Учебные материалы курса "Социальная психология" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Учебные материалы курса “Социальная психология”
Для быстрого поиска параграфа используйте команду “перейти” в меню “Правка” №1. Предмет социальной психологии ............................... 1 №2. Понятие социальной ситуации .............................. 2
№3. Общение: коммуникация, социальная перцепция,
интеракция ........................................................................................ 4 №3. 1. Определение процесса коммуникации................ 4 №3. 2. Модель процесса коммуникации .............................. 5
№3. 3. Виды обратной связи в коммуникации ............... 7
№4. Понятие социальной перцепции .................................... 9 №4. 1. Что влияет на процесс межличностного
восприятия
.................................................................................................... 10 № 4. 2. Наиболее типичные ошибки межличностного восприятия ....................................................................................................... 12 № 4. 3 Эмпатия ................................................................................................12 №5. Цели и структура взаимодействия (интерактивная сторона общения) ........................................ 13 №5. 1. Типы взаимодействия ............................................................ 17 Литература к курсу “Социальная психология”.......... 20
№1. Предмет социальной психологии
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности: Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучаетгруппы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т. п. , а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга. Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание наиндивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т. д.
№2. Понятие социальной ситуации.
Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. - М. , 1987. - С. 587). Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников. В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцысимволического интеракционизмавсегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников). Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том, что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств, помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная вечеринка и т. п. , где каждый ведет себя таким образом, чтобы соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнанным чертам ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти признаки на нет). Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида. Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т. д. , поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема. Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т. к. их количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе.... Другой путь - классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательно найдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя и профессионала. Другим подходом к классификации ситуаций является попытка использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия:
включенность - невключенность простая - сложная проявляется активность - проявляется пассивность приятная - неприятная интимная - публичная чувство комфорта - чувство неловкости известно как себя вести - неизвестно как себя вести дружесткая - враждебная случайная - регулярная организованная - спонтанная сотрудничество - конкуренция формальная - неформальная
№3. Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция. Психологический словарь (под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) дает следующее определениеобщения: сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Компоненты общения иначе называют сторонами общения (см. Андреева Г. М. Социальная психология. - МГУ, 1988. ). Естественно, что все стороны общения неразрывно едины, однако в целях изучения целесообразно рассматривать их по отдельности. В этом параграфе рассматриваются: * коммуникация - обмен информацией;
* социальная перцепция - восприятие и понимание людей; * интеракция - социальное взаимодействие №3. 1. Определение процесса коммуникации
Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация это:
передача информации с целью получить ответ; координация значений между индивидом и аудиторией; обмен информацией о идеях или переживаниях;
обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил; достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания; чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо; передача информации от одного человека или группы другому человеку или другой группе; Имеются даже определения того, чем коммуникация не является: "Коммуникация не есть только передача информации от источника во вне; этот процесс лучше понимать как воссоздание информационных идей посредством ключевого символа или темы". Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например, подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и т. д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят в том, что люди: а) осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл (значение); г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому коммуникация может быть определена как процесс, используемый людьми для того, чтобы выразить смысл образа мира, в котором они живут и действуют, и иметь возможность обмениваться значимыми для себя образами посредством различных символов.
Кроме того, процесс коммуникации: динамичный - это процесс постоянного создания смыслов;
протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца; циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций; неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к изменениям индивидуальных образов мира; необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто принял его; сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях: внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном. Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в присутствии других.
№3. 2. Модель процесса коммуникации.
Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде “ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости), побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как будет выглядеть работа после ее завершения) и т. д. Поскольку люди не могут непосредственно читать мысли друг друга, “отправитель информации” должен каким-то образом закодировать свое сообщение и использовать какой-либо информационный канал, чтобы оно дошло до “получателя информации”:
информационный канал
Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить” свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемыхканала коммуникации. Коммуникационные каналы(средства)- это инструменты или приемы, способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия. Кроме того, в качестве канала коммуникации могут быть использованы и невербальные средства: прикосновение, особая поза, жест и т. д. Проходя по каналу коммуникации, сообщение достигает “получателя информации”, который, для того чтобы правильно понять его, должен раскодировать его. Понятно, что основным средством кодирования и раскодирования информации служит письменная и устная речь. Эта модель коммуникации носит название линейной. Линейная модель коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли, эмоции, смыслы (т. е. ментальные образы) принимают вид сообщения и “внедряются” в получателя информации. Однако, более или менее полно отображая процесс коммуникации, например, в случае радио- или телевизионной передачи, линейная модель перестает работать при рассмотрениимежличностной коммуникации. Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации. Эта реакция (вербальная или невербальная) являетсяобратной связью, а модель коммуникации, учитывающая наличие обратной связи называется интерактивной: В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако, наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию, не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов” вовлеченных в него людей, Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности (иначе говоря, взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно, если принять во внимание, что у каждого из участников коммуникации имеется свое собственноепространство, которое он использует обмениваясь ментальными образами со своими партнерами. При этом здесь имеется в виду не простофизическое пространство, но скорее опыт человека в общении, его состояние, настроение, социальный статус и т. п. Например:
партнер А здоров - партнер Б болен
Страницы: 1, 2, 3
|