Введение в профессию
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет: психологический.
Специальность: психология.
РЕФЕРАТ
ПО
ПСИХОЛОГИИ
(ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ)
Тема: Научное и житейское психологическое знание.
Студентка 1 курса:
Мозжерина Лилия Владимировна.
2002 год
План:
1. Общее представление о психологии как науке.
2. Соотношение научной и житейской психологии.
3. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейской
психологии.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое
место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно
человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной
материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам
"высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг
человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе"
выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди
прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест,
так как "оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном".
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в
ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на
свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает
и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами.
Формируются его физические и психические способности; он учится ходить,
видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир;
начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот
постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает
совершенно особое ощущение – ощущение собственного "Я". Где-то в
подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы.
Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те
психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку
средством для освоения внешнего мира – физического и социального,
обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом
осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего
человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на
борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали
огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами,
получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя.
Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим
психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру;
появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда
человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему
возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа
его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е.
рождением психологического знания.
Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так:
если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она
обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью
мышления начать исследовать само мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой
науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней
научное сознание человека становится его научным самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее
уникальных практических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать не
только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и
качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим "нечто",
научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями,
способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например,
освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая
себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как
новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения,
цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу
всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не
только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее
время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность
психологии, которая делает ее наукой особого типа.
В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука.
Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у
вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления
духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.
Официальное оформление научная психология получила немногим более
100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В.
Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной
психологии.
Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей
знания: естественных наук и философии; психология возникла на
пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать
психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного
следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является
правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа.
2. Соотношение научной и житейской психологии.
С ограничением предмета и появлением специальных методов его
исследования связаны существенные различия научной и житейской
психологией: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические
знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему
передаются, воспроизводятся.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский,
эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые
нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и
инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах, формах,
количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в
дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас
житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские
психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не
все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с
людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, и обычный человек
располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно
судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять
другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть
его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские
психологические знания от научных?
Я назову пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены
к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят,
официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле,
для решения каких задач? Как, мы знаем, часто – довольно
прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок,
ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем
иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо
себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать
от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.
Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью,
ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.
Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из
важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее
существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.
Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом,
связываются в законы.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону
удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных
конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать
человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты
характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология
ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только
экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют
увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее
индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных
психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей
внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами.
Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило,
различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос:
что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся
ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду
сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной
психологии. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем,
которое было предложено упомянутым школьником.
Таким образом, опытом житейской психологии является индивидуальный
опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и
психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из
него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология
базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным
от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы
познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально
оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится
гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент
возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому
эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая
подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-
психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью
своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти
условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут
искажать ее.
Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится
отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим
глазам".
Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях
психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако
главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности
и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами
для постановки научно-исследовательских задач.
Страницы: 1, 2, 3
|