реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма - (реферат)

реферат
p>Мы, следовательно, можем определить навык, как мы определяем инстинкт, то есть, как сложную систему рефлексов, которые функционируют в сериальном порядке, когда дитя и взрослый сталкиваются с соответствующим стимулом, поскольку мы добавляем к нашему положению, что в навыках шаблон и порядок благоприобретены, тогда как в инстинкте они наследственны. Из этого определения следовало бы , что, поскольку это касается наблюдением над отдельным действием взрослого, мы не могли бы отличить инстинкт от навыка, так что здесь вновь требуется генетический метод, чтобы определить отношения между обоими. Следует отметит , что обыкновенно инстинктивная реакция связана довольно прочно с определенным особым стимулом или ситуацией, тогда как в приобретенной деятельности один и тот же предмет может вызвать у образованного человека буквально сотни различных действий, в зависимости от мелких различий в их постановке от его потребностей в данный момент. Подумайте о числе поступков, которые могут быть вызваны у одного и того же индивида видом куска обработанного дерева, кожи, камня, мрамора или металла.

    Образование навыков у взрослого.

Процесс образования навыков у взрослого в различных отношениях отличается от только что изученного у ребенка. Более тонкие мышцы его подвижных членов еще не координированы в общеполезные системы навыков, действиям не хватает определенности и резкости. Его обучение хватанию леденца и торможение хватания свечи являются приобретениями, которые послужат ему не только в этих особых ситуациях, но также и почти во всех навыках, которые он в будующем будет образовывать. С некоторой уверенностью можно сказать, что действительно имеют место процессы нейро-физиологического роста, так как обычно утверждается, что движение плеч, локтей, кистевого сустава и кисти выступают много раньше более тонких движений пальцев. Мы отчасти убедились в этом при нашем изучении противопоставления большого и первого пальцев. Это более раннее развитие крупных мускулов принимается во внимание на первых ступенях при обучении детей письму посредством пользования сначала более грубыми движениями и постепенного перехода к более тонким. Сомнительно , правилен ли такой педагогический прием, так как , когда дети достигают возраста обучения письму , тонкие движения пальцев, несомненно уже возможны: ребенку просто приходится обучаться двойной серии навыков. В истории психологии было рано доказано, что реакция на разностный контакт у ребенка тоньше , чем у взрослого. Это происходит вследствие того, что у ребенка развиты все приводящие окончания, а так как рука его меньше , чем у взрослого, то окончания расположены теснее. Тот же аргумент, конечно, и в отношениях кинэстетических окончаний в мускулах. Впрочем здесь мы вновь вступаем скорее в область проблем, чем установленных фактов. У взрослого многие тысячи опытов , подобных только что нами рассмотренным, привели к известной организации, и большинство навыков, которым он еще должен обучиться , пользуется , хотя бы отчасти, организацией , приобретенной при образовании прежних навыков. Это является некоторым образом его силой и в то же время его слабостью. Наши привычные способы пользования нашими мускулами так фиксируют их , что необычные или совершенно новые виды деятельности усваиваются с большей трудностью , чем если бы наши мускулы не были закреплены в таких привычных формах . Тридцатипятилетнему человеку трудно научиться хорошо нырять или в совершенстве пользоваться своим кистевым суставом для отбивания теннисного мяча. ; для женщины практически невозможно стать балериной или научиться танцевать на носках, если она не начала упражняться в возрасте десяти лет или раньше.

Мы , однако, увидим далее при изучении влияния возраста на образование навыков, что представление о неупругости мускулов в среднем возрасте преувеличено. Несомненно имеется разница в возможностях приобретения у взрослого и у подростка , но мы обсудим этот вопрос далее.

Наблюдая 120-дневного ребенка , мы видели, что инстинктивные факторы приходят в действие, как только он становиться в положение , к которому он не был приспособлен. У человека в подобном положении появляется вместо детской случайной деятельности привычная единая преж-де заученная деятельность. Предположите, что мы пытаемся обучить его игре в теннис. Он точно схватит рэккет, но может быть в неправильном месте. Он орудует ей довольно неуклюже , может быть так , как он бы действовал битой для бейсбола или доской - одним словом так , как ему в прошлом чаще всего приходилось орудовать с предметами такого типа. В общем , будучи поставлен в новое положение, он пробует сначала одно старое действие, затем другое. Если эти отказываются служить , то появляются дробные и частичные реакции. Положение в любое время может стать эмоциональным, в особенности когда его прежняя организация неспособна ему помочь . Тогда он возвращается обратно к детским типам реакций; он может бросить предмет на пол, топтать его , тянуть , вертеть его и наугад обрабатывать каждую часть его и, наконец, в ярости своей , сломать его. Случайно, но редко, детские реакции приводят к приспособлению, так как при эмоциональном возбуждении освобождается большее число случайных действий , чем тогда , когда индивидуум работает при организованном объединенном уровне. Обычно взрослые, как мы упоминали, в новых положениях действует упорядоченно. Взрослый сначала берется за наиболее простые вещи, объединяет их, как может, а каждое сочетание облегчает следующий шаг, пока задача не разрешена. Закрепление навыков.

В настоящее время не имеется удовлетворительного способа для изображения формирования навыков при помощи терминов причины и следствия. Такому изложению посвящено много монографий и отдельных глав, но хотя нам, как мы увидим дальше, известно много факторов , влияющих на образование навыков , мы все же не можем подробнее установить всю последовательность явлений при усвоении какого-либо индивидуального навыка. В начале навыка появляются, как мы видели , так называемые случайные движения( если у субъекта не возникает ни положительных , ни отрицательных наклонностей к реакциям, то не может образоваться никакой навык). Между этими случайными движениями имеется одна группа или комбинация, которая завершает приспособление; это- "успешная". Все прочие с поверхностной точки зрения, кажутся не нужными. Но следует напомнить, что реакции организма обусловливаются его снаряжением. При столкновении с задачей решение которой не может быть выполнено непосредственным инстинктивным актом , принадлежащим к раннее сложившимся навыкам, весь организм начинает работать каждой своей частью , но без согласованности. Действует не только руки , ноги и туловище, но также и сердце , желудок, легкие и железы. Мы знаем, что когда новый навык уже установлен, то организм, как целое действует гладко, каждая частичная реакция связана с каждой другой частичной реакцией, причем все стремиться сделать выполнимой правильную работу группы движений, приводящих к конечному приспособлению. Образование самого простого навыка является чрезвычайно сложным делом. Мы склонны думать , что успешное действие представляет собой лишь небольшую группу движений, включающих, например , только кисти и пальцы. Это неверно. Даже такое простое , по-видимому, дело, как успешный выстрел из ружья, требует много способствующих движений во всем теле. Когда правая рука приподнимает ружье, все части тела приготовляются вступить в дело- принимаются известные позиции, чтобы укрепить тело, мускулы спины напрягаются сильнее, левые кисть и рука начинают принимать нужное положение, чтобы схватить конец дула, плечевые мышцы сокращаются, и наконец , за момент до выстрела задерживается дыхание, а когда нажимается собачка, то туловище уже готово выдержать отдачу.

Выполнение такой подогнанной точно и последовательной группы действий , работающих совместно . в результате которых стрелок попадает в цель или в дичь, требует естественно вначале производства большого числа "бесполезных" движений. Но , вероятно, при каждой последующей попытке попасть в цель некоторые из таких частичных реакций сливаются так, чтобы способствовать последующим движениям. Вся стадия заучивания, следовательно, активна, и что-нибудь приобретается каждый раз. Когда индивидуум производит процесс. Поэтому так называемые бесполезные движения бесполезны только с точки зрения завершенного навыка. Все они необходимы ввиду того , что успешные движения не могли бы появиться ни при одной пробе , если бы только им не предшествовали те самые действия, которые в действительности им предшествовали.

Некоторые из попыток причинного объяснения процесса закрепления таковы : 1)в большинстве случаев, где случайная деятельность приводит к успешному концу, успешной группой действий оказывается последняя по времени появления; поэтому при следующей попытке последняя из групп, действовавших в предыдущей пробе (успешная), окажется, таким образом, такой которая выполнялась по времени наиболее близко . и . следовательно, при равных условиях, она вероятнее всего при второй пробе появится вначале, или по крайней мере, очень рано. 2) Вследствие того обстоятельства, сто случайные движения бесконечно разнообразны . только успешное

действие является таким . которое производиться каждый раз , когда дается стимул. Оно становиться , следовательно , и наиболее часто выполняемым движением. 3) На основании того, конечная группа действий всегда доставляет пищу, воду, удаляет раздражающий предмет, ослабляет эмоциональное напряжение и т. д. , новое состояние ( достигнутое в результате деятельности конечной группы) связано с повышенным обменом. Можно себе представить, что кровеносные сосуды всех нейро-мускульных элементов. Которые только что были в действии при завершении приспособления, несколько расширены , вследствие чего они полнее используют повышенное и улучшенное снабжение кровью, чем группы , функционирующие раньше. 4) Возможно, что когда функционирует конечная группа движений и приспособление завершается, то ситуация, в общем , становится такой , что вызывает эмоцию; возбуждается внутренняя секреция желез, которая оказывает усиливающее действие. Можно предположить, что только что действовавшие элементы с их большим расширением кровеносных сосудов испытывают несколько большее "усиление" (может быть повышенный обмен как результат усиленного притока крови к активным частям) от автокоидных веществ, чем те группы, которые функционировали раньше. Здесь рисуют себе, конечно, возможное действие адренина в смысле нейтрализации продуктов утомления. Следует вновь подчеркнуть, что все это лишь немногим отличается от голых спекуляций. Однако то обстоятельство, что мы не обязаны принять одно из готовых объяснений этой проблемы, не должно бы никоим образом вредить нашему усердию при изучении других факторов, участвующих в образовании навыков.

    Заключение.

Бихевиоризм(или поведенческая психология)родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы. Однако известно, что задачей этого течения было не просто завершение опытов Моргана и Торндайка над животными. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

Основным понятием бихевиоризма является известная формула - "стимул- реакция". В рамках этого понятия укладываются все виды поведения - от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают , как сумму реакций организма на внешние раздражители -стимулы. По мнению Д. Уотсона , а это четко прослеживается в его научных трудах, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения. Соответственно этому положению бихевиористов ввоенной психологии человек рассматривается как машина , как автомат, имеющий постоянные параметры. Человек превращен в человеческий фактор в системечеловек-машина. Он берется не как личность , а как компонент системы , имеющий чисто технические показатели. Проблема изучения человеческого фактора включает широкий круг вопросов- от порогов чувствительности до состояния напряженности нервно -психических функций. Причем главные соображения и решения , касающиеся человеческого компонента в системе человек-машина. Должны исходить из характера задач и целей, стоящих перед вооруженными силами, а не из того , что за человеком приходиться оставлять какие-то функции. Представители бихевиоризма называют свою теорию эволюционной , поскольку отрицать может только теория открыто выступающая против фактов. Эволюционизм бихевиористов ясно виден в решении проблем навыка . Навык, по их мнению, это система реакций приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций. Навык отличается от простой врожденной реакции лишь качественно. Воспитание, образование человека - это , по их утверждению , основной путь социального строительства рассматривается как процесс формирования навыков. Поскольку качественного своеобразия в характере сложных реакций нет, значит и в развитии человека нет качественного роста, Бихевиористическая теория навыка полностью была принята на вооружение военной психологией. Эта теория является основанием принятой в вооруженных силах методики тренировки военнослужащих. Военно-психологическое понимание самого процесса обучения закономерно приводит к тому, что от военного обучения не требуется качественного роста солдата , роста военнослужащего как личности. Военное обучение преследует лишь цель выработать систему необходимых навыков. Список литературы.

    1. "История психологии. " К. Ярошевский.

2. "Психология, как наука о поведении. " Д. Уотсон. / Москва, 1926 г. / 3. "Военная психология- методология, теория, проблемы. " /Часть 1. Москва . ВУ / 4. "Процесс учения у человека. " Э. Торндайк. / Ципедгиз. Москва, 1935 г. / 5. "Наследственность" Д. Уотсон. / А. О. 1905 г. /

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.