реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

реферат

себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического

способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя,

своих возможностей.

Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность

быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя

как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых.

Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там

определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте

становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно -

потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на

основе "надвигающейся тесноты" учебной деятельности. Ребенок по некоторым

причинам переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей

дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.

Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность

подростку делать обобщения в достаточно сложной области – деятельности по

усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью

подростка является интимно – личностное общение в различных сферах

деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться.

Именно поэтому подростки активизируют интимно – личностное и стихийно –

групповое общение как в школе, так и вне её.

Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится

чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что

начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.

Формирование мотивационно – потребностной сферы требует от подростка

расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в

рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в

этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности

значительно возросли.

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на

сверстников, поэтому все превносимые в их среду нормы не носят устойчивого

характера и часто отторгаются подростками.

Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка отмечал, что

в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере,

так как именно она определяет многие моменты поведения и общения

подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит

моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие

качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки

юношеской дружбы и любви.

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или

организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально –

психологические характеристики.

Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом

возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется

уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием

образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается

самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе

различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций

выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых

отношений сочетается с интенсивным формированием личностных

взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и

стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища"

повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально –

волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием

предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и

интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники,

которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и

в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного

выбора.

Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе

отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени

ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты

статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность

приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом

на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того

неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и

даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [9]. Значимость

эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения,

сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического

дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню

социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к

анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и

рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у

непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо

уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не

задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с

максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и

продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы

группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность,

которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний

мир другого"[19].

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику

процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на

доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо

от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции

личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая

творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и

коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления

индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.

Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в

себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом

межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет

деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам:

семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности

групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит

в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей

различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может

сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа

сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой

ориентируется в значимых для себя ситуациях.

1.4. Понятие «самооценка».

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени

определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например,

оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей,

или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое

переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо

занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,

различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и

неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых

формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях

устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному

взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг

друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается

сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки

является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта,

и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.

Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений

к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его

основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности

потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат,

которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической

деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,

которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,

нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или

неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое

значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение

успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда

сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или

отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни

личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции

поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в

структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои

возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка,

формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное

образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как

неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он

строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего

поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности,

каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических

отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он

вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям,

личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной

(адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в

действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек

оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с

тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной,

то есть неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в

действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях,

когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности,

личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная

самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она

свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях –

производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации,

в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его

неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с

ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,

неизбежно включаются.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается

то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность,

направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

1.5. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.