности мусульманских общин частично влияют и социокультурные характеристики регионов [3, с.23]. Наибольшая мусульманская община Украины проживает в Крыму (272,6 тыс. чел. с учетом Севастополя); со значительным отрывом второе место занимает Донецкая область (36 тыс. чел), затем идет группа регионов с численностью народов, традиционно исповедующих ислам, от 10 до 20 тыс. чел. - Харьковская (16 тыс), Луганская (15 тыс), Днепропетровская (15 тыс), Херсонская (14 тыс), Одесская (12,2 тыс), Запорожская (11,7 тыс) и г. Киев (10,9 тыс). В разных регионах доминируют различные исламские организации, при этом наблюдается сближение между некоторыми из них, например ассоциацией «Арраид» и Духовным управлением мусульман Крыма [9]. Эмпирические данные свидетельствуют, что пороговым значением для появления мусульманской общины в области является наличие около двух тысяч представителей народов, традиционно исповедующих ислам. При этом также важно, чтобы большая часть из этих двух тысяч человек была сосредоточена в областном центре. Другим фактором, содействующим появлению общин в случаях, когда численность мусульман составляет менее определенного барьера (регионы с «очень низкой численностью»), является наличие диаспор ближневосточного происхождения. Как правило, наибольшую активность проявляют общины арабских студентов, в результате деятельности которых, например, возникли мусульманские общины в таких городах, как Винница, Львов, Черновцы. Также активны в религиозном отношении мигранты из стран мусульманского Востока, местами концентрации которых стали крупные центры базарной торговли, например, Хмельницкий. Студенческие мусульманские общины выступают не только катализатором религиозной активности в студенческой среде, но и становятся центрами тяготения для местных мусульман. В семи регионах на Севере и Западе страны (Житомирской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Сумской, Черниговской, Волынской и Ровенской областях) не зарегистрировано ни одной мусульманской общины.
Страницы: 1, 2
|