MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста
обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая
церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация
(в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).
Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца
жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность,
ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность,
подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его
объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и
реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при
исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных
детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A.,
Chess S., 1982].
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно.
относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения
мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних
допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае
говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной
привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно
между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного
связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование
всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину,
которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение
индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но
в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие
ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш.
Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в
первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т.
е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или
искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как
результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез
вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной
депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего
возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное
воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В.
Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с
негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К
первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального
(олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития),
акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту
отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных
дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи,
патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная
неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход
психического функционирования на более ранние этапы развития, а также
аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность,
патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.
Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки
психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического
развития (акселерация, инфантилизм и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза —
диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным
психическим заболеваниям.
В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое
выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически
обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как
предпосылки к другим психическим расстройствам.
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в
детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым
эволютивным патологическим состояниям.
Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий
развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция
вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях
психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного
заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки
психомоторного развития является одним из основных психоневрологических,
недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной
системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе
наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в
раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств,
развивающихся в более старшем возрасте.
Клинические формы патологии психического развития могут быть
систематизированы следующим образом:
. Умственная отсталость
. Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
. Искажения и другие нарушения психического развития
. Аутистические расстройства
. Акселерация
. Инфантилизм
. Соматопатии
. Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого
риска по психической патологии
Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в
младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики
развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением
формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства
могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы,
церебрального дистресса и микросоциальных влияний.
Умственная отсталость
Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или
раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью
интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное
социальное функционирование индивидуума.
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в
течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации
психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив
термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей
стране и некоторых других странах мира.
В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental
retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых
состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое
недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект»
(mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability).
Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную
особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до
неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная
отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным,
так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней
интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился
диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины
«умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они
не являются в полном смысле таковыми.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного
или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется
нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих
общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и
социальных особенностей».
Независимо от особенностей того или иного определения умственной
отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два
момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение
адаптационного поведения.
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью
(олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной
недостаточности между дебильностью и нормой.
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и
мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с
патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного
неврологического, психического или соматического заболевания.
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в
виде отставания развития различных сфер психической деятельности —
моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста
вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.
В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через
ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое
развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной
функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными
функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной
мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром
(синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков.
Задержка психического развития в детстве может стать и основой
патохарактерологических нарушений развития личности.
Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические
расстройства.
Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся
аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и
моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к
нарушениям социального взаимодействия.
В настоящее время существует следующая классификация аутистических
расстройств.
. Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант
детского аутизма)
. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)
. Синдром Ретта
. Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский
«процессуальный» аутизм)
. Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных
нарушений входят в структуру умственной отсталости)
. При органических заболеваниях мозга
. При хромосомных аномалиях
. При обменных нарушениях
. При других формах патологии
. Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).
Акселерация
Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического,
интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для
парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность
психофизического развития.
Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно
освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными.
Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки,
улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена
и распространенность акселерации как психопатологического феномена.
Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического
развития.
Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда
отмечается соответствие уровня развития не только психической и
соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная
акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением
психического и физического развития отмечаются выраженные
соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения
(в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония,
проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например,
речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а
Страницы: 1, 2, 3, 4
|