реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Здоровый образ жизни и психология

реферат

Здоровый образ жизни и психология

Содержание

Введение....................................................................

....................... 2

1. Проблема здорового образа жизни в психологии...................... 4

1.1. Понятие о здоровье и его

критерии....................................... 6

1.2. Понятие о здоровом образе

жизни......................................... 15

2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 25

3. Анализ результатов

исследования............................................... 30

2.1. Описание методики и организации исследования................ 30

2.2. Анализ результатов и их

обсуждение..................................... 32

Заключение..................................................................

..................... 45

Литература..................................................................

...................... 47

Приложения..................................................................

..................... 51

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и

смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства

технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап

развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением

продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья

населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов

(6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную

направленность действующей системы здравоохранения на выявление,

определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей

социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что

медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно

влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает

необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и

развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:

наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности

системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с

последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 %

его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни

человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и

формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни,

его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и

отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве

случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он

фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье

своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою

душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а

лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время

увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности

же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью

каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,

загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи.

Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет

прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий

над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной

задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а

сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и

развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за

собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

“Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В.

Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в

отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений

о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их

корректировки, а также формирования новых представлений и установок на

здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет

значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное

здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали

представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для

плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в

направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие

соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом

образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у

медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также

практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные

исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того,

даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования,

посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни,

так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в

направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и

создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более

соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у

студентов – немедиков.

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и

общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в

древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной

деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие

“здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в

настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом,

большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский,

1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991;

В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь

в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное

понятие “здоровье индивида” (54).

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет

своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония

противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как

правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы

ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению

ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это

полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.

Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность

реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".

Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей

самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в

сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как

подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции,

независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально

актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни.

Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям,

терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что

психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в

способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному

поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за

самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне

свободна.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто

способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По

К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего

бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки

В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как

следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние

характеризуется свободным протеканием энергии.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что

здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических

дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В

соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние

организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с

внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу

данного определения положена категория состояния здоровья, которое

оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному

(Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме,

гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей

среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности,

деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает

стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни

(32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего

развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с

окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все

время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с

условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая

человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся

пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и

духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной

системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы

(3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие

определения здоровья исходят из того, что организм человека должен

сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои

возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья

человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в

агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не

порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то

такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи

предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма

человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы,

инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и

приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может

быть определено как способность взаимодействующих систем организма

обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных,

инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и

фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы

жизни (32).

Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно

отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это

случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная

медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не

здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9).

И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья

следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.