Социальный уровень:
Продавец: "Эта вещь хорошая, но будет для вас слишком дорога!"
Покупатель: "Это именно то, что мне нужно!"
Психологический уровень:
Продавец: "У тебя денег не хватит на такую вещь"!
Покупатель: "Вот ее-то я и возьму!"
|Продавец | |Покупатель |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм
всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном
уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры
занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются
ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда
нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку,
ответ, удар, расплату, вознаграждение.
Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при
индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы
помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую
или социальную пользу данной игры для всех членов группы.
Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе
под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…"
Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером?
Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь.
Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра?
Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.
Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели?
Иван: Да, но я должен навестить семью.
Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки?
Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет."
Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван
выигрывает.
Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно
маленькому мальчику.
Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы,
вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом
и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и
нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не
становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим
образом:
Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять?
Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь.
Маша: Да, это очень плохо!
Иван: Что ты мне посоветуешь?
Маша: Ума не приложу!
Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно
отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью
отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной.
Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам
не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией.
Иван: Я никак не могу вовремя прийти на лекцию.
Психотерапевт: Но ведь у Вас есть и интересные проблемы, не правда ли?
Мы видим, что руководитель группы отказался вступить с Иваном в игру и
дал ему понять, что он мог бы найти какой-нибудь другой способ общения с
людьми. Это поставило под угрозу решение Ивана, и когда он окончательно
расстался с "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", его личность уже изменилась.
Итак, мы ознакомились с наиболее важными частями трансактного анализа в
групповой и индивидуальной терапии на базе психологического центра
"Личность". Сюда вошли: выявление эго-состояний, поведенческий диагноз и
анализ взаимодействий, расшифровка жизненного сценария и анализ
психологических игр. Некоторые другие техники и практические упражнения,
применяемые в терапии центра "Личность", приведены в приложении 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и
оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на
то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения.
Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем
свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и
людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на
нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о
людях, жизнях и целях изменения.
Этими философскими посылками ТА являются:
* все люди - "О,кей";
* каждый человек обладает способностью думать;
* все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.
В настоящее время трансактный анализ является вполне логически
завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно
использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют
с другими людьми.
Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и
организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные
черты и принципы.
В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и
тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам
группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне.
Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь
разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному
поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации"
может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении
желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую
очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в
организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как
Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из
негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними
соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как
менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать
своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и
комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного
Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе.
Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала,
работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и
продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и
приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить
возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.
Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к
работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее
тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо
не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и
энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения.
Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня
заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я
старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа
игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных
взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания.
Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех
сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная
Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и
полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.
Список литературы:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб,
1992
2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.
Симферополь, 1998
3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М.,
1984
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической
диагностике. Киев, 1989
5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. - М.: Политиздат, 1989
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988
7. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с
гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред. и послесл. Л.А.
Петровской - М., 1993
8. Кон И. В поисках себя. - М., 1984
9. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс,
1998
10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985
11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1985
12. Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.:
Академический проект, 1999
13. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. - М., 1995
14. Как построить свое "Я"/ под ред. В.И. Зинченко - М., 1991
15. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992
16. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр, микруструктура общения М.,
1993.
17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000
18. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999
19. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. - М., 1990
20. Немов П.С. Общие основы психологии в 3-х т. - М., 1992, - т. 3
21. Основы психодиагностики (под ред. Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996
22. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
23. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
24. РоговЕ.И. Психология человека - М.: "Владос", 1999
25. Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань, 1993
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997
27. Столяренко Л.Д. Психологический практикум. Ростов - на - Дону,
"Феникс", 1997
28. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и
диагностика. Горький, 1975
29. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д.
Ленинград, 1987
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990
31. Харрис Томас А. Я благополучен, ты благополучен. Красноярск, 1993
32. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992
Приложение 1
Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний
| |Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства,|
| |скопированные у родителей или парентальных фигур) |
| |Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и |
| |чувства, которые являются прямым реагированием на |
| |здесь и теперь) |
| |Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, |
| |проигрываемые из детского возраста) |
Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом
прошлого. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего
собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я
проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с
моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на
ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.
Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго
состояние. Функциональная модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы
показать, как мы их используем.
Структура = "что" = содержание
Функция = "как" = процесс
Функциональный анализ эго-состояний
|Контролирующий | |Воспитывающий |
|Родитель | |(Заботливый) Родитель |
| | |Взрослый |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|