реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Введение в профессию

реферат

Введение в профессию

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет: психологический.

Специальность: психология.

РЕФЕРАТ

ПО

ПСИХОЛОГИИ

(ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ)

Тема: Научное и житейское психологическое знание.

Студентка 1 курса:

Мозжерина Лилия Владимировна.

2002 год

План:

1. Общее представление о психологии как науке.

2. Соотношение научной и житейской психологии.

3. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейской

психологии.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое

место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно

человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной

материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам

"высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг

человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе"

выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди

прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест,

так как "оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в

ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на

свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает

и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами.

Формируются его физические и психические способности; он учится ходить,

видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир;

начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот

постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает

совершенно особое ощущение – ощущение собственного "Я". Где-то в

подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы.

Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те

психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку

средством для освоения внешнего мира – физического и социального,

обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом

осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего

человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на

борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали

огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами,

получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя.

Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим

психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру;

появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда

человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему

возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа

его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е.

рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так:

если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она

обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью

мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой

науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней

научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее

уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не

только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и

качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим "нечто",

научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями,

способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например,

освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая

себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как

новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения,

цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу

всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не

только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее

время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность

психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука.

Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у

вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления

духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более

100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В.

Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной

психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей

знания: естественных наук и философии; психология возникла на

пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать

психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного

следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является

правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа.

2. Соотношение научной и житейской психологии.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его

исследования связаны существенные различия научной и житейской

психологией: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические

знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему

передаются, воспроизводятся.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский,

эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые

нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и

инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах,

количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в

дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас

житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские

психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не

все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с

людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, и обычный человек

располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно

судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять

другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть

его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские

психологические знания от научных?

Я назову пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены

к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят,

официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле,

для решения каких задач? Как, мы знаем, часто – довольно

прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок,

ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем

иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо

себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать

от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью,

ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.

Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из

важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее

существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом,

связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону

удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных

конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать

человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты

характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология

ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только

экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют

увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее

индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных

психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей

внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами.

Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило,

различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос:

что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся

ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду

сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной

психологии. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем,

которое было предложено упомянутым школьником.

Таким образом, опытом житейской психологии является индивидуальный

опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и

психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из

него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология

базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным

от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы

познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально

оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится

гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент

возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому

эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая

подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-

психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью

своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти

условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут

искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится

отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим

глазам".

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях

психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако

главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности

и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами

для постановки научно-исследовательских задач.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.