реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Технологии индивидуального и группового обучения

реферат

Технологии индивидуального и группового обучения

Реферат по курсу

“Технологии индивидуального и группового обучения”

“Консультирование родителей по поводу проблем их детей”

Содержание

Введение

Консультирование родителей. Особенности подхода

Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства

Консультирование

Проблемы учебного характера

Психологические причины отставания в учении

Консультирование и рекомендации по организации учебного процесса

Неврозы детей

Причины, следствия

Консультирование

Список использованной литературы

Введение

Психологическое консультирование родителей применяется при широком

спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера,

поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов,

невротических синдромов и так далее.

Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью

проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько

лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в

развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание

условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях –

устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.

Внимательная оценка природы психологических трудностей ребенка является

важнейшим моментом. Психолог-консультант должен выявить действительный

психологический механизм, лежащий в основе детских проблем, а не пытаться

строить некий гипотетический механизм на основе одних только теоретических

предположений или сообщения родителей. Психолог-консультант прислушивается

к ребенку и предоставляет ему необходимую возможность для выражения

собственных чувств и убеждений. Консультант дает ребенку возможность

понять, что он его понимает и хочет ему помочь.

Консультирование родителей. Особенности подхода

Консультирование родителей по поводу проблем их детей всё шире

используется в практике работы. Во многих случаях природа отклоняющегося

поведения детей связана с семейной ситуацией. Поэтому я хочу в своём

реферате акцентировать следующий момент. При консультировании всей семьи,

при одновременном участии её в работе в центре внимания находится семейное

взаимодействие, а не личная проблема ребенка. Конечно, разнообразные

психологические проблемы в детском возрасте далеко не всегда происходят из-

за внутрисемейных проблем.

Для того, чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе

консультирования, целесообразно реагировать на конкретные условия или

обстоятельства, на чувства или выражаемые отношения, отражающиеся в

рассказах о ситуациях или событиях.

Невербальное поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения

и взаимоотношений с ребёнком в целом – то есть полезную информацию для

процесса консультирования.

Психолог-консультант обращает особое внимание на те факторы семейной

жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка –

нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи (затруднения

взаимопонимания между её членами, трудности в принятии общего решения,

невозможность заставить других прислушиваться к себе и т.п.), нарушенные

эмоциональные связи и т.д.

В таком случае, можно воспользоваться основными принципами взаимодействия

родителей и детей, которые предлагают Р.Т. и Д. Байярд и которые лежат в

основе специальных занятий-тренингов с родителями:

“Разлад и кризис к отношениях между вами и вашим ребенком представляет

собой благоприятную возможность для вашего изменения и развития.

Вы и ваш ребенок – равноправные люди обладающие равными человеческими

правами.

Ваш ребенок – компетентный н достойный человек.

Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой вы были бы

беспомощны, всегда существует что, что вы можете сделать, чтобы помочь

себе.

Ваша задача состоит в том, чтобы осуществить, выразить ваше внутреннее Я

и заботиться о нем.

Вы несете ответственность за то, что вы делаете.

Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он или она.

Если вы продвинулись до этого уровня, то теперь ваша задача сводится к

тому, чтобы поддерживать эти установки. По существу они воплощаются в двух

принципах:

1) Воспринимайте вашего ребенка как компетентного достойного человека.

2) Верьте в то, что он или она обладает необходимыми способностями,

заслуживает доверия и отвечает за свои действия.

Передавайте это убеждение ему или ей при помощи:

1. Прямых обращений: “Я доверяю тебе самому принимать верные решения”.

2. Выслушивания с уважением, т. е. одновременно предполагая, что он или

она может решить свои собственные проблемы.

3. Переживания радости и удовольствия от принятия решений ребенком.

Непосредственно ощущайте приемлемость и естественность отстаивания

справедливого обращения с согласиться с этими принципами легко; научиться

же жить в соответствии с ними во всех тех разнообразных ситуациях, которые

преподносит вам жизнь, – трудно". [1]

Исходной точкой консультирования должен являться настоящий момент. Это

позволяет выделить и сразу обсудить нереалистичные ожидания родителя,

выражающиеся, например, в запросах типа: “Хотим, чтобы наш ребёнок всегда

слушался” и т.п. Предъявление таких нереалистичных ожиданий часто скрывает

за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с

собственными эмоциями при неизбежных разногласиях.

Говоря о нереалистичных ожиданиях родителей, нужно выделить типы

неадекватных запросов к консультанту. Такие запросы содержат в себе

предельное обобщение, установку на избегание проблемы вместо решения,

невротическое стремление к идеализированному совершенству (перфекционизм),

а также манипулятивные запросы об управлении чьим-то поведением.

Обязательно следует задать вопрос: “Когда перед Вашим ребёнком впервые

возникла данная проблема?” Если родитель говорит, что она “была всегда”, то

возможно, что в прошлом она не рассматривалась как препятствие, а некие

существенные изменения в жизни повлекли её переоценку. Другой типичный

вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования – “Каким вы

видите результат от нашей совместной работы?”

В ходе сбора информации у консультанта в какой-то момент появляется общая

гипотеза, включающая в себя представление о причине возникших проблем,

которые могут быть скрыты от сознания родителя (и ребёнка), а также о

возможных путях выхода из сложившейся ситуации.

Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства

Кризис трёх лет. Первый симптом, которым характеризуется наступление

кризиса, это возникновение таких проявлений в поведении ребенка, когда он

не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из

взрослых, т. е. это реакция на само предложение взрослых.. Стремление

противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему

говорят, есть негативизм в собственном смысле слова. Также характерны

следующие симптомы: упрямство, своеволие. В поведении ребенка всё начинает

носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не

могло быть.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве,

когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

В семье же с несколькими детьми этот симптом выражается как симптом

ревности по отношению к младшим или старшим детям.

Кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного

к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в

воспитательном отношении, чем прежде. Ребёнка 7 лет отличает прежде всего

утрата детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, он

вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях

с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким

был до этого. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и

искусственное. Утеря непосредственности означает привнесение в наши

поступки интеллектуального момента, что является прямой противоположностью

наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. В 7-летнем

возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных

переживаниях.

Консультирование

Кризисы 1-го года, 3-х и 7-ми лет имеют очень важное значение для

дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с

пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.

Психолог-консультант может рекомендовать родителям избегать крайностей в

общении с ребёнком (“всё позволять” или “всё запрещать”). Он проводит

действия по согласованию стиля поведения со всеми членами семьи. Родители

не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом

им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и

другие дела, помимо заботы о нём. Здесь важно объяснить ребёнку, что в

решении некоторых проблем он сам может помочь. Важно давать ребёнку

выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность.

Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен

всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого,

должен быть установлен эмоциональный контакт.

Родителям нужно объяснить, что запреты и повышение голоса – весьма

неэффективные средства воспитания. Консультант может предложить методы, как

обходиться без них.

Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств ребёнка,

чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими

взрослыми. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но

надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым,

и постараться подавать ему хороший личный пример.

Проблемы учебного характера

Психологические причины отставания в учёбе

Какие выделяются психологические причины вызывают отставание в учении?

Важное значение имеет влияние семьи. Отмечаются такие частые причины

неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или её распад, грубость в

отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие

родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь

детям.

От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не

могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество – много

или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает),

поэтому они часто мешают воспитанию у детей адекватной самооценки.

Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети

были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей,

попрекают их:

“Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать

работу",

“Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети” и т.

п.

Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы

согласиться с тем, что в школе его/её не оценили по достоинству. Не

разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, чтобы предъявить

претензии учителям.

Консультирование и рекомендации по организации учебного процесса

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает

многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом

отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Ребенок

дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и

способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования

мира. Психологически важно помочь ребёнку развить и реализовать свои

возможности. Консультант разъясняет родителям, что не нужно здесь жалеть

затраченного времени, т.к. оно многократно окупится, ибо целью работы

является развитие познавательной самостоятельности их ребёнка.

Чтобы усилия родителей стали более эффективными, психолог-консультант

может предложить им воспользоваться следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая

из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает

им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка

определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается,

сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более

легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и

недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.