реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Взаимоотношения детей в совместной деятельности - (реферат)

реферат
p>Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

    Эксперимент №1
    а) начало работы

В соответствии с темой курсовой работы я провела социометрический эксперимент, рекомендованный Я. А. Коломенским. Я провела с детьми игру “Секрет”, в основу которой положена методика “выбор в действии”. (Приложение №1)

    Методика проведения игры

Перед началом игры я давала каждому ребенку инструкцию: “Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня”. Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это “Звезды” группы, они в группе популярны. “Предпочитаемый” - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких в группе 5 человек. “Оттесненный” - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. “Отверженный” - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких– один человек. Взаимовыбора нет у 9 человек. б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его

Оксана В. о Жене С. “С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.

Таня З. о Жене: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.

Сережа Р. о Жене: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”.

Андрей М. о Жене: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает”.

Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.

Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это –мы? ” девочка ответила: “Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей”. Таня К. Об Оксанесказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.

Максим Ш. об Оксане: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка”.

    в) Беседа с воспитателем о лидерах группы

Оксана –послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.

Женя –подвижный мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень любит занятия по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.

    г) Беседа с родителями о лидерах (их детях)

Папа об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем. Мама об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.

Папа о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.

Мама о Жене. Женя старший ребенок в семье, поэтому он мне помогает во всем. Гуляет с Аленкой на улице. Я спокойна за них, потому, что он добрый, внимательный, всегда сестре помогает, если что-то ей не под силу. У него много друзей бывает дома. Они все вместе играют, не ссорятся. Любят смотреть диафильмы, слушать сказки и песни в грамзаписи.

    д) Отзывы детей о детях “отверженных”

Я поговорила с несколькими детьми о Наташе М. , которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы я записала.

Люда А. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки. Света Ч. -Ж. о Наташе –мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Таней А. и Людой А. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.

Юра о Наташе –не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.

Оксана В. о Наташе –я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.

Женя С. о Наташе –а я не знаю как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.

    е) Беседа с воспитателем

Беседуя, я выяснила, что Наташа, –замкнутая девочка, любит, чтоб все было так как она хочет. На занятиях не внимательна. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.

    ж) Беседа с родителями об “отверженном”

Беседуя с родителями, я выяснила, что Наташа одна в семье. Все ее прихоти родители выполняют беспрекословно, как только она скажет. Раньше она воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка позволяла все своей любимой внучке, а теперь родители.

    з) Выводы по игре “Секрет”

После беседы с воспитателем, я выяснила, что дети, не получившие взаимовыбора –это те, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны.

В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры “Секрет”, во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд, .... ). По результатам игры “Секрет”, я смогла вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:

Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.

Воспитатель проводит большую работу по сплочению коллектива.

    Эксперимент №2

Продолжая свой эксперимент, я провела игру “Секрет”, но уже совсем по другому. Для проведения этой игры я изготовила фоточасы (Приложение №2) и поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, а с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили. В результате этой игры я выяснила, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей. Вывод: в шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы. В результате проведения двух экспериментов я выделила в группе микрогруппы детей (Приложение №3) и сплотила их в совместной деятельности, то есть в игре, труде и т. д.

Проводя третью социометрию, я провела выбор в действии. Я наблюдала за поведением детей во время игры “Играй с кем хочешь”. Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.

С целью выяснения взаимоотношений в группе во время совместной деятельности, я организовала и провела несколько спортивных игр и эстафет. Я выяснила отношение детей к победе и поражению.

Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую я проводила в конце своей работы.

Ребята “открывали свои сердца настежь”. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что я полностью убедилась в том, что эта группа дружная.

    Рекомендации для воспитателей

Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д. ), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

Пяти- семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

    Заключение

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

Таким образом, в работе по изучению общения дошкольников друг с другом в группе детского сада я пришла к выводам:

У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива. Взаимоотношения довольно устойчивые.

Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность. У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления.

    Литература

Программа воспитания в детском саду. - М. : Просвещение. - 1978 Общая психология. /Под ред. Богословского В. В. - М. : Просвещение. - 1981 Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. 1986, №1

Коломинский Я. А. , Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание. - 1986, №6

Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. //Дошкольное воспитание. - 1981, №11.

Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание. - 1984, №7

Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т. А. М. : Педагогика. - 1978

Репина Т. А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. - 1984, №4

Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание. - 1985, №1

Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание. - 1983, №2.

Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. - 1975, №10

Столетов В. Н. Диалоги о воспитании. - М. : Педагогика. - 1978

Бондаренко А. К. , Матусин А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение. - 1983 Приложения

    Приложение №2
    Приложение N 3.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.