реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сущность человеческой деятельности

реферат

Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что

деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных

факторов.

Значение материального производства в развитии общества обосновывал К.

Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься

философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь

жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно

Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность

людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими

интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений

каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных

причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал,

что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные

исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако

многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор

движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-

технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику

и технологию.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его

к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности,

связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая

и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма человека и развития его личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод —

это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность

справиться с задачей создает нужду в знаниях, которые необходимы для ее

решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно разделить на три группы. Первая — это

переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене,

движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с

биологической организацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными

словами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г.

Бёлль (1917—1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен

тем, что уравнивает и человека и животное».

Вторая группа — социальные потребности, порожденные обществом. В них

воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с

другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании

ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности

«для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других»

(потребность выполнять свои обязанности). О первых русский писатель А. Н.

Радищев говорил: «Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения,

делаем с прилежанием, рачением, хорошо». А примером второй потребности

может быть герой рассказа Ю. Нагибина «Иван»: «Если определить его главную

устремленность — он всегда кому-то помогал... Помогать было его

призванием... Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-

то, нежели для самого себя».

Третья группа потребностей — идеальные: познавать окружающий мир в целом

и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение

своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности.

Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Понять

смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными

средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в

этом случае они разнообразны: кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то —

поболеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается

наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.

Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных

становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает

жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток,

утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И

прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой

имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и

обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и

приятное общество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные

потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает

нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в

обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное,

идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет

ниже).

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной

литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским

психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,

жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

— экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально —

существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве

условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных

случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

— социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о

другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

— престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,

достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

— духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные

(врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности

каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены

предыдущие.

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются

социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на

определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать

определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом

может быть семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя,

индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или,

напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят

его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это

устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить

их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это

слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — имеет значение,

важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не

столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия,

которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего,

материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий

(учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит

распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или

иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным

группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет

свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию,

иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к

какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой

группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом

других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит,

интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в

обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются

важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В

обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые,

интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на

экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное

выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г.

Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что

действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и

лишь они играют главную роль».

Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют

сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют

самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и

бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия

сознания.

Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль

бессознательного, придавал ему большое значение: «Многое в Я безусловно

бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром Я». Под

бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями

состояния, в которых человек не дает себе отчета.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой

бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и

переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что

бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не

только в личности, но и в общественной психологии.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.

е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно

осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности,

направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в

агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего

состояние влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его

действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим

грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает,

какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования

мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают

место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в

зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные,

аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и

продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение

ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом

случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и

побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением

своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но

смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид

следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных

предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам,

заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную

или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида

(слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально:

душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно

кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание —

ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на совершенно

необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он

стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении,

преданности и т. п.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это

автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда

усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого-

либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой

возможности создать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются

нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга.

Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, смысл их

деятельности.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.