реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сознание

реферат

Сознание

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,

техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы

раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В

современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания

диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой

деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,

техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения

людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое

сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен

настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,

физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,

информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как

специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с

действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на

определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций

особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от

других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под

углом зрения своего основного вопроса. И здесь, при подобном подходе к

сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и

идеалистическая, а также близкая к последней - религиозная. Рассмотрение

сознания логично начать под углом зрения первой стороны основного вопроса

философии, оставив для отдельного изучения в дальнейшем сторону вторую,

т.е. познавательное отношение сознания к миру. Следует ли понимать

разумность, сознание как свойство особого, духовного начала в человеке,

души либо видеть в нем функцию особым образом организованной материи,

человеческого мозга, способного отражать мир в идеальных образах? Таковы

альтернативные, принципиально противоположные подходы к решению проблемы

сознания. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание,

поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в

нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций

исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров

таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых,

рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и,

наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития

материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей

его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и

непознаваемым. Действительно, значительный материал о физиологических

основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной

деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными,

физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона.

Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой

деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены

знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в

познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного

процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно можно

сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и

научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности,

немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. При этом главное, о

чем следует постоянно помнить, состоит в том, что «нельзя отделить мышление

от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это реальность. Но

если материя это объективная реальность, характеризующаяся

самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность

субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует

само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами,

диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по

отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам

способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая

деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие -

более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для

того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы

бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в

качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт

эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с

самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм

отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений

носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие

реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в

рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга,

оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в

его органической связи с языком и в особенности - с практической

деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая

придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с

целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же

сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но

и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только

в обществе через деятельность и общение с себе подобными. После этих

предварительных замечаний попытаемся разобраться, какова структура,

организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это

в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано

с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности

вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь

обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши

познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче

наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность

сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой

иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует

назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при

необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные

знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.

Сознание не- отделимо от выражения определенного отношения к объектам

познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере

сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а

также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти -

гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и

такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так

часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное

уст- ремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или

действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все ос-

тальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосозна- ние.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегриру- ющее начало в

нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и

чувств, своих действий, своего места в об- ществе, проще говоря, осознание

себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно

формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития

первобыт- ного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивиду-

ального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте

2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.

Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осозна- нию

своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно

благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и

имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень

самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному

сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий

уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого

образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно

неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести

ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как

контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом,

самосознание характеризует не только самопоз- нание, но и сопоставление

себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также

возникновение на этой основе чувс- тва удовлетворенности или

неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я»

опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими

людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе созна- ния,

формирующегося в ходе коллективной деятельности и человечес- кого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойства- ми -

предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возмож- ность

соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслен- ные образы с

предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на

внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, нап-

ротив,сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе

рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопос- тавляя себя с

идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, зак- репляя или, наоборот,

меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках

возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии

внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с

ними своих само- оценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.