реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория мышления, лобные доли - (курсовая)

реферат
p>СУЖДЕНИЕ - является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Также суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ - это работа мысли над суждением.

Рассуждение является ОБОСНОВАНИЕМ, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Рассуждение является УМОЗАКЛЮЧЕНИЕМ, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное умозаключением.

    1. 5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как я уже отмечал, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуации, которое оно вносит, и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Такая мыслительная операция предъявляет и свои специфические требования, такие как более изощренная наблюдательность и внимание к отдельным деталям, умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит в теоретическое обобщение, а также способность быстро переходить от размышления к действию и обратно. Это последнее требование для систематических, медлительных умов часто воспринимается как перебои в мыслительном процессе. Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса. Если в одном случае стимулом служит непосредственная необходимость выйти из затруднения, то в другом - стимулом является результат разрешения теоретической проблемы.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, существуют три основных вида мышления: образное, действенное и логическое, каждое из которых имеет свою специфику.

    2. ГЕНЕЗИС МЫШЛЕНИЯ
    2. 1 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В СОЦИОГЕНЕЗЕ

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Жо Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества. А как исторически изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это изменение связано с общей культурной эволюцией. Например исчисление у культурноотсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: "Что считать? ". Так, медведей можно считать лишь до 6, так как "никому не доводилось убить больше на охоте". Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит "прелогический" характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, так же и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

Радикальным этапом эволюции мышления я считаю широкое распространение логического мышления в Античную эпоху. С моей точки зрения, всеобщий упадок культуры в Европе в средние века связан именно с повсеместной установкой на отказ от логического мышления, что было вызвано распространением христианства, по сути своей алогичного.

Кроме того, с другой точки зрения, радикальным этапом явилось самоосознание мышления и человека в мире, которое, как подчеркивает А. Г. Асмолов, получило распространение именно в средние века и, возможно, полностью отсутствовало в Древней Греции (судя по произведениям Гомера, в которых ни разу не упоминается о том, что герой "подумал то-то и то-то", и трудам древних философов, в которых черезвычайно редко встречаются выражения "я считаю", "с моей точки зрения" и т. п. ).

Можно добавить, что современное информационное общество порождает новые тенденции к изменению мышления. Так, у людей, длительное время занимающихся программированием, сильно развивается логическое абстрактное мышление, но появляется, к примеру, склонность игнорировать многопричинность событий. Такие люди более склонны делать выводы, опираясь на ограниченное число посылок. ТАКИМ ОБРАЗОМ, в процессе социогенеза происходила, происходит и будет происходить эволюция мышления в сторону все большего увеличения доли теоретических умозаключений и все большей абстрактности понятий. 2. 2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПЕРСОНОГЕНЕЗЕ

Развитие мышление ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер. Также на развитие мышление большое влияние оказывает развивающаяся речь, несущая появление множества понятий. Надо отметить, что восприятия слов (сенсорная речь) появляются у ребенка после 6 мес, однако слово пока еще не является самостоятельным сигналом. Оно воспринимается как один из компонентов раздражителей. Если в вопросе "Где мама? " изменить интонацию или голос, то прежняя реакция исчезнет. Когда ребенок начинает произносить первые слова, то обычно они относятся не к конкретному предмету, а ко всей ситуации в целом. Итак, вернемся к развитию мышления. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других приводит к первому элементрному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Так, ребенок может обозначать одним словом плюшевую собачку, меховую шубу и живую кошку, классифицируя их по признаку наличия меха. Или называть словом "ключ" все блестящие предметы.

Эти "обобщения" по большей части осуществляются не на основании существенных свойств, а на основании эмоционально ярких частностей, которые привлекают внимание ребенка. Кроме того, к обобщениям ребенка часто примешивается ассоциация. У. Минто описал случай, когда ребенок сначала называл словом "ма" только свою маму, затем по ассоциации (по смежности) перенес это понятие на мамину швейную машину, затем по смутному сходству внешнего вида и звуков - на шарманку, затем, опять-таки по смежности - на обезьяну, которую он видел у шарманщика, и, наконец, снова по схожести признаков, - на свою резиновую обезьянку.

Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как ВЕЩЬ и СВОЙСТВА ВЕЩИ. Наблюдая окружающее ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например то, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от осознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.

Также ребенок учится делать умозаключения, порой весьма забавные. Вот любопытный пример синтеза, который осуществил некий Миша: в доме травили тараканов и обработали щель за шкафом. Чтобы Миша туда не лазил, ему сказали, что там "страшно и плохо пахнет". Миша задумался и сделал вывод: "Страшно и плохо пахнет.... Серый Волк накакал? " В возрасте 3-6 лет ребенок уже начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений. "То, что у нас пол - у них - потолок! " - замечает 4-х летняя девочка. "Камни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну. " - рассуждает 5-ти летний мальчик. Для характеристики таких умозаключений В. Штерн ввел термин "трансдукция" умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее. ТАКИМ ОБРАЗОМ, мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдения и т. п. Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта. К 3-5 годам понятие еще опирается на один признак ("ложка - то, чем едят"), к 6-7 годам выделяются уже общие, групповые признаки. Становление высшей нервной деятельности в основном завершается в возрасте 15-17 лет.

    3. ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
    3. 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИНТЕЛЛЕКТА

Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных задач, либо способность найти нетривиальное решение? Насколько важно, к примеру, развитие дивергентного, "латерального" мышления, и как взаимосвязаны уровень способностей и творческая отдача? Эти вопросы изучаются теорией интеллектуальных различий.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации"

2. Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость" 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект, как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода интеллект - это совокупность тех или иных способностей.

    Рассмотрим подробнее структурную концепцию.
    3. 2 ТЕСТИРОВАНИЕ
    3. 2. 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТОВ

Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 году Джоном Кеттелом. Именно он впервые употребил слово "ТЕСТ" Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине - в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно широкое распространение получила идея стадийного различия - умственный возраст. Надо сказать, что эта методика применима только для детей до 12 лет. Для детей старше 12 лет на первое место выступает уже не возраст, а индивидуальные различия, что подтверждено многими исследованиями (факт стабилизации ЭЭГ, как показатель определенной физиологической зрелости). И вот, в 1911 году, Штерн впервые объединил эти две концепции, предложив термин IQ - буквально: "интеллектуальное частное" отношение умственного возраста к хронологическому.

    3. 2. 2 IQ. МЕТОДИКА АЙЗЕНКА

В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов.

От себя хочу заметить, что, с моей точки зрения, скорость психических процессов не является фудаментальным показателем интеллекта. Для примера хочу провести параллель с теорией искуственного интеллекта. Известно, что при решении задач на компьютере быстродействие компьютера не является залогом высокой скорости решения: значительно в большей степени эта скорость определяется алгоритмом решения и эффективностью реализации самого этого алгоритма на компьютере. Рассмотрим понятие алгоритма. С точки зрения теории искуственного интеллекта, большинство "интеллектуальных" задач, в отличие от классических, вычислительных, не имеют точного алгоритма решения. Поэтому возникает необходимость выбора метода решения среди нескольких более или менее точных и быстрых. При этом более точное решение, как правило, требует большего времени. Абсолютное решение дает только переборный алгоритм (последовательный перебор всех возможных вариантов решения и проверка соответствия), который неприменим, так как требует колоссальных временных затрат. Таким образом, исходя из законов информационной теории, нельзя утверждать, что короткое время, затраченное на решение задачи соответствует качественному (например оптимальному) решению. Наоборот, чаще существует обратная зависимость. Маловероятно, что принципы организации мышления в корне отличаются от принципов информационной теории интеллекта, поэтому логично предположить и в этом случае отсутствие зависимости между скоростью решения задачи и его качеством.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.