Взаимосвязь математических способностей и уровня тревожности
Карельский государственный педагогический университет.
Факультет психологии.
Кафедра общей и практической психологии.
Курсовая работа
Взаимосвязь математических способностей и уровня тревожности.
Выполнила:
Научный руководитель:
Петрозаводск
2002
Содержание.
Введение
Глава теоретическая
1. Понятие способностей
2. Математические способности
1. Структура математических способностей
2. Типы математических складов ума
3. Возрастные особенности математических
способностей.
4. Половые различия в характеристике математических способностей.
3. Тревожность. Анализ и состояние проблемы.
1. Типический черты школьников математического класса.
Глава практическая
Программа исследования
Основные результаты и выводы
Заключение
Библиография
Приложение
Глава теоретическая.
1.1. Понятие способностей.
Изучение познавательных особенностей, лежащих в основе овладения
знаниями, - одно из главных направлений в поисках резервов повышения
эффективности школьного обучения.
Перед современной школой стоят задачи дать общее образование,
обеспечитъ развитие общих способностей и всемерно поддерживать ростки
специальных дарований. При этом необходимо учитывать, что обучение
и воспитание «оказывают формирующее влияние на умственные возможности
подростков не непосредственно, а через внутренние условия -
возрастные и индивидуальные.»( )
Под способностями, по Теплову, понимаются индивидуально-
психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту
приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим
особенностям. В качестве природных предпосылок развития способностей
рассматриваются анатомо-физиологические особенности мозга и нервной
системы типологические свойства нервной системы, соотношение 1 и 2
сигнальных систем, индивидуальные особенности строения анализаторов и
специфика межполушарного взаимодействия.
Один из самых сложных вопросов психологии способностей – вопрос о
соотношении врождённого (природного) и приобретённого в способностях.
Основным положением в отечественной психологии в этом вопросе является
положение о решающем значении социальных факторов в развитии
способностей, ведущей роли социального опыта человека, условий его
жизни и деятельности. Психологические особенности не могут быть
врождёнными. Это целиком и к способностям. Они формируются и
развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и
воспитания.
А.Н.Леонтьев говорил о необходимости различать у человека два
рода способностей природные или естественные (в своей основе
биологические, например способность быстрого образования условных
связей )и способности специфически человеческие (общественно-
исторического происхождения ). «Человек наделён от рождения только
одной способностью – способностью к формированию специфических
человеческих способностей.» ( ) В дальнейшем речь будет идти
только о специфически человеческих способностях.
Решающую и определяющую роль играют общественный опыт, социальное
воздействие, воспитание. Ну, а какова же роль прирождённых
особенностей?
Принципиальное решение этого вопроса в отечественной психологии
таково: врождёнными способности быть не могут, врождёнными могут быть
только задатки способностей - некоторые анатомо-физиологические
особенности мозга и нервной системы, с которыми человек появляется на
свет.
Природные данные являются одним из важнейших условий сложного
процесса формирования и развития способностей. Как отмечал
С.Л.Рубинштейн, способности не предопределены, но не могут быть
просто насажаны извне. В индивидах должны существовать предпосылки,
внутренние условия для развития способностей.
( )
Но признание реального значения врождённых задатков ни в коем
случаи не обозначает признание фатальной обусловленности развитие
способностей врождёнными особенностями. Способности не заключены в
задатках. В онтогенезе они не проявляются, а формируются.
Несколько иное понимание задатков даётся в работах А.Г.Ковалёва
и В.Н.Мясищева. ( ) Под задатками они понимают психофизиологические
свойства, в первую очередь те, которые обнаруживаются в самой ранней
фазе овладения той или иной деятельностью (например, хорошее
цветоразличение, зрительная память). Другими словами, задатки – это
первичная природная способность, ещё не развитая, но дающая о себе
знать при первых пробах деятельности. Однако, сохраняется основное
положение способности в собственном смысле слова формируются, в
деятельности, являются прижизненным образованием.
Когда говорят о задатках способностей, обычно в первую очередь
имеют в виду типологические свойства нервной системы. Как известно,
типологические свойства – природная основа индивидуальных различий
между людьми. На этой основе возникают сложнейшие системы
разнообразных временных связей – скорость их образования, их
прочность, лёгкость дифференцировок. Они определяют силу
сосредоточенного внимания, умственную работоспособность.
Ряд исследований показал, что наряду с общими типологическими
свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют
частные типологические свойства, характеризующие работу отдельных
областей коры, выявляемые по отношению к разным анализаторам и разным
системам мозга. В отличие от общих типологических свойств, которые
определяют темперамент, частные типологические свойства имеют
наибольшее значение при изучение специальных способностей.
А.Г. Ковалёв и В.Н.Мясищев склонны придавать несколько большее
значение, чем другие психологи, природной стороне, естественным
предпосылкам развития. По- видимому, к этой же категории можно отнести
взгляды Б.М.Теплова и С.Л.Рубинштейна.
А.Н.Леонтьев и его последователи склонны в большей степени
подчёркивать, роль воспитания в формировании способностей.
1 .2. Математические способности.
В исследование математических способностей внесли свой вклад и
такие яркие представители определённых направлений в психологии, как
А.Бинэ, Э.Торндайк и Г.Ревеш, и такие выдающиеся математики, как
А.Пуанкаре и Ж.Адамар. Большое разнообразие направлений определяет и
большое разнообразие в подходах к исследованию математических
способностей. Разумеется, исследование математических способностей
следует начинать с определения. Попытки такого рода делались
неоднократно, но установившегося, удовлетворяющего всех определения
математических способностей не имеется до сих пор. Единственное, в чём
сходятся все исследователи, это, пожалуй, мнение о том, что следует
различать обычные, «школьные» способности к усвоению математических
знаний, к их репродуцированию и самостоятельному применению и
творческие математические способности, связанные с самостоятельным
созданием оригинального и имеющего общественную ценность продукта.
Ещё в 1918 году в работе А.Роджерс отмечались две стороны
математических способностей, репродуктивная (связанная с функцией
памяти) и продуктивная (связанная с функцией мышления ). В. Бетц
определяет мат. способности как способности
ясного осознания внутренней связи математических отношений и
способность точно мыслить математическими понятиями.
Из работ отечественных авторов необходимо упомянуть
оригинальную статью Д.Мордухай-Болтовского «Психология математического
мышления», опубликованную в 1918 году. Автор, специалист математик,
писал с идеалистической позиции, придавая, например, особо значение
«бессознательному мыслительному процессу», утверждая, что «мышление
математика глубоко внедряется в бессознательную сферу, то, всплывая
на её поверхность, то погружаясь в глубину. Математик не осознает
каждого шага своей мысли, как виртуоз движения смычка». ( )
Внезапное появление в сознание готового решения какой-либо задачи,
которую мы не можем долго решить, -пишет автор, - мы объясняем
бессознательным мышлением, которое продолжало заниматься задачей, а
результат всплывает за порог сознания.( )По мнению Мордухай-
Болтовского наш ум способен производить кропотливую и сложную работу в
подсознании, где и совершается вся «черновая» работа, причём
бессознательная работа мысли даже отличается меньшей погрешностью, чем
сознательная.
Автор отмечает совершенно специфический характер
математического таланта и математического мышления. Он утверждает, что
способность к математике не всегда присуще даже гениальным людям, что
между математическим и нематематическим умом есть существенная
разница. Большой интерес представляет попытка Мордухай-Болтовского
выделить компоненты математических способностей. К таким компонентам
он относит в частности:
*сильную память», память на «предметы того типа, с которыми имеет дело
математика», память скорее не на факты, а на идеи и мысли.
*»остроумие», под которым понимается способность «обнимать в одном
суждении» понятия из двух малосвязанных областей мысли, находить в уже
известном сходное с данным, отыскивать сходное в самых отделённых
казалось бы, совершенно разнородных предметах.
*быстроту мысли (быстрота мысли объясняется той работой, которую
совершает бессознательное мышление в помощь сознательному).
Бессознательное мышление, по мнению автора, протекает гораздо быстрее,
чем сознательное.
Д.Мордухай-Болтовский высказывает так же свои соображения по поводу
типов математического воображения, которые лежат в основе разных типов
математиков – «геометров» и «алгебраистов». Арифметики, алгебраисты и
вообще аналитики, у которых открытие производится в самой абстрактной
форме прорывных количественных символов и их взаимоотношений, не могут
воображать так, как «геометр».
Советская теория способностей создавалась совместным трудом
виднейших отечественных психологов, из которых в первую очередь надо
назвать Б.М.Теплова, а так же Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева.
Помимо общетеоретических исследований проблемы математических
способностей, В.А.Крутецкий своей монографией «Психология
математических способностей школьников» ( ) положил начало
экспериментальному анализу структуры математических способностей.
Под способностями к изучению математики он понимает индивидуально-
психологические особенности (прежде всего особенности умственной
деятельности), отвечающие требованиям учебной математической
деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность
творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности
относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладения знаниями, умениями,
навыками в области математики. Д.Н.Богоявленский и
Н.А.Менчинская, говоря об индивидуальных различиях в обучаемости
детей, вводит понятие психологических свойств, определяющих при прочих
равных условиях успех в учении. Они не употребляют термина
«способности», но по существу соответствующее понятие близко к тому
Страницы: 1, 2, 3, 4
|