реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Борьба пастыря с языческими суевериями

реферат
p align="left">Советует священник Г. Шавельский и обращение к властям об устранении суеверий, но в наше время, когда государство отделено от Церкви и даже насторожено к ней относится, этот метод не будет иметь успеха.

Указывает протопресвитер Шавельский Г. и «…еще одно средство для пастырской борьбы с суевериями. Это - епитимии тайные и публичные. Первые уместны в тех случаях, когда член паствы остается невнимателен к разъяснениям и убеждениям пастыря оставить суеверие; вторые - обязательны, когда суеверие производит общественный соблазн…» Шавельский Г., протопресвитер. Указ. соч. С. 358..

Но с епитимией нужно обращаться очень осторожно, применяя ее сугубо индивидуально, а то можно навсегда поранить душу человека. Например, если человек дважды в своей жизни бывавший в храме приходит ко причастию и на исповеди признается в грехе суеверия, и если его отлучить от причастия, то он вообще никогда не придет в храм так как не ходил и раньше. Но если человек церковный на исповеди признается в своем грехе, то епитимия послужит ему только лекарством.

Иногда может помочь пастырю, до некоторой степени, и начатки знаний по пастырской психиатрии, на которую делает особый акцент архимандрит Киприан (Керн) По его мнению, она должна являться «некоей параллельной областью пастырского душепопечения, которая тем не менее не должна быть оставлена священником без внимания… Существуют такие состояния души, которые требуют совсем иной (…не могут быть определяемы категориями нравственного богословия… ) оценки… которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической… ». (Киприан (Керн), архимандрит, профессор. Православное пастырское… С. 304, 305). . Она будет актуальна для восстановления в веру истинную тех суеверов, в основном это люди образованные, интеллектуально развитые, так называемая интеллигенция, которые впали в суеверие путем повышенного интереса к мистике как таковой. Начиная с XIX века, когда вольнодумство с особой силой витало в ученом обществе, и, заканчивая нынешним временем, когда современный человек «сорвался с цепи» атеизма и перед ним во всей красе открылись горизонты разного рода религиозных течений, этот патологический интерес выражен очень ярко. Именно на этой почве, у людей, практикующихся на теософии, оккультизме, астрологии возникают заболевания, которые специалисты-психологи (а именно к ним сейчас обращается современное общество, среди которых наши прихожане, пусть даже потенциальные) могут и не заметить или не хотят заметить. Но опытный пастырь-духовник явно видит этот вред, который наносит человек своему духовному, а, следовательно, и физическому (иногда это очень ярко выражено) здоровью.

Сравнивая внешнее проявление язычества среди нашего народа с нравственным пороком, профессор Голубинский Е. говорит: «Язычество, созданное самими людьми и следовательно для удовлетворения всех потребностей их натуры, содержит в себе нечто такое, что не только не могло быть оставлено тотчас после принятия христианства, но что почти до такой же степени никогда совершенно не оставляется человеком, как в области нравственной грех» Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. 2. М., 1997. С. 834, 835..

В данной главе мы сделали попытку очертить те основные моменты, которые помогут настроиться пастырю на нужный лад в проблеме борьбы с проявлением суеверий в его приходе. Дать какую-то конкретную инструкцию по искоренению языческих пережитков среди прихожан вряд ли возможно. Каждый человек создан Творцом как индивидуум, и, следовательно, к каждому нужен особый подход. Священник же лишь сеятель Слова Божьего на ниву человеческой души, взращивать же будет Сам Господь. Пастырь не должен отчаиваться, если в этом труде его постигают неудачи, каждый получит свою награду, главное, сделать все, что зависит от пастыря именно в эту минуту, а далее - «время сотворити Господеви» Из богослужения проскомидии..

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Сейчас, когда миновала эпоха атеистических гонений на Церковь, каждый открыто и свободно может исповедовать свою веру во Христа перед людьми. В Церковь начали приходить люди разных слоев общества, которые приносят с собой и остатки своей личной религии, мало того, «…люди, привыкшие к «расширению сознания», приходят в Церковь и навязывают Ей свой способ мышления» Сысоев Д., священник. Секты и ереси, паразитирующие на православии.//Искушения наших дней… С. 143.. С этими суеверными проявлениями и должен бороться пастырь.

Следующее, что нельзя упустить из виду современному пастырю - это столь модная в наше время тенденция современного общества, а особенно молодежи, к возрождению «исконно русской (украинской, белорусской) веры», конечно же имеется в виду славянское язычество. По определению В. Шнирельмана, «…под русским неоязычеством следует понимать движения, ставящие перед собой цель сконструировать «истинно русскую религию», которая точно удовлетворяла бы современным потребностям русского общества и русского государства» Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 12.. Причем эти движения прикрываются личиной О нежелании неоязычников выдавать себя за таковых, чтобы не отпугнуть людей, говорит и тот факт, что они не хотят себя афишировать, и даже легализовать, а прикрываются разными именами. Говоря о беларуских неоязычниках, Дерманис А. пишет: «в общем, отказываются (беларуские неоязычники - А.И.) от употребления терминов «поганство», «язычество», считая их как навязанные, и называют себя Друвингами (от ятвясского druvis - «вера»)» (Дзерманіс А. Пра паганства і Друвінгав. www.lib.by/nn/2001/44/24.htm). Православия. Например, на Украине профессор Национального Университета имени Т.Г. Шевченко Лозко Г. организовала и зарегистрировала Громаду Украинских Язычников «Православие». Пока что эти движения в большинстве своем носят характер чисто националистический См. Неоязычество на просторах Евразии. Под редакцей Шнирельмана В.А. М., 2001. , но чем дальше, тем больше это явление неоязычества приобретает характер глубокого религиозного убеждения.

Деятели культуры, образования, науки, политики так много говорят по поводу возрождения духовности. Но духовность ими понимается отнюдь не в нашем, православном, понимании ее как борьбы со страстями, со своей греховностью, но как явление чисто внешнего порядка. В школы, вузы вводятся курсы по народоведению, национальной этнологии, которые повествуют о культуре нашего народа до принятия христианства. Как будто и не было тысячелетней истории христианства на Руси. А если и затрагиваются христианские традиции, то с большой примесью язычества, где извращаются основные истины нашей Православной веры. А приобщение к великой культуре, духовности Византии в акте принятия Русью христианства сейчас называется «экспансией чужой веры». См. Лозко Г. Іменослов. К., 1998. С. 8.

На все эти явления нужно как-то реагировать и, прежде всего, конкретному пастырю на конкретном приходе, неся в мир семя истинной веры Христовой.

Тот магизм, который сохранили наши прихожане, синтезировав его с христианством, составляет кокой-то особый пласт религиозности, который проявил себя как восточнославянское двоеверие.

В данной работе сделана лишь попытка поднять проблематику. Это отнюдь не исчерпывающее изложение темы, после которой ее (эту тему) можно закрыть. Она еще ждет своего более скрупулезного исследователя.

16. 05. 2006. Иценко А.Г.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

Библия. М., 2001.

Книга правил. http://mirror.stranger.com/www.krotov.org

Игнатий (Брянчанинов), Святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М.: Паломник, 2002.

Иоанн Златоуст, Святитель. www.comstar.ru

Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.

Агриков Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, 1992.

Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. http://www.tropinka.orthodoxy.ru

Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005.

Бежев. Большой энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/

Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/

Булгаков С., протоиерей. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е испр. и доп. Харьков, 1900.

Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. http://www.vernost.ru/poganye

Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. 2. М., 1997.

Гук А.И. Учение Святых отцов о мытарствах и его отличие от римо-католического учения о чистилище. Машинопись. Жировичи., 2005.

Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995.

Давыденков О., священник. Догматическое богословие. М. 2005.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

Евдокимов П. Православие. М., 2002.

Зайцев А. Число таинств Церкви. http://beseda.mscom.ru/library/

Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.

Иларион (Алфеев), игумен. Вы - свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин, 2001.

Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000.

Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е доп. К.: Дух і літера, 2002.

Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр. Лекции по Пастырскому Богословию. М., 2001.

Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994.

Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник, 2003.

Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001.

Каллист (Уэр), епископ. Богословское образование у святых отцов. http:// www.krotov.org.

Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2т.Т.1: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Киприан (Керн), архимандрит, проф. Евхаристия. М., 2001.

Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение. Клин, 2002.

Кураев. А.В., диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М., 2003.

Кураев А.В., диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002.

Кураев А.В., диакон, проф. Церковь в мире людей. М., 2006.

Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии. М., 1998.

Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006.

Кураев А.В., диакон, проф. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995.

Кураев А.В., диакон, проф. Наследие Христа. Тайное предание таинств. http://www.kuraev.ru/index.php?=1

Лосский В.Н., проф. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. http://svet.h1.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm

Мейендорф И., протопресвитер. Брак в православии. http://www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html

Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие. Минск: «Лучи Софии», 2001.

Мельников В.В. Белая Баба. http://paganism.msk.ru/duhi/duhi05.htm

Мельников В. Гадания (Ворожба). http://paganism.msk.ru/gadanya/gadanya.htm

Мельников В. Приметы о смерти и похоронах. http://paganism.msk.ru/primety/prim11.htm

Мельников В. Приметы о женихах и невестах. http://paganism.msk.ru/primety/prim03.htm

Мельников В. Приметы связанные с пищей. http://paganism.msk.ru/primety/prim05.htm

Мень А., протоиерей. История религий. http://alexandrmen.libfl.ru

Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по литургике. М., 2004.

Неоязычество на просторах Евразии. Под редакцей Шнирельмана В.А. М., 2001.

Обращения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходских советов храмов г. Москвы на епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь Русского Языка. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt

Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. М., изд. 4-е. 2002.

Осипов А.И., проф. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005

Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I. СПб., 1906.

Певцов В.Г., прот., проф. Лекции по церковному праву. http://www.krotov.org

Перевезенцев С. Славянская мифология, или первый смысл. http://www.voskres.ru/idea/senses1..htm.

Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999.

Пикалев А., священник. Церковные суеверия. www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656

Православная энциклопедия Русской Православной Церкви. М., 2000.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/

Сарычев В.Д. Конспект лекций по Догматическому богословию для студентов 3-го курса МДС. М., 1965.

Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. М., 1997.

Сильченков С., священник. Практическое руководство при совершении приходских треб. К., 2002.

Творогов О.В. Влесова книга. http://www.russiancity.ru/books/b48.htm

Устав Духовных Консисторий. СПб., 1841.

Цыпин. В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Шантаев А., священник. Священик. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода. М., 2004.

Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. София, 1930.

Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916.

Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской. http://rus-hist.on.ufanet.ru/fon2.gif"

Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002.

Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004.

Языкова И.К. Богословие иконы. www.wco.ru\biblio

Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.

Войтович В. Українська міфологія. К.: Либідь, 2002.

Лозко Г. Іменослов. К., 1998.

Немиро М.М. Хрестоматія з народознавства. Рівне, 1993.

Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний посібник. К.: «Знання», 2006.

Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов'ян. К., 1999.

Дзерманіс А. Пра паганства і Друвінгау. www.lib.by/nn/2001/44/24.htm

Периодические издания:

Минские епархиальные ведомости. Мн., 1975.

НГ- религии. М., 1997, февраль.

Руководство для сельских пастырей. 1880. Т. 1.

Руководство для сельских пастырей. 1865. № 4..

Церковь и время. № 1 (4). 1998.

Український історичний календар.'96/За ред. Толочка П.П. К., 1995.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Молитва-заговор

«На сионской горе, на шелковой траве Божья Матерь почивала. Пришел к Ней Сынок Её.

- Матко, если спишь - пробудись.

- Матко, что Тебе за дивный сон снился?

- Ой, Сыну Мой Сыну, снился Мне сон дивный: Тебя Иуда взял, на Кресте распинал, ручки и ножки гвоздиками прибивал, на головку терновый венок покладал.

В Воскресенье рано, солнышко всходит, Божья Мать Своего Сыночка за рученьку водит: повела на утрень, с утрени на обедню, с обедни на вечерню, с вечерни на море. На море камень лежал, на камне церковь стояла, в той церкви престолы стояли на престолах свечи пылали. И сам Гоподиь Бог почивал, ручки и ножки сложил.

Пришли к нему апостолы Петро и Павло:

- О, Господи, за что принимаешь муки и раны?

- Не дивитесь, Петре и Павле, на Мои муки, на Мои раны, а берите Крест в правую руку да идите по всему миру, да говорите малому, старому, слепому, кривому: «Кто будет Божье Слово вспоминать, тот не будет муки такие принимать: не будет в огне погибать, не будет в воде потопать».

Господи, сохрани меня от всякого злого: от огня, от солнца, от бури, от ползучего, от летучего, от стоящего, от лежащего. Аминь».

Записано со слов прихожанки Полюхович Анастасии Васильевны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.