реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учет особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения

реферат

снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная

адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм

поведения.

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки

слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и

повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность

и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их

неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной

системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро

устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни

говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и

движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не

устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить

детские силы”.

В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют

возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте — своя специфика

активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте — это

легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности,

связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика

в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно

происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных

детских свойств», — отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в

психическом развитии»[9].

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие

черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают,

например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка

громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая

живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках

сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других,

спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций,

жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом

темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-

напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам

меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная,

тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме

особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности

ребенка.

Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных

процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом

уровне- в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

|Ранний период развития |Период стабилизации |

|Слабый процесс возбуждения |Сильный процесс возбуждения |

|Слабый процесс торможения |Сильный процесс торможения |

|Неуравновешенность нервных процессов|Уравновешенность возбуждения и |

|с преобладанием возбуждения над |торможения |

|торможением | |

|Малая подвижность нервных процессов(|Большая подвижность нервных |

|речь идет о подвижности в узком |процессов |

|смысле) | |

Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют

индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть

частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается

диагноз отдельных свойств нервной системы( темперамента), нужно

пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами

измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых динамических

чертах идет от своеобразия нервной системы и что от возрастного этапа. И

те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах

детской психики.

2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности

проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании

речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

2.1 Сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-

нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень

впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных

впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его

увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко

охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых

глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или

предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность,

работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает

мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в

этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его.

Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет

быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив

замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень

быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями.

Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в

контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива,

всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают

практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется

соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально

окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно

сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики

чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

2.2 Холерик

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и

живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с

другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не

подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти

никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с

ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку.

Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.

Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями,

выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив

(его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет

уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не

теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются

устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают,

пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика,

что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.

Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются

большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика,

энергичные жесты.

2.3 Флегматик

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу

и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос,

предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки,

даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит

длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над

его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить,

развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности

достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его

трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных

и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало

выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при

чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью

и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На

уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают

соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а

совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно,

во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий

навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа.

Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная,

жесты- редкие, неэнергичные.

2.4 Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и

той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение

меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен.

Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются

слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно,

неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием,

он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении

какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до

конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень

сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми

людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для

него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность

позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать

за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на

помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются.

При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для

отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом.

Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии

посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие

ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их,

как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная,

жесты скупые и вялые.

3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-

воспитательной работе.

Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности

темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий

обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде

заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате

соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с

разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества,

обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками.

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться

на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться

среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность,

формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.