реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дзен-буддизм в США

реферат
p align="left">Битнический дзэн был весьма далек от традиционного японского дзэн-буддизма и сильно отличался от его модернизации для Запада. Это был не просто «вульгарный» дзэн, как его сначала назвал А. Уоттс, за ним Т Рожак и многие другие. Это была особая, нетрадиционная религия, которая первой из большой группы подобных ей получила распространение среди нонконформистской молодежи. «То, что началось с дзэна, ныне быстро, пожалуй, слишком быстро разрослось в фантасмагорию экзотических религий», -- отмечал Т. Рожак. Психологической основой увлечения дзэном, как впоследствии и другими восточными культами, стало тяготение к условному «Востоку» как идеальной противоположности столь же условного «Запада».

Дзэн-буддизм отличается от других религий тем, что он, как упорно уверяют его популяризаторы, представляет собой нечто среднее между религией и философией и в традиционном смысле слова не является религией: в нем нет никакого Бога, которому следует поклоняться; нет «церемоний», «загробною мира» и т.п. Он свободен от догм, связывающих другие религии. В нем нет наборов доктрин, которые последователи вынуждены принимать. Обучающийся дзэну добывает знания о нем в глубине своего собственного сознания. Кроме того, дзэн-буддизм адресован человеческому сердцу. Он -- жизненный опыт, переживание, «творческий импульс». Так Раджнееш писал: «В дзэне нет концепции бога. Можно даже сказать, что это и не религия, -- поскольку не может быть религии без концепции бога. Для тех, кто воспитан в христианстве, исламе, индуизме и иудаизме, не понятно, как дзэн может быть религией. Но это теизм, от начала и до конца, теизм, но без идеи бога».

Дзэн-буддизм -- это японско-китайская разновидность буддизма. Популярность именно этого вида буддизма в США объясняется тем, что он не предъявляет верующим каких-либо сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов; его крайний эгоизм, индивидуализм очень в духе Америки; гедонизм, лежащий в его основе и неправильно понятый битниками, давал свободу распущенности.

Основателем дзэн-буддизма считается патриарх Бодхидхарма, пришедший в Китай из Индии в 520 г. и принесший туда буддизм. В Китае в первой половине VI века н. э. буддизм соединился с Таоизмом, в результате чего появилась школа Чань-буддизма. Примерно в XII-XIII веках чань-буддизм проник из Китая в Японию, где стал называться дзэн-буддизмом. В западных странах дзэн начал распространяться в узких кругах представителей правящих классов в начале XX века. Одним из его основных пропагандистов и популяризаторов был Д.Т. Сузуки (1870-1966).

Распространение дзэн-буддизма в США заняло несколько десятилетий и потребовало усилий многих восточных эмиссаров и их западных последователей. Японский ученый Д.Т. Сузуки, без которого западная мода на дзэн осталась бы почти необъяснимой, неоднократно приезжал в Соединенные Штаты и написал почти бесконечную серию книг и эссе на английском языке о дзэне. Благодаря его деятельности в 1930 г. был создан «Первый дзэнистский институт» в Америке.

Вторым по значению пропагандистом дзэна на Западе был англичанин Аллан Уоттс, ученик Судзуки, который в начале 40-х гг. приехал в США и остался там навсегда. Именно Судзуки и Уоттс оказали непосредственное влияние на духовных вождей битничества -- Г. Снайдера, А. Гинзберга, Дж. Керуака.

Исторически разновидности дзэн-буддизма появлялись, как результат способности данной религии приспосабливаться к различным культурам. Поэтому и возникли достаточно различные китайская, японская и американская разновидности дзэн-буддизма.

Японский дзэн поддерживает жесткую самодисциплину, благодаря чему он был популярен среди самураев.

Китайский вариант дзэна включает достижение и следование универсального природного пути, где добро и зло рассматриваются как части сущего. Китайцы, создавшие дзэн, были такими же, как Лао-Цзы, который столетия ранее сказал: «Оправдывающиеся не убеждают». Поскольку побуждение оправдываться для китайцев всегда было нелепо, то китайская философия поощряла человека, который мог «удалиться oт этого» Конфуций считал, что намного лучше иметь человеческое сердце, чем быть справедливым

Старые китайские наставники дзэн были погружены в Таоизм. Они понимали природу в обшей взаимосвязанности, и видели, что каждое создание, и каждый опыт находятся я в полном соответствии с Тао природы. Это давало возможность им принимать себя такими, какими они были, шаг за шагом, по крайней мере, без необходимости оправдываться в чем-нибудь. Они не использовали дзэн, чтобы защититься или найти оправдание, чтобы избежать наказания за преступление, в том числе за убийство.

Американский вариант дзэна -- это «суета» он смешан с богемными аффектациями и предполагает, что единственный правильный путь- сбежать в монастырь в Японии или выполнять специальные упражнения в позе лотоса по пять часов день Американский дзэн самоосознан, субъективен и используется для оправдания жизни и желании

Идеальным человеком индийского варианта дзэн-буддизма является сверхчеловек, йог полновластный хозяин своей природы, прекрасно соответствующий научно-фантастическому идеалу «человек вне человечества» Но Будда, или разбуженный человек китайского дзэна, «обычен и не представляет собой ничего особенного»; он забавно человечен.

Все типы буддизма могут казаться очень разными, но в центре всех -- «Четыре благородные истины» и «Восьмеричный благородный путь» спасения

Дзэн -- религия внезапности. Основополагающее понятие дзэна -- «сатори» - внезапное просветление, дающее неожиданное постижение мудрости Будды, которое возникает в преображенном сознании Появлению «сатори способствует медитация.

Также как буддизм учит избегать удовольствия и страдания, посредством неучастия в нем, дзэн учит избегать знания и невежества. Согласно дзэн-буддизму, «по существу ни одна вещь не существует», поскольку вещи -- это условия, а не объекты. Они существуют в абстрактном мире мысли, но не в конкретном природном мире Дзэн-буддизм придерживается четырех правил:

1 Особая форма передачи учения непосредственно от сердца к сердцу, минуя Писание

2 Независимость от слов, книг и любых зафиксированных знаков

3. Прямой контакт с духовной сущностью человека

4 Постижение совершенства Будды через обращение к внутреннему миру человека

Иными словами, объясненная истина перестает быть истиной, слова неотъемлемы от интеллекта. А дзэн -- «по ту сторону» интеллекта, там рассудок теряет власть, а единственными средствами передачи знания являются парадокс, символ и безмолвное общение просветленных умов

Дзэн-буддизм отказывается от традиционных логических способов мышления, поскольку как удовольствие ведет к страданию, так и логика ведет к беспорядку. Дзэнист находится вне логики, он существует вне попытки мысленного понимания, в состоянии простого неинтерпретируемого опыта

В США дзэн-буддизм стал рассматриваться не столько как религиозно-философская система, сколько как специфическая культура, основным мотивом которой является внеязыковой опыт, восприятие вне логического осмысления. Т Рожак отмечал, что воспринимаемое битниками, а за ними хиппи в этом религиозном учении «было кротким и веселым отказом от позитивистской и принудительной рассудочности». Молодым американцам эта религия нравилась тем, что у нее не было доктрины Мистический опыт, как известно, невозможно подвергнуть рассудочному анализу Его можно лишь пережить.

Одно из центральных положений дзэна -- интуитивное понимание. Поэтому слова и предложения не имеют фиксированного значения, а логика часто не соответствует ничему. Слова имеют значение только для того, кто их произносит, кому они предназначены и в какой ситуации они используются. Некоторые положение -- действительно ерунда, другие лишь с первого взгляда кажутся ерундой, но только потому, что значение их между строк. Поэтому дзэн и поэзия шли рука об руку на протяжении столетий.

Легенда гласит, что примерно 2500 лет назад Шакьямуни Будда сказал, что «буддисты никогда не станут разговаривать с теми, решения которых зависят от слов и логики». Дзэнисты считают, что истина и значение существуют вне и независимо от слов. Слова могут или не могут содержать истину. В конечном счете, пробуждение к фундаментальному просветлению находится вне возможных описаний словами. Слова -- удобные инструменты или звуки, ограниченные и самой природой звука, и умами говорящего и слушающего.

Попробуйте объяснять вкус еды тому, кто никогда не пробовал ее прежде. Будете ли вы уверены, что слушавший действительно узнал вкус? Мог бы, лишь опираясь на ваше описание, говорить, что действительно попробовал это? Нет, но вы могли с помощью языка вызвать у человека желание попробовать это самому (здесь он был бы счастлив сообщить вам, как ваше описание далеко от истины!).

Дзэн почти не употребляет слов, которые не ускоряют или не указывают на пробуждение. Даже логика уходит на далекий второй план при открытии бессмертного, чистого источника мудрости, который является светочем для каждого.

На протяжении веков наивысшие истины передавались от просветленного к просветляемому, от учителя к ученику; они не могли находиться в священных книгах. В основе просветления лежит интуиция, а не разум, поскольку любой рационалистический метод вносит искажения, и истина перестает быть истиной. Дзэн-буддизм распространяется исключительно как мышление; его цель состоит в том, чтобы победить подавление ума разумом. Ученик может освободить свой разум от пут лишь посредством кажущихся непосвященным иррациональных, абсурдных и бессмысленных методов наставления дзэна. При этом единой методики, обязательной для всех, не существует. Есть лишь несколько правил самого общего характера, предписывающие непрерывность медитации, которая не должна прекращаться даже во время работы. При этом каждый достигает сатори собственным путем.

Тема для медитации в дзэн-буддизме называется коан. Он помогает освободиться от засилья формы, окутывающей сознание, постичь обнаженную реальность, без чего невозможно спонтанное просветление. Только коан, не поддающийся интеллектуальному анализу, способен разорвать путы привычного мышления, «отсюда их странность и невразумительность. Дзэнский мастер не имеет никакой намеренной схемы со своей стороны, чтобы сделать свое утверждение сатори странным или логически неприемлемым. Эти упражнения исходят из его внутреннего существа, как цветы произрастают весной или как солнце излучает свой свет. Следовательно, чтобы покорить их, мы должны уподобиться цветам или солнцу, мы должны войти в их внутреннюю сущность». Одним словом, чтобы понять коан, ученику необходимо воспроизвести в себе то же самое состояние сознания, в котором этот коан возник.

Коан требует подъема на качественно новый уровень сознания, так как на обычном уровне подобные высказывания просто бессмысленны. Дзэн требует: «Чтобы результатом медитирования стало озарение, нужно иметь несгибаемую волю, подкрепляемую абсолютной верой, и крепкое душевное и физическое здоровье».

Целью коана является просветление, или «сатори», то есть непосредственное усмотрение природы вещей, минуя логические ступени. В сатори происходит иллюзорное слияние мыслителя и мышления, причем не только с личным сознанием, но и неким универсальным умом, для чего с его помощью нужно преодолеть собственный ум.

Итак, получается, что общение между наставником и верующим в дзэн-буддизме реализуется на интуитивном уровне мышления. Вообще все делается для того, чтобы освободить сознание от рефлексии, от аналитических, словесных, рассудочных способов самопроявления. «Просветленного индивида, -- писал Уоттс, -- наполняет ясная уверенность в том, что вселенная в точности такая, какая она есть в этот момент как целое и в каждой своей части, так совершенно правильна, что не нуждается ни в объяснении, ни в оправдании, кроме указания на то, что она просто существует. Существование не только перестает быть проблемой; разум настолько поражен чудом самоочевидной и убедительной пригодности вещей, как они существуют, включая то, что первоначально казалось очень плохим, что он не может найти слов, достаточно сильных, чтобы выразить совершенство и красоту переживания».

Дзэн-буддизм выдвигает требование безучастно-созерцательного отношения к реальной действительности как специфической формы пассивного примирения с ней. С этой точки зрения образцом поведения становится «осторожное» действие, «то, что дзэн имеет в виду под позицией беспристрастности». Согласно Уоттсу, при такой позиции человек «обладает полной внутренней свободой, но в отличие от вольнодумца он не бунтует против социальных установлений и не пытается оправдать себя во всем, подобно лицемеру. Он в полном ладу с самим собой и с природным миром...».

Дзэновское состояния достигается с помощью трех приемов: дзад-зэн -- дзэновской формы медитации, коан -- кратких, абсурдно звучащих загадок без логических отгадок, благодаря которым буддистский «срединный путь» трансформировался в дзэне в «путь парадоксов», и мондо - бесед «огневой скорости». В результате вся дзэновская культурная традиция направлялась против европейской рациональности, которая, как полагали дзэнисты, заковала цивилизацию в оковы разума. Наступило время разбить оковы, вернуть людям стихийности мировосприятия.

Идеал дзэн - быстрейшее применение на практике моментов истины, достигнутых в процессе медитации. Средство к этому -- труд. Поэтому для дзэнистов девиз «Кто не работает, тот не ест» является самым действенным Дзэн-буддисты верят, что труд препятствует лени и праздности, делает ум и тело крепкими. Д.Т. Суззуки писал: «Если бы дзэн не оставался вереи этому идеалу, то он превратился бы в усыпляющую и шаблонную систему, и в результате все сокровища, заботливо накопленные мастерами Китая и Японии, были бы утрачены,... дело в том, что если и есть что-то, на чем дзэнистские учителя особенно настаивают как на практическом выражении своей веры, то это служение другим, выполнение работы для других, причем скрытно, не напоминая, не оповещая других об этом». В восточном варианте дзэн-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Он учил, что не следует стремиться к нирване, поскольку едва ли там ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать Буддой? Да и зачем все это, для чего? Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть?

Именно в таком варианте, выражающем лишь рационалистический эгоизм и гедонизм, американские битники, а за ними и некоторые хиппи и «новые левые» восприняли дзэн-буддизм. Для них не должно было быть никаких усилий, никакой дисциплины, никакой искусственной борьбы для достижения сатори или того, кем каждый был. Т. Рожак писал: «Бесспорно, что битники Сан-Франциско и позднее многие из нашего поколения думали, что они нашли в дзэне то, в чем они нуждаются, и сразу приступили к использованию обретенного ими в этой экзотической традиции для оправдания удовлетворения своих нужд». Отброшено же ими было следующее.

В дзэн-буддизме речь шла не о чувственном наслаждении, а битники поняли гедонизм исключительно в значении чувственных наслаждений. Дзэн-буддизм призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они -- вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем. Мир -- неразделимо взаимосвязанное поле или континуум, никакая часть которого не может фактически отделяться от остального или оцениваться выше или ниже остального. Кто не видит Будды и Истины во всем, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Из вышесказанного американские дзэн-буддисты уяснили лишь то, что «Будда во всем!». Именно это для них оказалось главным. А это давало весьма релятивистское решение проблем морали, так как из него в этике выводилась равнозначность всех проявлений и элементов жизни. Вело же это к тому, что можно было оправдать любую распущенность в духе все дозволено» и «всё едино» Недаром американский вариант дзэн-буддизма называется вульгарным.

В центре внимания -- свободный от обязанностей и привязанностей человек, готовый отрешиться от мирских забот и посвятить себя умению и искусству жить, но жить только для себя и постоянно готовиться к постижению Истины, которая есть озарение Он пребывает в состоянии безразличия к окружающему: «Не привязывайся ни к какому предмету, будь выше всего, проходи мимо и оставайся свободным» В качестве высших добродетелей дзэн-буддизм признает спонтанность и непосредственность человеческой природы

Дзэнисты заняты поиском надличной «вечной человечности», а на деле их религия - самоуничтожение всех добродетелей, развитых стремящимися к совершенству и просветлению, поскольку для указанных «нравственных» личностей общество не существует Мир-- это они сами, их тихая повседневность, и ничего более Поэтому позиция морали дзэн оказывается средством полного изолирования сознания от социальных конфликтов Согласно дзэнистам, у западного человека не должно быть непреодолимых желаний, чтобы оправдываться Для дзэна важнее всего освобождение мышления от стандартов, и это -- нечто крайне отличное от восстания против условностей или принятия инородных условностей «Мысленное абстрагирование» от действительности, предлагаемое дзэном, является фактически бегством от этой действительности, от чувства ответственности за социальное бытие, за сохранение самого существования человечества.

Благодаря соединению в содержании дзэна битников множества влиянии из различных источников древнего религиозного мистицизма, а также его конфронтации с традиционным христианством и господствующими на Западе церквями, он значительно ближе другим нетрадиционным религиям нового ориентализма, чем традиционному японскому дзэн-буддизму.

Молодым американцам нравился дзэн, потому что впервые на Западе появилась концепция святого человека и мудреца, который был достижим, не являлся сверхчеловеком и, прежде всего, не представлял собой бесполого отшельника. Кроме того, в дзэне опыт сатори-пробуждения к «природному единству» с вселенной казался, хотя и иллюзорным, но достижимым. Встречались даже те, которым это удавалось, и это больше не были таинственные оккультисты в Гималаях или тощие йоги в монастырских храмах Они были такими же, как все, и в то же время они чувствовали себя в мире намного более «как дома», намного легче плавая в океане быстротечности и ненадежности.

Менталитет «бит» и «хип» -- это неучастие более молодого поколения в «американском образе жизни», бунт, который не ставит цели изменения существующего порядка, но просто отворачивается от него, чтобы найти смысл жизни в субъективном опыте, а не в объективном достижении Он противоположен менталитету обмана, соответствующему социальной традиции, не осознающему соотносительности правильного и неправильного, взаимной необходимости капитализма и коммунизма для существования обоих, внутренней тождественности пуританизма и разврата и тд.

Дзэн привлекает своих сторонников обещанием «морального, духовного и интеллектуального освобождения», достигаемого путем созерцания, без логического анализа действительности Он привлекателен и тем, что обещает людям достижение полной внутренней независимости от общества без ухода в отшельничество, без принятия на себя каких бы то ни было строгих обетов, которые могли бы в какой-либо степени нарушить обычный уклад жизни принявших эту веру Согласно учению дзэн, человек может достичь внутренней независимости от общества, «полной безмятежности духа» без больших усилий, без преобразования общества, при сохранении его устоев

Сущность дзэн-буддизма заключается в требовании ухода от мира, бегства от общества, в утверждении холодного эгоизма, себялюбивого индивидуалиста

Но американский дзэн, как любое культурное явление, не представлял собой нечто раз и навсегда устоявшееся Со временем он изменялся, все органичнее вплетаясь в ткань американской культуры «В отличие от 50-х гг., когда буддисты стремились отречься от Америки и ее культуры и заменить ее искаженной культурой дзэна (как это делали битники), в 60-х буддисты в Америке стали больше сознавать свою потенциальную идентичность с Америкой и даже сделали первые небольшие шаги в достижении этого Американский буддизм 70-х годов начал более полно осуществлять свою идентификацию с американской культурой».

Заключение

Можно задуматься о том, зачем нужны сектам именно молодые люди, а не те, у которых уже за плечами жизненный опыт. Ведь пожилые-то больше нагрешили за свою жизнь и намного плодотворнее спасать их души! Но если начать разбираться, то тогда окажется, что тому есть несколько причин, из которых самая главная состоит в том, что от молодого человека можно получить во много раз больше. Ведь надо же работать «на виноградниках господних», а для этого нужны силы, а не прошлые грехи и жизненный опыт.

Кроме того, только молодой человек может так пластично отвечать на все манипуляции, которым он подвергается. Американцы даже ввели специальный термин для этих манипуляций -- «Brain-washing» -- или по-русски «промывание мозгов».

Однако, мне думается, что ошибочно полагать, что лишь люди с психическими отклонениями могут попасть в секту, что у остальных есть определенный иммунитет. Ничего подобного. В сектах действительно есть некоторый процент людей, имевших до вступления в секту некоторые психические отклонения. Но большинство попавших в секту было до того абсолютно нормально! Что же происходит?

Дело в том, что «телом взрослые, а душой еще дети» легче всего попадаются в сети вербовщиков. Почему?

Начнем с того, что именно в этом возрасте, как правило, еще нет той социальной «несвободы» и ответственности Что здесь имеется в виду? Зададимся вопросом, может ли взрослый мужчина, отец семейства, которое ему надо кормить, ответственность за которое лежит на нем, Сбросить все и уйти в секту молиться богу? Безусловно, может, но на практике таких найдется не очень много, поскольку семья все равно будет «держать его» А может ли молодой человек, который уже «вырос» из родительской семьи, но еще не обзавелся своей собственной, оказаться в секте? Сколько угодно. Ведь мосты сжигать намного легче, когда вас ничего не держит на том берегу реки.

Далее Психика молодого человека еще не устоялась. Она намного подвижнее чем у взрослого человека, не говоря уже о пожилом. Для большинства молодых людей, как и для детей, еще существует лишь только «черное» и «белое», без всяких полутонов. Да и опыта у них еще маловато. Поэтому любая неудача в жизни: провал на экзамене, разрыв с другом или любимым человеком, ссора с родителями и т.п. воспринимаются как «обвал», как «конец света». И в этот момент душевного неравновесия, как правило, молодые люди и оказываются в сектах. И происходит это потому, что добрые люди (вербовщики) поняли их, обогрели, поддержали, произвели в отношении их «арт-обстрел любовью». Главное было привести молодого человека в секту, понять, что этот человек секте нужен, а затем можно включать в дело и психотехники, а кому это будет мало, можно подмешать наркотики; можно применить, если надо, и гипноз. «Ты, главное, работай и не думай ни о чем, кроме бога. Это нужно тебе и ему. Или ему и тебе, какая разница. Об остальном позаботимся мы».

Итак, при всем разнообразии и множестве молодежных религиозных сект (культов) в них можно выделить достаточно много общего. Их объединяет в одно целое и юный (молодой) возраст адептов, и «схема», методика, по которой все секты действуют; и цель (или цели), которые все они преследуют; и основные религиозно-философские сюжеты; и существенные признаки и многое другое.

Все предлагаемые религиозные культы воспринимаются молодыми людьми как некий религиозный «ренессанс», как «духовное пробуждение», «новый золотой век», «эра водолея» и т.п. Эта идеология проявляется в первую очередь в выдвижении, как главной, доктрины «спасения» или «освобождения». При этом концепция «спасения» сочетается в них с представлением о пришествии миссии (уже появившемся в лице божественного основателя секты или культа.)

Молодежные религиозные культы в той или иной мере идут вразрез с существующей традицией, хотя всегда остаются с ней прямо или косвенно связанными, поскольку не только заимствуют и переосмысливают многое из ее содержания, но и постоянно отталкиваются от нее.

Список использованной литературы

1. Юлина Н.С. Религия и идеология «американского образа жизни».-- В кн.:

Современная буржуазная идеология в США. М., 1967.

2. Гуревич П.С. Спасет ли мессия М, 1981.

3. Roszak T The Making of a Counter-Culture NY, 1969.

4. Suzuki D.T. Patterns on Zen Buddism. Baltimor, 1970.

5. Левикова С.И. Молодежная культура. М., 2005.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.