соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством,
которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и
координировать действия каждого из них.
Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации,
с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям
своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного
партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы,
однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-
видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать
информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие
существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным
познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях
или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их
осуществления.
Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой
именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло
очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis
изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача
соответствующих навыков были бы невозможны без языка.
Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и
особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается
нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью
звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение
человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует.
Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей
речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему
речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.
Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать,
что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что
отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный
биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют
специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики
воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При
этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу:
один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении
хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.
Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями
действительности, сходством объективного отношения к ним животного.
Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого
объективного предметного значения. То есть общение животных и по
своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных
процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной
деятельности.
2. Научение, мышление, интеллект.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и
животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения
обладают потенциальной способностью к решению элементарных
практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на
следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и
словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные
различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами,
причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная
способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же
касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших
признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов
(понятия) им не доступны.
Ученых также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-
нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить, на какой ступени
эволюции животного мира появляется эта споcобность чему-то научаться.
Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя.
Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать
направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата,
потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал
налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было
доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать
информацию, способную изменять их поведение.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека,
благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые
способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных
манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны
и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать
связь между различными элементами ситуации и выводить из нее
правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным
действиям, производимым наудачу,
Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях
повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о
перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании
информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.
У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в
частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого
поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как
«интеллектуальное» поведение.
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться
особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к
формированию схемы решения задачи;
— формирование пластически изменчивых программ поведения,
направленных к достижению цели;
— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным
для такого строения сложной деятельности является ее
саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту,
оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг
животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу
начинаются снова.
Систематические исследования интеллектуального поведения высших
животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом
В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в
сложные условия, когда непосредственное достижение цели было
невозможно.
Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы
получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия.
Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой
клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее
дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через
дверь, расположенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую
картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать
приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти
безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно
сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось
соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к
правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи
перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего
попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением
ранее выработанного «плана решения».
Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному
решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями
по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения
обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление
творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что
использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат
переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось
притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных
исследователей, основу интеллектуального поведения составляет
отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные
способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат
данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением
обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным
мышлением».
Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим
млекопитающим и достигает особенно высокого развития у
человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу
развития психики, за которой начинается история развития психики уже
совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история
развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания
составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития
психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо
выступают его основные стадии и управляющие им закономерности.
Развитие психики животных происходит в процессе их биологической
эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая
ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым
внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их
физической организации.
3. Мотивация и эмоции.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у
животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что
первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный
характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают,
однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У
высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во
внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то
подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала -
широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее
цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы
за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.
Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться
адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у
программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый
- заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем,
кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому
спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает
вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не
нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только
не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и
умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший человек, ему
от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне
понадобился, мы бы легко вступили в контакт". Давно замечено: когда
человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в
страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет,
почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже.
Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и
улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то
хотят.
Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности
начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных,
приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых,
начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной
улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно
ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно,
он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся?
Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых
нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и
изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться
в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и
животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто
органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить
сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и
человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о
принципиальных различиях между человеком и животными представляется
однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в
общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами),
альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их
элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до
сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или
приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности,
близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это
— духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную
основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании,
эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о
том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации
поведения, какие — подчиненными.
III. Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах
поведения представляется социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и
социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с
другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения
необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и
педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в
относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти
животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических
потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка
марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла,
вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в
расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и
игнорировалось его животное происхождение.
Страницы: 1, 2
|