реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Внушение

реферат

процесс контрвнушения

Контрвнушение – это отношение суггерента к личности суггестолога. Его

механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием

воспитания.

В. Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости:

- ненамеренная и намеренная

Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения,

недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они

начинают действовать в момент внушения автоматически.

Намеренная – критически анализирует то, что ему пытаются

внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и

убеждениями и в той или иной степени не принимает их.

- индивидуальная и групповая.

Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и

возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными

установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие

внушению со стороны группы.

- общая и специальная

Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних

воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий

вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.

Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей

называется внушаемостью.

Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое

субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию

или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических

доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от

другого лица или группы лиц.

При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации.

Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатом

собственной инициативы и самостоятельного выбора.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости,

относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной

неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость,

тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный

темп психической деятельности.

Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение

индивидуальной внушаемости:

- психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также

сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);

- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом

виде деятельности;

- дефицит времени для принятия решения

В процентном отношении все люди делятся по степени гипнабельности –

подверженности внушению. По данным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены

гипнозу, 30% - слабо выраженная гипнабельность, 30% - гипнабельность

средней степени и 30% лиц с высокой гипнабельностью.

Число женщин – гипнотиков всегда превышает величину у мужчин и со

ставляет 66,6% любой аудитории.

Свойства личности

|Трудновнушаемый |Легковнушаемый |

|Сильный тип |Слабый тип |

|Быстрый темп психической деятельности|Медленный темп психической |

| |деятельности |

|Интроверт |Экстраверт |

|Высокая переключаемость и |Низкая переключаемость и устойчивость|

|устойчивость внимания |внимания |

|Скептический |Доверчивый |

|Нетревожный |Тревожный |

|Упрямый |Податливый |

|Ригидный |Флексибильный (гибкий) |

|Необязательный |Исполнительный |

|Высокий уровень стремления к |Низкий уровень стремления к |

|самовыражению |самовыражению |

|Для познавательной деятельности |Для познавательной деятельности |

|характерно творческое мышление |характерно репродуктивное мышление |

|Стремление к самостоятельности в |Стремление работать по образцу |

|труде | |

Концепции механизма внушения

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу

того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему

возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

К сожалению, наука в настоящее время не в состоянии исчерпывающе

раскрыть все «секреты» психики. Не решена полностью и проблема физиологии

внушения. Однако отдельные теории дают ответ о природе механизма внушения.

Это физиологическая теория внушения И. П. Павлова о взаимодействии первой

и второй сигнальных систем, а также на теории установки Д. Н. Узнадзе.

Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность

осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у

человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая

временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов

внешнего мира.

Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа

речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для

человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные

общие у него с животными, но вместе с тем и такой многоообъемлющий, как

никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и

качественное сравнение с условными раздражителями животных».

Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано

со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящие в большие

раздражителями, приходящими в большие полушария, все их заменяет и потому

может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те

раздражения.

Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный

рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого

пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения,

ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое

посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее

преобладающее, незаконное и неодолимое значение».

Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге

коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях

заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия

приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное

физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что

сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.

В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия

человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не

находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва

неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и

реализации внушённых установок.

Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях,

когда воздействие воспринято путём внушения.

Глубокое экспериментальное и теоретическое обоснование психологического

феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

Установка представляет собой предрасположение, определённую

предуготовленность организма при поведенческих актах.

Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его

деятельности.

Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии

определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем

совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен

прийти в состояние готовности.

Именно эта настройка всех физических и психических процессов

составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека

представляет собой реализацию установки.

Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует

важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его

готовность, «акцептор действия», т. е. установка.

Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на

осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в

обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой

установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях

гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей

заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача

выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого

состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного

прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя

установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы

тем самым описываем модель механизма внушения.

Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в

бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана

воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с

жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода

вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый

уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.

Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».

Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает

или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае

внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая

потребность образует соответствующую внушению установку («У») на

предстоящее действие («Д»).

У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние

готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он

берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат

обдумывания, а на основе прошлого опыта.

Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде

импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт

возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на

определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано

выше, приобретает следующее выражение:

В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д

Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель

поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и

любого внешнего воздействия.

В чём же особенность влияния внушения?

Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта

протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует

или значительно ослаблен.

Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется,

идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в

бодрствующем состоянии.

Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики,

которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.

Естественно - научные основы механизма внушения показывают

универсальность этого явления и открывают перспективы для управления

суггестией в социальной работе, в психолого - педагогических целях.

Гипноз, как проявление внушающего поведения

Гипноз - уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание

и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными

предрассудками.

История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к

нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже

отрицания его существования.

Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции

благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном

магнетизме".

Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.