реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Создание нормального психологического климата в научных коллективах

реферат

внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия,

выступает пассивной, страдательной стороной. Особенность императива в том,

что конечная цель общения - принуждение партнера не завуалирована. В

качестве средств оказания влияния используются приказ, указания,

предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых

использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с

этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные

отношения, отношения начальник-подчиненный в сложных и экстремальных

условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Применение такого вида

общения в других условиях неизбежно порождает конфликтные ситуации, поэтому

нежелателен в коллективах.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения,

предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих

скрытых намерений.

Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное

восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для

достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении

также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого

человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об

истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо

подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области

человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она

категорически недопустима. Сферой разрешенной манипуляции, несомненно,

является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений

давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных

последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на

партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного

воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для

человека широким переносом таких навыков в остальные области своих

взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения,

построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких

связей и замена их другими при использовании манипулятивных средств общения

неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как

целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных

манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек,

важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек,

выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в

результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самим себя

он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы

поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить

собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков

карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и

примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей

жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить

их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно

охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек,

рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается

сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника,

игнорируя его.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми

может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от

эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на

собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное

субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и

саморазвитие партнеров по общению.

Диалог строиться на принципиально других началах, чем монологическое

общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил

взаимоотношений.

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и

собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет

об общении по принципу здесь и сейчас, с учетом тех чувств, желаний и

физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его

намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное

мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а

проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на

мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей

жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

3.3. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия.

В различных исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных

мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с

другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

В рамки этой схемы могут быть в общем, виде отнесены все возможные

побуждения, детерминирующие социально-психологическое взаимодействие людей.

Естественно, что характер социальной мотивации участников взаимодействия

определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения

между партнерами по общению. Важным является соотношение мотивов общения,

имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно

взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их

контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью

будут приводить к “проигрышным” с точки зрения успешности общения

стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие

к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь

активизирует, вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

В целом можно выделить стратегии взаимодействия, исходя из особенностей

мотивации, определяющей выбор стратегии. Представим себе взаимодействие как

процесс, разворачивающийся в следующей системе координат. По оси У

расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение

участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на

достижение целей партнера по общению (рис. 1.).

Рис. 1

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и

точка максимума (как крайние формы проявления той или иной ориентации). А в

соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно

обозначить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:

- точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и

стратегии поведения, получившей название “противодействие”. В данном случае

индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей

партнеров по общению.

- Точка И - стратегия “избегания” - соответствует мотиву минимизации

выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - в уходе от контакта,

истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша

другого.

- Точка У символизирует стратегию “уступчивости”, ориентированную на

реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными

целями ради достижения цели партнером.

- Точка К - стратегия “компромисса”, позволяющая реализовать мотив

минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном

достижении целей партнерами ради условного равенства.

- Наконец, точка С символизирует стратегию “сотрудничества”,

направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих

социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из

двух мотивов социального поведения человека - мотива кооперации или мотива

конкуренции.

Последняя из названных стратегий может быть рассмотрена как наиболее

продуктивная с точки зрения эффективности взаимодействия и как наиболее

успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их

взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как

требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по

созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречащий в духе

взаимопонимания, уважения к интересам другого.

4. Личность.

В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителя

человеческой общности его личность и психика представлены в неразрывном

единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид выступает как

личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе

отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-

опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с

наиболее значимой для него группой (группами) в этот период. Эти

взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельности,

которую задаёт эта группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из

этого, можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор

развития личности в группе. И наоборот, как правильно отметили Донцов И.А.

и Логанов И. И. в [3], личное самосовершенствование ученого является

“резервом” в развитии коллектива.

Существенное влияние на формирование внутренней психологической

ситуацией в коллективе оказывает развитие личности.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её

вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития

личности в относительно стабильной общности называются фазами развития

личности:

1. Фаза становления личности, предполагает активное усвоение

действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и

средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет

его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить

себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы

(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и

средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Порождаются противоречия между достигнутым результатом адаптации и

не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной

персонализации. На этой фазе индивидуализации нарастает поиск средств и

способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

3. Детерминируется противоречия между, сложившимися на предыдущей фазе,

стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими

особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и

потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те

демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют,

соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной

деятельности с другой стороны.

К личностным характеристикам можно также отнести возрастные и социально-

демографическими характеристики. В ходе исследований были получены

некоторые данные о связи психологического климата с возрастом. Было

установлено, что наибольшее стремление к самоутверждению, к признанию своих

служебных заслуг и общечеловеческих достоинств коррелирует с более старшим,

а не с более молодым возрастом. Это дало основание обратить внимание на то,

что сложившийся в нашей научной литературе стереотип о повышенных

притязаниях на самоутверждение и признание, которые, якобы, характерны

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.