реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Творчество и эвристика - (реферат)

реферат

Творчество и эвристика - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ .................................................................. 3

    1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

1. 1. Техническое творчество и его сущность ................... 1. 2. Многоуровневость творчества .................................. 1. 3. Модель технологии живого творчества ...................... 2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

2. 1. Эвристика и техническое творчество ........................ 2. 2. Эвристические приемы активизации

    творческого мышления ............................

3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ..................

Список использованной литературы ............................

    В В Е Д Е Н И Е

Поиск новых знаний и их материализация, т. е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.

В силу этого, как у нас в стране так и за рубежом возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых технических решений. Развитие научных основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса, обучение основам творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, на предприятиях и в вузах благоприятных условий для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью.

Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами - путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветильсь яркой вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину".

Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве.

Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СУЩНОСТЬ.

Проблемы творчества вообще и технического творчества в частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности. Что же такое творчество? Результат особого дара и исклю

чительности человека, осенения (озарения) свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?

Конечно, анахронизмом является обьяснение творчества "осенением свыше", однако, и другие, изложенные выше толкования, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдельных сторон творчества не могут раскрыть его сущности. Единственно правильное объяснение сущности творческого

процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализма. Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением обьективного мира в сознании человека. Процесс отражения не является зеркальным отображением действительности, а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования.

    Объективный характер творческого процесса проявляется в

отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека. Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой - на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор). В литературе можно встретить различные определения понятия творчества. Так, например, творчество, по мнению американского ученого П. Хилла, ".... можно определить как успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее".

Советский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . В трактовке Я. А. Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" .

Английский исследователь М. Генле считает творческим такое решение, когда его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе . Представляется, что наиболее обобщающее определение творчества дает следующая формулировка: творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

    МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией. Творческие задачи можно разделить на два класса:

ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер ного использования осознаваемых способов, приемов.

ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.

    -----------------------¬
    ¦ Логический анализ +_-¬ L---------T------------- ¦
    ¦ ¦
    _ ¦
    ----------+------------¬ ¦
    --Ў+ Интуитивное решение +--
    ¦ L---------T------------
    ¦ ¦
    ¦ _
    ¦ ----------+------------¬ L--+ Вербализация решения +_-¬
    L---------T------------- ¦ ¦ ¦
    _ ¦

----------+------------¬ ¦ ¦ Формализация решения +-- L----------------------

    МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА

Анализ интеллектуальной деятельности мозга, направленный на раскрытие механизмов реализации этих функций, дает возможность сформировать мысленную (ментальную) модель технологии живого творчества.

На Рис. 1 представлена модель живого творчества, описание и назначение элементов которой дается ниже:

1 - Целевая мотивация, реализующая фынкции зарождения и созревания идеи и одновременно определяет требования к результату разрешения проблемной ситуации. По левому каналу реализуется функция целевой мотивации, по правому - деятельностной. Центральный канал - отвечает за описание и раскрытие постановки задачи. 2 - Осмысление проблемной ситуации.

3 - Деятельностная мотивация зарождения и созревания идеи, оп ределяющая, как можно достигнуть требуемого результата.

4 - Мысленное или ментальное генерирование идей по целям творческой задачи. Генерация ментальных моделей целей, направленная на разрешение проблемных ситуаций.

5 - Мысленное генерирование ментальной модели творческой зада чи.

6 - Генерирование ментальной модели, способов и условий дости жения результата.

7 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта целей. 8 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта модели творческой задачи.

9 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта идеи реа лизиции цели.

    10 - Описание и постановка творческой задачи.
    >>
    -------------¬
    ¦ Проблемная ¦
    ¦ ситуация ¦
    L--T--T--T---
    _ _ _ ---------+--+--+-----------¬

¦ Восприятие и осознание ¦ -Ў+ существования проблемной +_¬ ¦ ¦ ситуации ¦ ¦ ¦ L--T---------T---------T---- ¦ ¦ ¦ _ ¦ ¦

    ¦ _ _ _ ¦
    ¦ --+-¬ --+-¬ --+-¬ ¦
    +-Ў+ 1 +_---Ў+ 2 +_---Ў+ 3 +_--+ ¦ L-T-- L---- L-T-- ¦
    ¦ ¦ _ ¦ ¦
    ¦ _ _ _ ¦
    ¦ --+-¬ --+-¬ --+-¬ ¦
    +-Ў+ 4 +_---Ў+ 5 +_---Ў+ 6 +_--+ ¦ L-T-- L-T-- L-T-- ¦
    ¦ _ _ _ ¦
    ¦ _ _ _ ¦
    ¦ --+-¬ --+-¬ --+-¬ ¦
    +-Ў+ 7 +_---Ў+ 8 +_---Ў+ 9 +_--+ ¦ L-T-- L-T-- L-T-- ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦Zopt _ S*¦ ¦
    ¦ L----ЎT---+---T_----- ¦
    ¦ -+ 10 +¬ ¦
    ¦ _L--------_ ¦
    L---_-----+----_----- ¦
    L----Ў-----------Ў---- Рис. 1
    ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

"Эврика! "-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика"-это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.

Прошло более двух тысячелетий, и в нашем лексиконе появилось слово "эвристика". В настоящее время оно нашло широкое распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы и методы", "эвристическое свойство" и т. д. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие "эвристика", но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью.

В научной литературе это понятие не имеет единого толкования. Так в работах Перельмана Р. Г. о интенсификации научно-технического творчества эвристика отождествляется с психологией научного творчества: "Психология научного творчества эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки".

    Психолог Я. А. Пономарев считает, что эвристика - это

"абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В Советском энциклопедическом словаре даются следующие определения эвристики: 1. Специальные методы, используемые в процессе открытия (создания) нового (эвристические методы). 2. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). 3. Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика). По мнению психолога В. Н. Пушкина, эвристика - это отрасль знания, "изучающая формирование новых действий в необычной ситуации", она может стать наукой "в том случае, если эвристические процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание". Приведенные высказывания (которых можно было бы привести больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась. Несомтря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.

Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работах Буша Г. Я и Буша К.

По определению авторов этой работы , "Эвристика - это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении". Предметом эвристики является "выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения потребностей людей". Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности помешало авторам в данном определении выделить специфические черты именно эвристики, и в результате под это определение можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например такие, как прогнозирование или системный подход. Множество толкований эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.