p align="left">Подобное утверждение иконноборцев на VII Вселенском соборе названо ложью: «Ложь говорят (еретики) будто это дело (т.е. почитание икон) не есть предание отцов». Наоборот храня иконы «мы следуем Павлу и всему сонму апостолов и святых Отцов, -- говорят отцы VII Вселенского собора, -- потому что предание делать живописные изображения икон… существовало еще во времена апостольской проповеди, как мы научаемся этому повсюду из самого вида святых храмов.»Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. - С.235. И святые Отцы свидетельствуют это, и исторические повествователи, сочинения которых доныне сохранились, подтверждают» Иоанн Дамаскин, св. Указ.соч. - С.92.. Византийские богословы приводили огромное количество древних святоотеческих свидетельств употребления икон в Церкви. Св. Иоанн Дамаскин, например, в своем первом слове об иконах приводит 20 свидетельств, во втором -- 27, а в третьем -- 90. Большое количество свидетельств было приведено на четвертом заседании VII Вселенского собора, а на пятом заседании были приведены святоотеческие свидетельства, использованные иконоборцами в защиту своего утверждения. Всем стало ясно, что процитированные иконоборцами произведения святых отцов или фальсифицированы, или ошибочно истолкованы. В некоторых спорных случаях, на которых ссылались иконоборцы в подкрепление своих позиций, это было частное богословское мнение, как например (уже упомянутый выше) приказ св. Епифания Кипрского убрать одно человеческое изображение из храма в городе Анаблат. Фундаментальным основанием иконопочитания в сущности является сам образ Божий, явленный в творении -- в мире и в человеке, и восстановленный в Христе. Христос есть истинный Бог и истинный Человек, и икона Христа есть единый образ Бога и Человека в Богочеловеке. Учение православных богословов иконоборческого периода об иконопочитании можно рассматривать и через богословие св. Григория Паламы. Имеется ввиду характерная особенность его учения, именно о новых отношениях между Богом и людьми, установленных воплощением, смертью и воскресением Христа. Эти новые отношения заключаются главным образом в том, что человеку дано жить общей жизнью с Богом, соединиться с Ним, «обоживаться». Божественная жизнь, унаследованная всем существом не оставляет святых в момент смерти, она продолжается в теле, «и по смерти их (святых), - пишет св. Иоанн Дамаскин, -- благодать святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах» Там же. - С.16.. Внешние формы иконопочитания не противоречат учению Спасителя: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 24) Церковь, приняв и употребляя святые иконы, воздает честь не иконам как таковым, состоящим из дерева и красок, но направляет поклонение на изображенные на них первообразы. В заключении этого раздела приведем слова святого праведного Иоанна Кронштадского который подробно объясняет значение иконопочитания для христиан: «Если бы вас кто спросил, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? - скажите, что от икон наших мы несравненно более получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон происходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что…одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь» Иоанн Кронштадский, св. Моя жизнь во Христе. - СПб.,1996. - С.327.. Заключение Мы живём в секулярном мире. Мире, который уже открыто называют постхристанским. И надо признать ,что понимание иконы в смысле и в духе Седьмого Вселенского Собора истончилось. По крайней мере, в среде православного народа часто икона используется как некий талисман-оберег или модный аксессуар. Нередко можно услышать такие рассуждения о иконах - помогает «от головы», «за учёбу» и т.д. Из-за неверного отношения к иконе есть опасность обожествления предметов, превращения их в идолов, в магические пособия, в чем обвиняли и обвиняют Православие с разных сторон. В данной ситуации нам, пастырям, нет другого выхода, как заново научать паству правильному пониманию такого великого и благодатного дара Господа как икона. В иконах присутствует спасающая нас благодать, и мы, веря во всемогущество Божие, не можем не верить, что всякая истинная икона чудотворна. Любая икона обращена к миру, и это подчеркивается тем, что святые обычно изображаются лицом к молящемуся в три четверти оборота. В профиль они почти не изображаются, даже в сложных композициях, где общее их движение обращено к композиционному и смысловому центру. Настоящая икона не стремится расчувствовать верующего. Ее задача состоит не в том, чтобы вызвать в нем то или иное естественное человеческое переживание, а в том, чтобы направить на путь преображения всякое чувство, так же как и разум и все другие свойства человеческой природы. Созерцая ее, мы в разной степени воспринимаем чудо Богообщения, изменяющее нас в разной мере и по-разному, но всегда по всеблагой воле Божией. Поэтому определением Седьмого Вселенского Собора Церковь и предписывает «подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на пути честныя и святыя иконы». Она видит в иконе одно из средств, которые могут и должны помочь в осуществлении поставленного перед нами задания -- уподобления нашему божественному Первообразу, осуществление в жизни того, что было нам открыто и передано Богочеловеком. Чтобы нам исполнять заповедь не сотвори себе кумира (Исх 20, 4) и при иконопочитании поклоняться Единому Истинному Богу, необходимо, чтобы тот, кого мы видим на иконе, действительно явил в себе образ и подобие Божие во всей возможной для него полноте, выявил в себе самом замысел Бога о нем. Святость его должна стать явлена Церкви и принята ею актом прославления. Ибо поистине икона не изображает, а являет, и являет ровно в ту меру, в какую она сама есть присутствие святости. Молясь перед иконами святых, мы призываем Бога, в них явленного, и к ним обращаемся, их созерцаем, у них поучаемся, от них получаем благодать Божию. Воспринята благодать каждым из святых по-своему, в соответствии с его личностью, со свободно принятым Промыслом Божиим о себе, то есть со своим Крестом. А как проявилась в святом человеке благодать Божия, -- это должно быть засвидетельствовано в иконе, это нужно учиться видеть в иконе, чтобы этим знанием и видением духовно питаться от икон. И если есть в иконе хотя бы малый отблеск неизреченной Божией славы, как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор 13, 12), то мы видим, как через иконы живет и проявляется в Церкви единая благодать Духа Святаго. VII Вселенским Собором нам заповедано почитать икону наряду с Крестом и Евангелием. А это значит -- осознавать и чувствовать, что икона столь же спасительна для нас, как Крест и Евангелие, равночестна им. За истину соединения в иконе тварного и нетварного, за истину нашего взаимодействия через икону с Самим Богом защитники иконопочитания шли на смерть от иконоборцев, отрицавших именно эту роль иконы. Вопрос ведь стоит не только о праве изображения Христа, Божией Матери и святых как таковом, не о праве иллюстрирования Священной Истории. Истинным почитателям и творцам икон очевидно: иконописание не заключается в портретировании, в иллюстрировании. Иконопочитание не сводится к лобызанию икон, каждению им, возжиганию свечей, затепливанию лампад перед ними. Почитать образ Божий в духе и истине (Ин 4, 24) означает для всех христиан -- стремиться воссоздавать Его в самих себе и в мире, возвращая мир Богу, обоживая его. Главной же святыней в мире Божием является человек. В этом смысле всем христианам надлежит быть творцами -- иконописцами и реставраторами образа Божия. И становится понятной связь заповеди о любви к Богу и к ближнему с почитанием образа Божия, явленного в человеке, то есть с любовью к Нему. Истинными иконописцами, творцами Церковь и называет поэтому не художников, а Святых Отцов, исполнивших эти заповеди, явивших нам образ Божий в самих себе. Ответственность церковных художников при иконописании состоит в том, чтобы быть верными Преданию, то есть воссоздавать в самих себе образ Божий, шествуя святоотеческим путем, и, как следствие, дать Церкви и миру возможность созерцать то, что сами увидели. Это значит -- точно явить образ Божий на иконах во всей полноте, данной художнику в Предании, частью которого является иконописное наследие. Ответственность народа православного в правильном, по слову святых отцов, понимании сущность икон и поклонении им и через них Господу, Пресвятой Богородице и святым. И мы все, по словам апостола Павла, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ» (2 Кор 3,18). Инок Григорий (Круг) «почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным, светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет Григорий (Круг), инок. Мысли о иконах. - М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня,1997. - С.1.. И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что и мы сейчас находимся в преддверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро. Послы князя Владимира описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: «и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле», т.е. «[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле». Наверное не малое значение в этом благоговейном удивлении имели иконы Святой Софии. Так же и в наше время потребления и обмирщения иконы как окно в другой, Горний мир, могут открыть людям новую реальность. Реальность Веры. Библиография Источники1. Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии. - 1990. - 925 с. 2. Андрей Критский, св. О иконопочитании святых икон // ЖМП. - 1980. - №8. - 45с. 3. Василий Великий, свт. Творения. - М., 1891. - 780 с. 4. Григорий Великий, папа Римский, свт. Творения. - М., 1999. 357 с. 5. Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СПб.,1893. - 192 с. 6. Иоанн Кронштадский, св. Моя жизнь во Христе. - СПб.,1996. - . 7. Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере / Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков, о православной вере. - Москва, 1900. -295 с.. 8. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -- 1054 г.). - Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. - 520 с.. 9. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. - Москва, 1912. - 750 с. 10. Симеон Солунский, свт. Творения. - СПб., 1856. - 519 с. 11. Федор Студит, преп. Творения. - СПб., 1907. - Т. I.280 с.. Пособия1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - М., 1994. - Т.IV. - 620 с. 2. Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. - Париж, 1931. -166 с . 3. Григорий (Круг), инок. Мысли о иконах. - М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня,1997. -160 с . 4. Зинон (Теодор), архим. Беседа иконописца. - СПб., 2003. -114 с . 5. Иларион (Алфеев), еп. По образу и подобию // Церковь и время. - 2005. - № 4 (33). - 32 с. 6. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Москва-Клин, 1996. - 254 с. 7. Карташев Ф.В. Вселенские соборы.- М.: Республика. - М.,1994.- 524с. 8. Кураев А., диак. Православие, язычество, иконопочитание (Почитание Икон в Православной Традиции). - [Электронный документ] http://svitk.ru/004_book_book/15b/3408_kuraev-pravoslavie_yazihestvo_ikonopohitanie.php. 9. Кураев А., диакон. Человек перед иконой [Дипломная работа]. - Сергиев Посад: Машинопись, 1992. - 85 с. 10. Лазарев В. История византийской живописи. - М., 1997. - Т.II. - 329 с. 11. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. - М., 1977. -250 с . 12. Лосский В. Богословие образа / Богословские труды. - М., 1975. - №14. 240 с. 13. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы. - СПб., 2003. -276 с . 14. Мелиоранский В. Георгий Кипрский и Иоанн Иерусалимский два мало-известных защитника Православия в VIII веке. - СПб., 1901. - 465 с . 15. Николов П.Н. Богословие иконы. - Сергиев-Посад, 2000. - 120 с. 16. Острогорский Г. Гносеологические основы спора об иконах. - Прага, 1928. - 415 с. 17. Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1994. - Т.III. - 605 с. 18. Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания / Ежегодная богословская конференция - М., 1996. -250 с . 19. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. - Киев, 1889. - Т.II. - 250 с. 20. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 2003. - 360 с. 21. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. - Париж, 1989. - 474 с. 22. Флоренский П., св-к. Собрание сочинений. - Париж, 1985. - 221 с. 23. Флоровский Г., протпр. Византийские отцы V-VIII в. - Париж, 1933. -561 с. 24. Флоровский Г., протпр. Восточные отцы V -- VIII веков. - М.: Паломник, 1992. -237 с . 25. Флоровский Г., протпр. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор / Догмат и история: Сборник. - М., 1998. -243 с . 26. Шенборн К., кардинал. Икона Христа. - Милан-Москва, 1999. - 230 с. 27. Шмеман А., протпр. Исторический путь Православия. - М.,1993. -194 с . 28. Юлиания (Соколова), монахиня. Картина и икона // ЖМП. - 1981. - №7. - 45 с. 29. Языкова И.К. Богословие иконы. - М., 1995. -212 с . 30. М а р т ы н о в А.В.Учение св. Григория, еп. Нисского, о природе человека. - М., 1886. - Т.VIII.-247 с. 31. Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xвв) //Духовна култура, София, 1988, № 9.69 с. Размещено на Allbest.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|