Сознание
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как
в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,
техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы
раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности
сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как
крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая
сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как
самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют
сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что
существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в
природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно
достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного
идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм
ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение
материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема
сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при
выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В
современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания
диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой
деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,
техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения
людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое
сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен
настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,
физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,
информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как
специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с
действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на
определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.
Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций
особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от
других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под
углом зрения своего основного вопроса. И здесь, при подобном подходе к
сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и
идеалистическая, а также близкая к последней - религиозная. Рассмотрение
сознания логично начать под углом зрения первой стороны основного вопроса
философии, оставив для отдельного изучения в дальнейшем сторону вторую,
т.е. познавательное отношение сознания к миру. Следует ли понимать
разумность, сознание как свойство особого, духовного начала в человеке,
души либо видеть в нем функцию особым образом организованной материи,
человеческого мозга, способного отражать мир в идеальных образах? Таковы
альтернативные, принципиально противоположные подходы к решению проблемы
сознания. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание,
поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в
нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций
исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров
таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых,
рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и,
наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития
материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей
его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и
непознаваемым. Действительно, значительный материал о физиологических
основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной
деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными,
физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона.
Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой
деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены
знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в
познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного
процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно можно
сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и
научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности,
немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. При этом главное, о
чем следует постоянно помнить, состоит в том, что «нельзя отделить мышление
от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это реальность. Но
если материя это объективная реальность, характеризующаяся
самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность
субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует
само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами,
диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по
отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам
способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая
деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие -
более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для
того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы
бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в
качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт
эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с
самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм
отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений
носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие
реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в
рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга,
оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в
его органической связи с языком и в особенности - с практической
деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая
придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с
целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же
сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но
и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только
в обществе через деятельность и общение с себе подобными. После этих
предварительных замечаний попытаемся разобраться, какова структура,
организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это
в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано
с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности
вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь
обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши
познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче
наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность
сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой
иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует
назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при
необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные
знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.
Сознание не- отделимо от выражения определенного отношения к объектам
познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере
сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а
также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти -
гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и
такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так
часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное
уст- ремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или
действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все ос-
тальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосозна- ние.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегриру- ющее начало в
нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в об- ществе, проще говоря, осознание
себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно
формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития
первобыт- ного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивиду-
ального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте
2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.
Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осозна- нию
своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно
благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и
имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень
самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному
сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий
уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого
образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно
неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести
ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как
контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом,
самосознание характеризует не только самопоз- нание, но и сопоставление
себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также
возникновение на этой основе чувс- тва удовлетворенности или
неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я»
опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими
людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе созна- ния,
формирующегося в ходе коллективной деятельности и человечес- кого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойства- ми -
предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возмож- ность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслен- ные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, нап-
ротив,сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе
рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопос- тавляя себя с
идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, зак- репляя или, наоборот,
меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках
возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии
внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с
ними своих само- оценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно
Страницы: 1, 2, 3, 4
|