реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей

реферат

MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста

обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая

церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация

(в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца

жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность,

ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность,

подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его

объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и

реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при

исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных

детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A.,

Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно.

относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения

мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних

допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае

говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной

привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно

между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного

связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование

всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину,

которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение

индивида в течение всей жизни.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но

в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие

ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш.

Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в

первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т.

е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или

искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как

результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез

вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной

депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего

возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное

воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В.

Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с

негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К

первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального

(олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития),

акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту

отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных

дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи,

патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная

неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход

психического функционирования на более ранние этапы развития, а также

аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность,

патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки

психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического

развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза —

диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным

психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое

выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически

обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как

предпосылки к другим психическим расстройствам.

Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в

детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым

эволютивным патологическим состояниям.

Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий

развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция

вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях

психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного

заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки

психомоторного развития является одним из основных психоневрологических,

недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной

системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе

наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в

раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств,

развивающихся в более старшем возрасте.

Клинические формы патологии психического развития могут быть

систематизированы следующим образом:

. Умственная отсталость

. Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

. Искажения и другие нарушения психического развития

. Аутистические расстройства

. Акселерация

. Инфантилизм

. Соматопатии

. Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого

риска по психической патологии

Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в

младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики

развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением

формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства

могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы,

церебрального дистресса и микросоциальных влияний.

Умственная отсталость

Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или

раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью

интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное

социальное функционирование индивидуума.

Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в

течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации

психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив

термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей

стране и некоторых других странах мира.

В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental

retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых

состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое

недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект»

(mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability).

Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную

особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до

неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная

отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным,

так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней

интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился

диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины

«умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они

не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного

или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется

нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих

общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и

социальных особенностей».

Независимо от особенностей того или иного определения умственной

отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два

момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение

адаптационного поведения.

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью

(олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной

недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и

мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с

патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного

неврологического, психического или соматического заболевания.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в

виде отставания развития различных сфер психической деятельности —

моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста

вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через

ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое

развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной

функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными

функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной

мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром

(синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков.

Задержка психического развития в детстве может стать и основой

патохарактерологических нарушений развития личности.

Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические

расстройства.

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся

аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и

моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к

нарушениям социального взаимодействия.

В настоящее время существует следующая классификация аутистических

расстройств.

. Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант

детского аутизма)

. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)

. Синдром Ретта

. Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский

«процессуальный» аутизм)

. Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных

нарушений входят в структуру умственной отсталости)

. При органических заболеваниях мозга

. При хромосомных аномалиях

. При обменных нарушениях

. При других формах патологии

. Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).

Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического,

интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для

парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность

психофизического развития.

Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно

освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными.

Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки,

улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена

и распространенность акселерации как психопатологического феномена.

Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического

развития.

Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда

отмечается соответствие уровня развития не только психической и

соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная

акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением

психического и физического развития отмечаются выраженные

соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения

(в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония,

проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например,

речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.