реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Способности и одарённость. Феномен гениальности

реферат

чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же

самой силы,

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней,

сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного

порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают

значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих

людей и даже на весь организм.

Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься

математикой. Д’Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные

операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся,

когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.

Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей

часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет

“монотипичными” субъектами; они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь

выводом, сначала занимающим их мозг и затем уже охватывающим его всецело:

так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер -

луну, Мкейер - муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами.

Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности

великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём

бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений

лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для

которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по

прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной

стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с

другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит

причиною тех странных поступков вследствие временной анестезии и

анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.

Так, о Ньютоне рассказывают, что однажды он стал набивать себе трубку

пальцем своей племянницы и что, когда ему случалось уходить из комнаты,

чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее.

Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за

решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что

бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.

Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола

вместо бумаги.

Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда

усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают

такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что

большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления.

Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых и

лёгких положений, не соответствующих его мощной энергии. Так, Монж,

делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в

извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.

Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает

гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого

человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое.

Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает.

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам

труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно.

Оригинальность - в натуре гения”.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно:

например Гёте подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие

такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что

гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в

сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность

талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные

натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая

промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных

ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные

способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их

всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости,

прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных

качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими,

необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род

людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая

атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые

спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз

избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастьях и не

позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

Исключительные способности и таланты идиотов-гениев

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек

использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы

включить все 9 деятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи

полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно

отключить часть собственного мозга.

Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении –

умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-

то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо

понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это

явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около

сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас.

Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму

«Человек дождя». Все эт люди показывают низкие результаты в тестах

интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной

замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в

математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один

из них, едва взглянув на любое здание, может изготовиить его детальнейший

архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время

с точностьюдо секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его

размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару

придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый

телефонный справочник большого города и т.д.

Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в

Канберре, такими способностями обладает каждый из нас и их довольно

несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности,

проявляющиеся у идиотов-гениев, маскируются у обычных людей более высокими

формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и

наблюдения, а "человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых

фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у

него низшими более простыми отделами мозга. У обычных людей они тоже

действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.

Например при попадании изображения на сетчатку глаза разные участки

мозга , работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения:

цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются

в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают

увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше

сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не

имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных

идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё

окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют

«чудо-счётчиками» - календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут

сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает,

что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в

подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую

бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на

монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно

моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто

мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы

воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот

определённой высоты и продолжительности.

Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру

свои необычайные способности.

И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева,

строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна,

что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые

варианты гипотез или изобретений.

Имеются факты противоречащие теории о том, что способностей «гениев-

идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными

упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н. С трёхлетнего возраста

умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от

обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и

головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей

блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не

былони обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально

рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев оперцией

деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь

каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не

учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют

фантастически сложные вычисления , позволяющие им понять, где в потоке речи

кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает,

где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому

напротив, приходится специально учить новый язык – просто жить среди его

носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная

зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед

умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают,

что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг

изменяет способы переработки инфомации.

Литература

1. «Чтобы стать гением, отключите часть мозга», газета «Таврида» №28,

2000г.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.

4. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в

зарубежной психологии

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.