реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сравнение психики животных и человека

реферат

соответствующими знаковыми системами и средствами.

Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством,

которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и

координировать действия каждого из них.

Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации,

с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям

своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного

партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы,

однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-

видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать

информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие

существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным

познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях

или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их

осуществления.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой

именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло

очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis

изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача

соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и

особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается

нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью

звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение

человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует.

Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей

речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему

речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.

Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать,

что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что

отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный

биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют

специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики

воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При

этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу:

один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении

хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.

Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями

действительности, сходством объективного отношения к ним животного.

Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого

объективного предметного значения. То есть общение животных и по

своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных

процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной

деятельности.

2. Научение, мышление, интеллект.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и

животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения

обладают потенциальной способностью к решению элементарных

практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на

следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и

словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные

различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами,

причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная

способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же

касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших

признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов

(понятия) им не доступны.

Ученых также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-

нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить, на какой ступени

эволюции животного мира появляется эта споcобность чему-то научаться.

Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя.

Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать

направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата,

потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал

налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было

доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать

информацию, способную изменять их поведение.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека,

благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые

способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных

манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны

и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать

связь между различными элементами ситуации и выводить из нее

правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным

действиям, производимым наудачу,

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях

повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о

перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании

информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в

частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого

поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как

«интеллектуальное» поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться

особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к

формированию схемы решения задачи;

— формирование пластически изменчивых программ поведения,

направленных к достижению цели;

— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным

для такого строения сложной деятельности является ее

саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту,

оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг

животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу

начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших

животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом

В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в

сложные условия, когда непосредственное достижение цели было

невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы

получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия.

Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой

клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее

дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через

дверь, расположенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую

картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать

приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти

безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно

сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось

соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к

правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи

перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего

попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением

ранее выработанного «плана решения».

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному

решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями

по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения

обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление

творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что

использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат

переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось

притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных

исследователей, основу интеллектуального поведения составляет

отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные

способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат

данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением

обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным

мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим

млекопитающим и достигает особенно высокого развития у

человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу

развития психики, за которой начинается история развития психики уже

совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история

развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания

составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития

психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо

выступают его основные стадии и управляющие им закономерности.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической

эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая

ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым

внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их

физической организации.

3. Мотивация и эмоции.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у

животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что

первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный

характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают,

однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У

высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во

внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то

подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала -

широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее

цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы

за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.

Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться

адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у

программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый

- заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем,

кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому

спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает

вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не

нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только

не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и

умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший человек, ему

от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне

понадобился, мы бы легко вступили в контакт". Давно замечено: когда

человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в

страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет,

почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже.

Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и

улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то

хотят.

Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности

начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных,

приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых,

начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной

улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно

ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно,

он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся?

Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых

нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и

изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться

в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и

животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто

органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить

сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и

человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о

принципиальных различиях между человеком и животными представляется

однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в

общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами),

альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их

элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до

сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или

приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности,

близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это

— духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную

основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании,

эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о

том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации

поведения, какие — подчиненными.

III. Заключение.

Итак, человек, в своих психологических качествах и формах

поведения представляется социально-природным существом, частично

похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и

социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с

другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения

необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и

педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали

социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в

относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти

животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических

потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка

марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла,

вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в

расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и

игнорировалось его животное происхождение.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.