реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Виды и роль эмоций в жизни человека

реферат

общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье,

так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их

способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый

вид памяти — эмоциональную память.

4. Механизмы эмоции

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.

Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули

периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с

определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому

смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что

произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению

соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами

начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно;

попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой

спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится

настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием

эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не

сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при

исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное

переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при

многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для

мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею

страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе

напряжения.

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -

Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,

возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не

отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти

физиологические изменения развертываются медленно, в то время как

эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют

физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда

последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и

физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.

Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка

сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень

эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной

дефицита информации, необходимой для достижения цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения

чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,

приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает

извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут

быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в

спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы

достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность

которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно

важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

5. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности

они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может

поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по

отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их

внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

V сосредоточение внимания на технических деталях задания,

тактических приемах, а не на значимости результата;

V снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию

меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу

«не очень-то и хотелось»;

V получение дополнительной информации, снимающей неопределенность

ситуации;

V разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай

неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в

другой»);

V откладывание на время достижения цели в случае осознания

невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

V физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть

вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку,

заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда

такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при

крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет

что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица),

возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной

формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

V написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и

причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше

подходит для людей замкнутых и скрытных;

V слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в

Древней Греции (Гиппократ);

V изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;

удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией

Джемса-Ланге);

V активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

V мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом

аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при

помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило,

не бывают успешными из-за того, что из всей

информации, которая сообщается волнующемуся, он

выбирает, воспринимает и учитывает только то, что

соответствует его эмоциональному состоянию. Больше

того, эмоционально возбужденный человек может

обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше

дать такому человеку выговориться и даже

поплакать. Действительно, учеными установлено, что

вместе со слезами из организма удаляется вещество,

возбуждающее центральную нервную систему.

6. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно

выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального

порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их

соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную)

чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие

чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению,

элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с

удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с

обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами

деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на

материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении

одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру,

людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние,

процесс и результат удовлетворения потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по

многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости

возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных

(стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего

эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине

чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека

выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на

поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют

(аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти,

мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и

поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти,

несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как

личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств,

типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают

отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом

чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной

устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед

другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда

последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки

и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи

отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях

других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и

особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие

психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая

часть.

Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к

кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над

тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания

хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного

отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя

назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно

содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном

виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который

представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил

добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно

и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных

взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его

обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо

отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в

свое время писал Спиноза:

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они

чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем

большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во

владении другого...».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в

такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то

им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому

другому...»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было

удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви

любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал

к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь

совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть,

чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его

прежняя любовь...»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть,

тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что

сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить

его...»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот,

может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта

любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не

предшествовала...»

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как

личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего

задумывается о каких-то психических или физических характеристиках

любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для

него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем

не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни

был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с

другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и

психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему,

психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала,

формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим

достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две

разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут

развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими

его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения

выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека,

как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и

неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом,

достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами

эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные

проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не

случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых

личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение

неверно. Все связываемые с ними

качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии

сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом

плане.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие

их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-

первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных

переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых,

по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля

своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного

включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести,

порядочности, долга, ответственности и т.п.

7. Расположение эмоций по выражению лица

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания,

взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в

первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека,

владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции

обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение

лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как

канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения,

передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно

служит регулятором самой процедуры общения партнеров.

Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как

ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы.

Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать

и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека

стала важнейшим инструментом общения.

Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в

эмоциональной коммуникации увеличивается с фило- и онтогенетическим

развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры

лица.

Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из

первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального

обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы

выражения эмоций заложены в человеке генетически.

Развитие и

совершенствование мимики идет

вместе с развитием психики

начиная с младенческого

возраста, а с ослаблением

нервно-психической

возбудимости в старческом

возрасте мимика слабеет,

сохраняя черты, наиболее часто

повторявшиеся в жизни и

поэтому глубже врезавшиеся во

внешний облик лица.

Приобретая с раннего

детства определенный опыт

общения с людьми, каждый

человек может с той

или

иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих

по их выразительным движениям и, прежде всего по выражению лица.

Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения,

поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая

в качестве невербальных коммуникативных средств. Существуют большие

различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями

(от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенства у

талантливых актеров).

В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с

помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в

области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать

других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные,

профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или

иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять

своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих

его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них

в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во

многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека,

войти в его положение может привести к полной профессиональной

некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных

проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству

(актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить -

важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.

Современная практика психологической подготовки людей к различным видам

деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки

компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является

восприятие и понимание людьми друг друга.

С вопросами, пожеланиями и отзывами обращайтесь по адресу: mashka4@nm.ru

8. Список литературы

. Немов Р.С.

Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-

е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы

психологии. – 688с.

. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,

2000. – 584 с.

. Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н.

Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник

нового века»).

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.