реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Внушение и его роль в общественной жизни - (диплом)

реферат
p>Невольное внушение и взаимовнушение таким образом, как мы его понимаем, есть явление более или менее всеобщее. Возникает однако вопрос, каким способом могут прививаться нам идеи и вообще психические состояния других лиц и подчинять нас своему влиянию? Есть полное основание думать, что это прививание происходит исключительно при посредстве органов чувств.

Но нет ничего убедительнее в смысле непосредственной передачи психических состояний от одного лица другому, как передача патологических явлений. Всякому известно, что истерика, случившаяся в обществе, может повлечь за собой ряд других истерик; с другой стороны, заикание и другие судорожные формы легко передаются предрасположенным субъектам совершенно непосредственно, путем невольного и незаметного прививания или внушения. [ 4 ]

    Гипноз, как проявление внушающего поведения

Гипноз –уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками. История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования.

Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о“животном магнетизме”. Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза, появлением новых теоретических концепций.

Большой вклад в изучение гипноза внесли следующие учёные, психологи, физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин, Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.

В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую реальность, считал, что он вызывается внушением, которое“есть не что иное как прививание путём слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточения”. Павловское направление рассматривало гипноз как частичный сон, частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном. Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что гипнотизёр в процессе гипнотической индукции занимает место родителей гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом, определяя тем самым либо успокаивающий“материнский”, либо устрашающий “отцовский” типы гипноза. Согласно концепции И. П. Павлова, гипноз –это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приёму информации, её переработки и реализации в деятельности. Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, “когда изменённая функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом”. [ 12 ]

    Феномен гипноза

В гипнотическом состоянии репродуцируется практически любая деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.

Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук, ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.

Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.

В гипнотическом состоянии продуцируются самые разнообразные галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с появлением гусиной кожи, “изнывает от жары”, обмахиваясь воображаемым веером. Гипнотика можно отправить в “кинотеатр”, где он будет “смотреть” кинокомедию и живо реагировать, смеяться. Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает его вкус. Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слышит человека, находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия этого человека.

Память: В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти всё, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь частично, третьи не помнят абсолютно ничего.

В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста (гипермнезия), а также можно вызвать искусственную амнезию, т. е. “стереть”из памяти определённые периоды его жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое место жительства и т. д.

Диссоциация – способность субъекта вычленить себя из текущей ситуации. Гипнотик может “выйти из себя”, “оставить свою оболочку”и наблюдать себя со стороны. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле стоматолога, говорится: “Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный день. Не правда ли? ” И субъект не ощущает боли, т. к. он, “отделённый от тела”прогуливается по парку. В результате он становится не чувствительным к манипуляциям стоматолога.

В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые разнообразные превращения личности, регрессия и прогрессия возраста с соответствующим поведением. Взрослый мужчина в“пятилетнем возрасте” шалит, играет детской саблей. [ 10 ]

    Постгипнотическое внушение.

Этот феномен находит своё выражение в различных актах, которые выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфические внушения гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реализуется испытуемым в постгипнотическом периоде автоматически, помимо его воли.

Сомнамбулизм –глубочайшая стадия гипноза. Особенностью этой стадии является то, что внимание субъекта полностью локализуется на словах гипнолога, к которому проявляется повышенное доверие. В гипнотическом состоянии устанавливается раппорт–тесная связь и глубокая взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до состояния особой гипервнушаемости.

Гипнотическое внушение автоматически приобретает статус убеждённости. Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

У многих складывается ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога и его возможности неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем гипнотик не является каким–то автоматом, проявляющим полную покорность. На самом деле, он в состоянии различным образом противодействовать требованиям гипнолога. Беспрепятственно выполняются только нейтральные для личности инструкции, т. к. они не противоречат основным чертам его характера.

Даже в случаях глубокого транса испытуемого невозможно заставить совершить действия, которые не согласуются с его мировоззрением, ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует о сохранении контроля над гипнологической ситуацией.

Гипноз является одним из самых долговечных методов лечения, выдержавшим испытание временем. В медицинской практике гипноз используется как релаксация, анестезия и анальгезия. [ 5 ]

Гипноз представляет собой гуманное средство воздействия на психику не только больных, но и здоровых. Гипнотические методы успешно исполняются во многих прикладных направлениях. Например, в спортивной психогигиене гипнотическое воздействие вводятся с целью регуляции психических состояний и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании с аутогенной тренировкой является эффективным средством ликвидации и профилактики неблагоприятных предстартовых состояний, восстановления работоспособности с помощью внушённого сна– отдыха. Вполне оправданно в настоящее время применение суггестивных воздействий в педагогическом процессе с целью формирования социально ценных установок. [ 4 ] Важную роль играет в решении исследовательских задач как метод экспериментальной физиологии и психологии.

    Применение гипноза в лечебных целях

Лечение внушения в гипнозе представляет собой один из важных методов психотерапии. Под психотерапией комплексное лечение воздействием на психику больного. Сюда относится и та беседа, которую ведёт врач любой специальности со своими больными, ставя своей целью рассеять излишние опасения за своё здоровьё, страх перед предстоящей операцией. [ 16 ]

Большое значение для успеха лечения имеет обстановка, которая окружает больного в лечебном учреждении: светлые, полные воздуха палаты, заботливое и внимательное отношение со стороны персонала.

Словесное воздействие при правильном его использовании может превратиться в сильнейшее лечебное средство, а при неосторожном, непродуманном употреблении–принести больному существенный вред. Например, атрогенное заболевание (от греч. “atros” – врач и “genos” – происходящий) –разные замечания врача о тяжести болезненного состояния приводят к возникновению самостоятельного заболевания, проявляющегося в повышенной мнительности и страхах больного.

Вредные последствия гипноза могут проявляться при частом гипнотизировании (вырабатывается склонность к аутогипнозу), а также при неправильно построенных формулах внушения. В этих случаях возможны спонтанные галлюцинации, постгипнотический бред.

Постепенное выведение из гипноза также может явиться причиной плохого самочувствия (головные боли, сонливость).

К противопоказаниям к гипнозу относят интоксикации с высокой температурой тела и спутанностью сознания.

Осложнения в виде отдельных симптомов или истероидных реакций возникают только у больных с психологическими тенденциями по отношению к терапии.

    Внушение в психолого- педагогической работе
    Внушение играет огромную роль в процессе воспитания.

Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым, свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль, по мнению В. М. Бехтерева, играет авторитет педагога, его личный пример и соблюдение меры внушающего воздействия. Он подчёркивал пользу приучения детей к критическому обсуждению усвоенного материала. В своей широко известной брошюре“Внушение и воспитание”В. М. Бехтерев указывал на достоинства самостоятельной работы школьников, которая делает ученика независимым от слепого восприятия слов учителя. Самостоятельной работа развивает в ученике самооценку, создаёт доверие к себе, что непосредственно влияет на формирование его характера.

В. М. Бехтерев подчёркивал, что внушение необходимо применять во всех тех случаях, когда дурные привычки или другие ненормальные проявления укоренились в личности ученика. Внушение–это приём, который исправляет иногда даже очень тяжёлые и запущенные воспитателем случаи.

Ссылаясь на авторитетные источники, В. М. Бехтерев считает, что в отдельных случаях возможно применение и гипноза для решения педагогических задач. Он приводит сообщение Берильона о преодолении у одного мальчика с помощью гипнотического внушения привычки к воровству.

Предвосхищая данные будущих исследователей в области суггестопедии, В. М. Бехтерев считал, что педагогического эффекта можно добиться и не вводя ребёнка в состояние гипноза. Внушение даёт хороший результат, если проводить его в бодрствующем состоянии. Для такого воздействия достаточно предложить ученику закрыть глаза и затем провести внушение так же, как это делают, когда человек находится в состоянии гипноза.

Среди различных дефектов, успешно устраняемых путём внушения, В. М. Бехтерев называет детскую ложь, курение табака, чрезмерную застенчивость, отсутствие интереса к знаниям–всё эти случаи отклонения от нормального развития требуют, по мнению Бехтерева, воздействие на ребёнка методом внушения. Но само внушение не может применяться шаблонно. Оно должно сообразовываться с индивидуальными особенностями ребёнка, учитывать причины возникших недостатков. [ 1 ]

Различают следующие виды внушения в психолого – педагогической работе: прямое внушение. К нему относятся команды, приказы, внушающие постановления. Команды и приказы способствуют выработке у человека автоматизма действий. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяя слову– сигналу для этих действий. Характерной чертой приказов и команд является то, что они исполняются тогда, когда обычно требование аналогичного содержания, возможно, вызвало бы сопротивление. Именно эта черта команд и приказов как форм словесного воздействия позволяет отнести их к разряду внушающего влияния. При исполнении команд не рассуждают, а выполняют немедленно.

Команды и приказы так же как внушающие наставления, относятся к прямому внушению, но по природе своего воздействия качественно различны. Внушающее наставление не рассчитано на автоматизм поведения, оно создаёт установку. Команды и приказы действенны тогда, когда сформировался соответственный навык и исполнение требования становится точным и в значительной мере автоматизированным.

Большое значение внушающего воздействия команд и приказов заключается в том, что они являются важным средством дисциплинирования. Проблема использования команд и приказов в практике состоит в мере применения этих средств воздействия.

Внушающее наставление –вид внушения, применяемый для перестройки сложившихся отрицательных психологических отношений людей. [ 20 ]

Внушение как словесное воздействие не в состоянии изменить черты характера личности. Но внушающее наставление может создать необходимую установку– предуготовленность личности к совершению определённого поведенческого акта. Внушающее наставление применяется в виде лаконичных фраз, т. е. Формул внушения, произносимых максимально повелительным тоном. При этом, необходимо выразительно смотреть в глаза внушаемого, усиливая внушающее влияние слов. Иногда предлагается внушающему закрыть глаза и повторять отдельные словесные формулы: “Я всегда выполняю задания в назначенное время”, “Я могу и хочу хорошо работать”, “Мне нравится моя учёба”. Внушающее наставление –не универсальное суггестопедическое средство. Оно даёт наилучшие результаты, когда перед суггестологом пассивные, легковнушаемые люди.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.