реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Статус в социологии и социальной психологии

реферат

Статус в социологии и социальной психологии

В В Е Д Е Н И Е

Личность изучается комплексом наук.Социология - одна из реша-

ющих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна

заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную

психологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих размышлений

данные самых различных наук, социология, между тем, преимуществен-

но концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность

как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носи-

тель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни,

социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимо-

действия на человека накладываются определенные функциональные

обязанности.И вместе с тем он наделяется определенными правами,

что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "воз-

награждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значи-

мые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных

институтов.В этом случае обязательства и права достаточно четко

регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролиру-

ется.В данном реферате основной целью является сравнение понятия

статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в соци-

альной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и

"Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить что дан-

ное определение значит в вышеперечисленных науках.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по

отношению к другим участникам социального взаимодействия определя-

ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется

тот набор конкретных действий,которые должны быть ему предоставлены

для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конк-

ретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от него,что он

будет осуществлять исключительно типичный набор действий,обладать

.

.

- 2 - ГГ должен выполнять человек в

- 2 -

тем типичным набором качеств и особенностей,которые как нам предс-

тавляется,необходимы для исполнения этих функций.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный

институт, а является своеобразным пересечением великого множества

связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные

функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый - статус че-

ловека, его права и обязанности другой генеральный статус - статус

члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные ста-

тусы являются фундаментом статусной позиции личности.Статус можно

обрести от рождения.Это - национальность (русский, башкир и т.д.),

место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные статусы назы-

ваются предписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е.

это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя или фут-

болиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными,

что зависит от того, в рамках формализованных или неформализован-

ных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодейс-

твий - выполняется та или иная функция.Множественность статусов не

означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии

по степени важности социального института, в рамках которого сфор-

мирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях особое значе-

ние имеет статус личности, связанный с работой, профессией.Хотя

следует отметить, что иерархия статусов может меняться.Видимо сле-

дует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая

срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся

в особых условиях.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так как

именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека

социально.Причем не всегда тот статус, который в качестве главного

выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, ка-

кой выделяет в себе как главный сама личность.На этой почве возни-

- 3 -

кает немало драматических противоречий внутреннего мира личности,

неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном

мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное в его со-

циальной характеристике - материальное положение.Но в общественном

мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей

решающее значение может приобрести уровень его образования и куль-

туры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу социаль-

ной стратификации данного общества.Когда мы говорим о ранжировании

статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных

за данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию

статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мне-

нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется

под влиянием двух факторов:

1. Реальной значимости тех или иных функций для развития об-

щества, воспроизводства его основных структур;

2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной

культуре при "взвешивании" социальных функций.

Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают

ощутимой независимостью.Социальный престиж статуса играет огромную

роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особен-

ности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприя-

тия другим своего статуса.И последнее не менее, если не более зна-

чимо.

"Статус - положение субьекта в системе межличностных отноше-

ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различных

группах один и тот же индивид может иметь разный статус.Важными

характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеоб-

разная мера признания окружающими заслуг индивида."(1)

1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М.: Политиздат, 1990 г.

.

- 4 -

Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как

личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то

люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно психоло-

гическое преимущество любой системы статусов - это ощущение пре-

восходства.Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали

тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказыва-

ли брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто за-

нимает невысокое социально-экономическое положение или чье положе-

ние резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным статусом меньше

нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и другие факто-

ры, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрас-

судков.Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную

вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценке

ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более вы-

сокие оценки своей школе и более низкие - университету.По-видимо-

му, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их"

также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о

том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимос-

ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам

повышать значимость своего маскулинного образа.Когда просили муж-

чин - студентов Государственного университета в Вашингтоне прос-

мотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу,

мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к силь-

ным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали

предпочтение именно таким.Презрение к "ним" служит и другой цели:

потребности принадлежать к "своим".Школьный дух единства никогда

не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела

обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацис-

тов, Гитлер использовал "еврейскую опасность".Презрение к "чужим"

может сплотить группу.

.

- 5 -

Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследо-

вание нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24

тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нару-

шений обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законо-

послушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начи-

нают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год) сообщает, что в

его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного

охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с вы-

соким статусом.

.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключение уместно было бы привести в пример изречение

Джеймса Болдуина :"Главное достижение общества (и его беда) состо-

ит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет

низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному поло-

жению вещей."

Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в

двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в ин-

терпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и сходства,

заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или

социальному в рамках социологии и социальной психологии.Несмотря

на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой

степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют ана-

логичные методы исследования, социальные психологи включают в свой

арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или

иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления со сто-

роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приве-

дет.Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэ-

тично манипулировать.

Следует заметить о "внешней стороне" изучения данного опреде-

ления в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный ха-

рактер, основываясь на теории и социологических исследованиях.

Характеризуя подход социальной психологии к данному определе-

нию делаем вывод о совокупности "внешней и внутренней стороны",

синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая

роли в изучении поведенческого компонента.

.

- 7 -

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1. Д.Майерс " Социальная психология" Спб.:Питер,1997.

2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. "Психология". Словарь.

М.:Политиздат,1990.

3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс лекций. М.:Об-во

"Знание" России,1994.

.

П Л А Н

В В Е Д Е Н И Е

1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ.

2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.