направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия- система
предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу
ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет
приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы
существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с
астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во
внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и
планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала
хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в
связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли
знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование
рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4
месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием
генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому
хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или
физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с
конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого
был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в с связи со строением тела
как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной
конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде
всего эндокринными факторами.
Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология
не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что
характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и
т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании
изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить
высказывание Чарльза Дарвина о том, что физиогномиста существенно знать,
что “ каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные
мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более
глубокими и видимыми “. Связь между внешностью человека и складом его
характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и
в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит
из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и
складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица,
складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь
нельзя не согласиться с А. В. Петровским, что причиной слегка приоткрытого
рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная
носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно
получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и
действия, выполнение которых становится в определенных условиях
потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия
человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо,
влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со
стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их
мнению, выражение - это жест, закрепленный долгим повторением. идея и
внешний образ тесно связаны между собой.
В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно
считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность
выразительных движений, отражающих психологические свойства пищущего.
Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между
рядами фактов - особенностями почерка и характером.
4. Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное
целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных
проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в
отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие
черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность,
расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на
формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер
закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом
насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и
бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких
чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.
п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три
характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе
приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях
выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей
жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,
насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к
самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка -
это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать
такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно
неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и
конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в
отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться
с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании
действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в
труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных
качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты
характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля
является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и
антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого
поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и
храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему
делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами".
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди
сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них
отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное
проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые
хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов
подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать
сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать
активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче
выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек
должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.
5. Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном
возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном
возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных
играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается
уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под
влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка
постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это
начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных
обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных
местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,
систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании
характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для
него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с
товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в
значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,
к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и
общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед
коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не
существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым
нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже
как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование
мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется
направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения
вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих
поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в
единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы
воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для
воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог
накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только
определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия,
чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,
чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если
условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,
например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты
характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни
прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не
поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и
общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,
воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных
мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с
соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы
литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным
образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то
родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится
к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и
своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение
для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,
воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место
занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель -
формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более
старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.
Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить
у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные
привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании
характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких
воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям
личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как
различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,
которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок
учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже
есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к
отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные
черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться
преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его
индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и
глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно
длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить
индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию
и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения,
учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об
условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его
характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить
определенную программу формирования характера ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей.
6. Личность и характер человека
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура
личности, наложенная на ее основные подструктуры.
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь
обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.
В общей структуре личности характер занимает центральное место,
объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека,
несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание,
воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и
инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится
под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о
самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и
своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей
устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если,
например, потребности, интересы, склонности, социальные установки,
мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей
жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже
более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи
тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с
возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе,
вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер
человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период
жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне
нормальные явления.
Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную
и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по
смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия.
Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера
внес К. Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы
видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его
интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной
внутренней жизнью». Первый тип людей можно назвать экстравертированным,
второй – интровертированным.
Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к
другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия,
обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.
7. Заключение
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем
жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет
абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости
характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата
рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь
существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика
воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи
возможны лишь в случае патологии личности.
Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не
вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен
изменить его. поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не
забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть
абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой
(если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня
характер”).
Страницы: 1, 2, 3
|