Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что
деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных
факторов.
Значение материального производства в развитии общества обосновывал К.
Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься
философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь
жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно
Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность
людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими
интересами.
Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений
каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных
причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал,
что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные
исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако
многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор
движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-
технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику
и технологию.
Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его
к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.
Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая
и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания
организма человека и развития его личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод —
это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность
справиться с задачей создает нужду в знаниях, которые необходимы для ее
решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.
Потребности человека можно разделить на три группы. Первая — это
переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене,
движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с
биологической организацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными
словами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г.
Бёлль (1917—1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен
тем, что уравнивает и человека и животное».
Вторая группа — социальные потребности, порожденные обществом. В них
воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с
другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании
ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности
«для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других»
(потребность выполнять свои обязанности). О первых русский писатель А. Н.
Радищев говорил: «Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения,
делаем с прилежанием, рачением, хорошо». А примером второй потребности
может быть герой рассказа Ю. Нагибина «Иван»: «Если определить его главную
устремленность — он всегда кому-то помогал... Помогать было его
призванием... Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-
то, нежели для самого себя».
Третья группа потребностей — идеальные: познавать окружающий мир в целом
и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение
своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности.
Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Понять
смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными
средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.
У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в
этом случае они разнообразны: кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то —
поболеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается
наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.
Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных
становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает
жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток,
утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И
прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой
имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и
обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и
приятное общество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные
потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает
нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в
обществе.
В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное,
идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет
ниже).
Приведенная классификация потребностей не единственная в научной
литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским
психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:
— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,
жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
— экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально —
существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве
условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных
случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
— социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о
другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
— престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,
достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
— духовные: в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные
(врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности
каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены
предыдущие.
Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются
социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на
определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать
определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом
может быть семья.
В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя,
индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или,
напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят
его действия, его поведение.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это
устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить
их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это
слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — имеет значение,
важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не
столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия,
которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего,
материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий
(учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит
распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или
иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным
группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет
свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию,
иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к
какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой
группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом
других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит,
интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в
обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются
важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В
обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые,
интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на
экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное
выражение актуальные потребности людей.
Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г.
Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что
действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и
лишь они играют главную роль».
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют
сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют
самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и
бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия
сознания.
Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль
бессознательного, придавал ему большое значение: «Многое в Я безусловно
бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром Я». Под
бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями
состояния, в которых человек не дает себе отчета.
В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой
бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и
переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что
бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не
только в личности, но и в общественной психологии.
На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.
е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно
осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности,
направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в
агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего
состояние влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его
действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим
грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает,
какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.
Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования
мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают
место осознанным мотивам.
Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в
зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные,
аффективные и традиционные.
Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и
продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение
ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом
случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и
побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.
Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением
своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но
смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид
следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных
предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам,
заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную
или иную ценность определенного поведения.
Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида
(слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально:
душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно
кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание —
ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на совершенно
необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он
стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении,
преданности и т. п.
Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это
автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда
усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого-
либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой
возможности создать у себя запас этого продукта).
М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются
нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга.
Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, смысл их
деятельности.
Страницы: 1, 2
|