p>Психодинамические свойства учащихся проявляются и в их речевой деятельности. Речь каждого из представителей типов темперамента обладает определенными характеристиками, которые необходимо принимать во внимание при осуществлении индивидуализации обучения иностранному языку. Наиболее оптимальным средством реализации индивидуализации в обучении иностранному языку является учебно-речевая ситуация. Глава III Экспериментальная проверка влияния учета психодинамических учащихся на успешность формирования навыков и умений речевого общения Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период педагогической практики с 08. 11. 99г. по 20. 12. 99 г. в школе - гимназии № 1. Исследование проводилось в классах 9 “А” (контрольная группа) и 9 “Б” (экспериментальная группа). Нами был разработан план эксперимента, который состоял из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности:
I этап - психологический констатирующий эксперимент
II этап - осуществление методики обучения английскому языку с учетом психодинамических свойств учащихся
III этап – контролирующий эксперимент 1. Психологический констатирующий эксперимент
Цель данного этапа - создать базу для последующего осуществления методики обучения диалогической речи.
Задачи:
выявить соотношение типов темперамента в группах; типы определялись соотношением свойств темперамента по шкалам экстраверсия - интроверсия, эмоциональная стабильность - эмоциональная стабильность. Выявление типов темперамента необходимо для подбора потенциальных партнеров в речевой деятельности. Тест проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах. выявить психологическую обстановку в классе, а именно - систему предпочтений учащихся, характер взаимоотношений между потенциальными речевыми партнерами. Эта задача решалась в процессе проведения социометрического исследования. Первая задача решалась с помощью методики “Исследования типа темперамента” (см. Приложение) Итак, согласно результатам теста мы имеем: в 9 “Б” классе (экспериментальной группе):
Тип темперамента Количество учащихся сангвиник 3 холерик 2 флегматик 3 меланхолик 1 всего 9 в 9 “А” классе (контрольной группе): Тип темперамента Кол-во учащихся сангвиник 4 холерик 3 флегматик 2 меланхолик 4 всего 13
Необходимо указать, что результаты теста в экспериментальной группе использовались для создания наиболее оптимальных диад речевых партнеров, в то время как результаты теста в контрольной группе позволили избежать влияния случаев незапланированной совместимости речевых партнеров на общие выводы. Социометрия же проводилась только в экспериментальной группе. Иными словами, учитывалась не только совместимость индивидуальных стилей деятельности речевых партнеров, но и их психологическая совместимость. 2. Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся Этот этап направлен на формирование и совершенствование умений и навыков диалогической речи в ходе обучения английскому языку с применением индивидуализированных упражнений.
Этот этап можно разделить на два подэтапа:
контроль сформированности умений и навыков монологической речи; реализация методики обучения диалогической речи. Цель первого подэтапа- выявить речевые характеристики каждого из представителей четырех типов темперамента в ходе осуществления ими индивидуальной речевой деятельности, т. е. монологической речи. Целесообразность выделения этого подэтапа объясняется желанием сохранить “чистоту” эксперимента, т. е. исключить побочное, случайное влияние на ход и результаты эксперимента. В ходе осуществления монологической речи более ярко проявляются особенности индивидуального стиля, в то время, как в осуществлении диалогической речи на особенности стиля одного из партнеров могут оказать влияние особенности стиля другого партнера и наоборот. Таким образом, выявление “чистых” речевых характеристик в монологической речи служит отправной точкой осуществления последующей методики, в ходе которого мы постараемся проследить динамику изменений этих характеристик, если таковые будут иметь место. Прежде всего определяемся с характеристиками, на выявление которых направлен первый подэтап. Мы выделили следующие признаки:
темп речи количество времени, необходимое для подготовки развернутость речи нормативность речи инициативность
На наш взгляд, сочетание этих пяти характеристик в достаточной мере характеризуют индивидуальный стиль каждого из представителей четырех темпераментов. Оцениваются речевые характеристики учеников с разными темпераментными свойствами, уровень достижения которых относительно одинаков. Условия осуществления монологической речи для всех одинаковы (без учета индивидуальных особенностей): на подготовку отводилось 5 минут, объем высказывания - 7-8 предложений. Разговорные ситуации меняются, при этом учитываются интересы испытуемых. Это объясняется не столько стремлением исследователя индивидуализировать обучение, сколько его заинтересованностью в успешности данной части эксперимента. Разговорные ситуации: для сангвиника - “What kind of a person are you? ”; для холерика - “How do you usually spend your spare time? ”; для флегматика - “Do you like to study? ”;
для меланхолика - “What do you like? ”. Результаты можно оформить в виде таблиц:
Таблица 1. Оценка речевых характеристик сангвиника (выражается в баллах)
характеристика экспериментальная группа контрольная группа темп речи 9 8 время подготовки 8 8 развернутость речи 7 6 инициативность 7 7 нормативность речи 6 6
Таблица 2. Оценка речевых характеристик холерика (выражается в баллах)
характеристика экспериментальная группа контрольная группа темп речи 7 8 время подготовки 8 8 развернутость речи 7 6 инициативность 7 7 нормативность речи 5 6 Таблица 3. Оценка речевых характеристик флегматика характеристика экспериментальная группа контрольная группа темп речи 9 9 время подготовки 6 6 развернутость речи 5 5 инициативность 5 5 нормативность речи 9 8 Таблица 4. Оценка речевых характеристик меланхолика характеристика экспериментальная группа контрольная группа темп речи 5 5 время подготовки 4 4 развернутость речи 5 5 инициативность 5 5 нормативность речи 8 7
Изменится ли это соотношение можно будет судить после проведения контрольного среза. Второй этап- это собственно реализация методики организации диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся. С учетом результатов психологического эксперимента были выделены следующие диады партнеров, характеризующиеся наиболее оптимальной сочетаемостью свойств темперамента, влияющих на индивидуальный стиль совместной деятельности: сангвиник (экстраверт - стабильный) - меланхолик (интроверт - лабильный); холерик (экстраверт - лабильный) - флегматик (интроверт - стабильный); флегматик - флегматик. Первые две пары характеризуются тем, что речевые партнеры в них обладают свойствами - полярными по шкалам экстраверта - интроверта, эмоциональная стабильность - эмоциональная лабильная. В третьей паре речевые партнеры обладают сходной структурой психодинамических свойств. В обучении диалогической речи в экспериментальной и групповой группах одни и те же приемы и средства. Но в экспериментальной группе учитывались еще и индивидуальные особенности учащихся, вследствие чего обучение проводилось в режиме “динамическая пара”, в то время, как в контрольной группе применялся режим “статическая пара”. Обучение диалогической речи строилось в соответствии с тремя этапами: формирование речевых навыков.
совершенствование речевых навыков. развитие речевого умения.
На первом и втором этапах применяются языковые и условно - речевые упражнения. На третьем используются речевые упражнения, как средство реализации учебно-речевых ситуаций.
Использование инвидуализированных упражнений
В ходе работы мы попытались подобрать индивидуальные задания в зависимости от особенностей стиля деятельности учащихся, а также их уровня достижений и интересов. Работа велась в следующих направлениях:
а) применение заданий разной степени сложности; б) использование разных вариантов однотипных заданий;
в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; г) различная длина пауз для выполнения задания;
д) использование различного ряда опор, ключей.
Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную модель. Достоинства этого вида упражнений именно как средства индивидуализации были указаны в предыдущей главе. Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа развития речевого следующий алгоритм:
прочесть диалог;
выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика; составить по функциям модель;
воспроизвести по модели диалог;
изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего. Активная роль здесь отводится учителю. Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся. В дальнейшем конкретные условия реализации речевых упражнений, нацеленных на учет психодинамических свойств учащихся, будут показаны в связи с деятельностью той или иной диады партнеров. Диада сангвиник - меланхолик I. Задачи партнеров дифференцированы, инициатива возлагается на сангвиника. Задача для сангвиника: “Ask your friend about his hobby”. Задача для меланхолика: “Tell your friend about your hobby”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|