реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Введение в психоанализ

реферат

которых сознание не подозревает.

Для проникновения в бессознательное также используется метод свободных

ассоциаций, который известен как фундаментальное правило психоанализа и

которому придаётся большее значение, чем другим методам продуцирования

материала в психоаналитическом процессе. Суть метода заключается в том, что

надо ослабить все задерживающие и критикующие инстанции сознания; пациент

может и должен говорить такие вещи, которые он считает тривиальными,

постыдными, невежливыми. Такая работа рождает сильное сопротивление

сознания, рождается внутренний протест, подчас кажется, что всё и так ясно

и не нуждается в прояснении, или наоборот – что всё абсурдно, случайно и не

имеет смысла. Само наличие сопротивления является очень важным источником

анализа: там, где оно присутствует, есть и вытесненное влечение.

Также ценным источником материала для психоанализа является перенос на

психоаналитика ранних детских чувств. Анализ сопротивления и переноса стал

центральным элементом психоаналитического процесса. В течение каждого

психоаналитического сеанса пациент демонстрирует поведение, которое мешает

прогрессу лечения. Подобного рода влияние называется сопротивлением. Так

как в психоанализе создаются все условия, чтобы пациент мог достичь свободы

мысли и действия, отрицательные эмоциональные силы в бессознательном,

которые вызвали проблему пациента, проявляются как препятствия вербальной

терапии.

Пациент может почувствовать неспособность говорить дальше или что ему

больше нечего сказать; захотеть что-то важное сохранить в тайне от

психоаналитика (например, некоторые факты, которых он стыдится); или

почувствовать, что то, что он говорит – не имеет значения. Также пациент

может постоянно повторяться в своих рассказах; избегать обсуждения

некоторых тем, захотеть заняться чем-то другим; желать получить совет

вместо понимания; рассказывать только про мысли и игнорировать чувства (или

наоборот).

Вместе пациент и аналитик изучают значение и цель конкретного

сопротивления и пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом,

чтобы пациент продолжил свой личностный рост. Современные терапевты

считают, что пациент обязательно испытывает потребность в сопротивлении, и

используют мягкий подход, чтобы помочь ему в преодолении проблем

сопротивления.

Перенос обычно возникает из типичных отношений к значимым родительским

фигурам, которыми в прошлом пациента были родители, учителя, братья или

сестры. Иногда чувства к аналитику представляют фактические чувства,

направленные на реального человека из прошлого пациента, но перенесенные в

настоящее время на наиболее близкую и подходящую “родительскую фигуру” – то

есть на аналитика.

Далеко не все пациенты испытывают классические формы переноса, но

практически для всех пациентов в ходе анализа полезно изучение и понимание

чувств, возникающих у них по отношению к аналитику. Это весьма помогает

пониманию актуальных отношений, выраженности потребности в персональном

росте, ожиданий со стороны других и отношений к пациенту. Цель аналитика

состоит в том, чтобы помочь пациенту научиться понимать и принимать все

возникающие у него чувства независимо от того, каковы они.

По продолжительности психоанализа не имеет определённых ограничений.

Некоторые пациенты могут получить пользу уже за короткий промежуток времени

(шесть месяцев или меньше), а другие могут продолжать лечение в течение

нескольких лет. В классическом психоанализе средний пациент участвует в

терапии около двух лет. Терапия считается завершенной, когда цели пациента

достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все аспекты

своих чувств; когда он способен адекватно включать все эти чувства в

отношения с аналитиком (иначе говоря, осознавать и подвергать анализу);

когда чувства не мешают, а помогают в достижении его собственных интересов

и целей – тогда психоаналитическая терапия закончена.

4. Развитие психоанализа

Фрейда окружало множество учеников. Неудовлетворенность

психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов

ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному

разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из

учеников были Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, создавшие собственные

направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную

психологию.

Первым нововведением Юнга было понятие о “коллективном

бессознательном”. Он провёл четкое разделение между индивидуальным и

коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает

личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-

то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу

забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это

общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет

собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в

мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть

выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому

для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения

и его психоаналитическая деятельность.

Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение

психической целостности личности и приводит многочисленные примеры

неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной

адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и

т.д.

Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве

фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть

чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек

актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс

компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация – это особая

социальная форма реакции на чувство неполноценности. В “комплексе

неполноценности” Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо

знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный

план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою

неуверенность.

В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным

образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими

теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в

толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции

(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие

каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на

исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими

считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно

враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже

такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с

социальной структурой современного общества, которое формирует у человека

чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть

общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным

коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных

ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти

исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей

неофрейдизма относятся Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх, Г. Маркузе

и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в

личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это

следствие погруженности личности в различные социальные среды. Хорни, Фромм

и Салливен отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации

различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом

комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и

социокультурного влияния на личность.

На идеи Карен Хорни во многом повлияло следующее:

. сопротивление антифеминизму Фрейда;

. принципы марксизма и социализма;

. индивидуальная психология Альфреда Адлера;

. американский характер воспитания и развития.

Хорни считала, что основные взгляды Фрейда несут на себе отпечаток

философских воззрений XIX века. Хорни не считала либидо единственным

источником активности индивида; также её была отвергнуты идея Фрейда об

эдиповом комплексе как основополагающем невротическом конфликте и

интерпретация Фрейдом желания женщины стать мужчиной исходя из посылки, что

женщина изначально биологически неполноценна.

Карен Xорни выделяет два момента, которыми характеризуется все невротики:

ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Как

основа все неврозов ей называлась “базальная тревога”, то есть “чувство

собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в

этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани

мире".

К. Хорни выделила три типа направленности поведения личности по отношению

к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как

потребность в независимости); против людей (как потребность во власти). При

стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов

складываются три типа невротической личности (соответственно): услужливая,

ищущая любви, одобрения любой ценой; пытающаяся отрешиться от общества;

агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций

являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не

устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Теорию невроза Хорни формулирует так: основа закладывается базальной

тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от

враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий.

Важное различие подходов Хорни и Фрейда наблюдается в самой практике

психоанализа: метод Хорни имеет дело скорее с дефектами в межличностных

взаимоотношениях человека, раскрывающимися в отношении пациента к своему

аналитику.

Неофрейдисты (Хорни, Салливен, Фромм и др.) привнесли в теорию и практику

психоанализа следующие идеи:

а) осознание важности рассмотрения социальных и культурных факторов для

понимания человеческой природы;

б) важность понимания межличностных взаимоотношений для изучения

образования характера, тревожности и неврозов;

в) Эдипов комплекс, образование Суперэго и “неполноценность” женщины –

это культурные особенности;

г) не характер является результатом сексуального развития, а характер

определяет сексуальное поведение.

Идеи неопсихоанализа имели значительное влияние на общественную жизнь,

этику, культуру своего времени. Современные психоаналитики считают, что

гнев, враждебность, зависимость и множество других побуждений могут быть

также важны в формировании личности. Ведь если обратиться к истории, то

можно представить себе, с каким контингентом пациентов имел дело Фрейд.

Безусловно, современные пациенты имеют трудности на сексуальной почве, на

которые делался акцент у Фрейда, но и также имеются многие другие проблемы

– чувства гнева, одиночества, всевозможные зависимости, экзистенциальные

проблемы типа недостаточность смысла собственной жизни и т.д.

После Фрейда основное внимание психоанализа было направлено на изучение

того, как человек входит в мир как отдельная личность, обладающий

самосознанием и чувством положительного самоуважения. В современных моделях

психоанализ также имеет дело с агрессией, ранними взаимоотношениями "мать-

ребенок", социальными отношениями, семейной динамикой и психосоматическими

проблемами. Ранний психоанализ приемлем только для лечения проблем

пациентов-невротиков, корни проблем которых в раннем детстве. В наши дни

пациенты не так часто посещают психоаналитика, как во времена классического

психоанализа. Аналитики имеют большое количество разнообразных техник,

позволяющих гибко реагировать на поведение пациента. Современный анализ

динамично меняется, чтобы удовлетворить потребности как пациента, так и

практикующего аналитика.

Заключение

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики.

Одновременно он является философским учением о человеке, целой социальной

философией. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной

культуры, поэтому я считаю его изучение очень важным в контексте

интегрального, целостного образования психолога-консультанта наших дней.

Список использованной литературы:

1. Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

2. В.К. Лосева, А.И. Луньков. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М,

1995.

3. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б.Д. Карвасарского).

СПб, 1998.

4. З. Фрейд. "Введение в психоанализ: Лекции". М, 1989.

5. Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер. “Пациент и психоаналитик. Основы

психоаналитического процесса”. Воронеж, 1993.

-----------------------

[1] Лосева В.К., Луньков А.И. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М, 1995.

с. 4.

[2] Лосева В.К., Луньков А.И. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М, 1995.

с. 9.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.