реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Vnimanie

реферат

если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара,

то затем он будет по - разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот

из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на

этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом

деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека,

обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на

восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием.

Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим

объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения,

связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать

вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На

основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта

вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной

степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии

ориентироваться в условиях ситуации».

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие

объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки

определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей

действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом

внимания (отсюда название - «объективация").

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин.

Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-

исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое

действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена,

имеющегося в данный момент времени в психике человека,

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим

содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная,

исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется

вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный

продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного,

особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда,

когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий

контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает

действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры,

образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его

уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е.

форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы

должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание

проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий

план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как

произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования

новых умственных действий.

1.4. Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и

высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые -

произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его

развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций,

пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической

концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть

история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому

пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди

«начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка,

руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в

руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам

овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в

том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-

средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное

поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.

Выготского представил A.Н. Леонтьев. Из графика. изображенного на этом

рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная

линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет горазда

быстрее. чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При

этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который

характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание

постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта

последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его

видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания

возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном

возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция

как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий,

обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во

внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие

его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд

стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы,

которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка.

С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова,

которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих

непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка

его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью

слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает

управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в

отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним

словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по

Л.С. Выготскому состоит в следующем: "Сначала люди действуют по отношению к

ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он

начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на

себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его

вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-

указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам

начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать

внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется

первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные

признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении

слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных

отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С. Выготский

считал, что употребление языка как средства направления внимания и

указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное

значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного

общения, где открывается простор для личностного развития.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью

взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего

дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое

средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит

к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме

представить последовательность основных этапов развития детского внимания в

том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и

эксперементалъных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как

объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-

исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного

внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного

внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на

названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше

первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять

внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного

внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные

средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование

произвольного внимания, включая волевое.

Вывод:

“Необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует

непреодолимое желание отвлечься”,- Артур Блох. Закон Мерфи. Трудно сочетать

любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию

внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается

далеко не всегда эффективной. Наиболее глубокая концентрация,

сосредоточенность возможна лишь при послепроизвольном внимании. Чтобы

перейти от произвольного к послепроизвольному вниманию, необходимо

активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти -

закон осмыслении и интереса.

ГЛАВА 2. СОЗНАНИЕ

2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной

ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,

который представляет собой единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками

предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,

являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и

обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления

и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия

человека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не

смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его

познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру

величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о

первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из

объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и

созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как

нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне

его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе,

истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной

реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.