реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современные теории и технологии психологической помощи

реферат

Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как

социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно

ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной

группе.

Формирование группы.

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений),

а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.

Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк – от неврозов до

ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда

представляют большую трудность.

Противопоказаниями для групповой психотерапии является низкий

интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к

образованию бредовых идей отношения, преследования и физического

воздействия.

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения

желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное

напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность

решения конфликтов – более естественными.

Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более,

чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В

то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения

острых конфликтных ситуаций.

Частота и длительность занятий определяется многими факторами

(характер лечебного упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в

условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые

продолжительностью по 60-90 минут.

[pic]

Группы тренинга. Техника занятий Т-групп.

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и

«в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений.

Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория

отличается тем, что:

. В Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом

эксперимента.

. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной

жизни.

. Занятия в группе предлагают «психологическую безопасность», что

обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Прежде всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены

группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере

полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение

является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и

рекомендаций руководителя.

Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:

. Представление самого себя.

. Обратная связь.

. Экспериментирование.

Группы встреч.

Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими

психокоррекционными группами.

Существует два основных направления в понимании психокоррекционных

групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение

конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель

не устраняется от лидерства полностью и, нередко, выступает в роли

наставника.

Сторонники второго направления в большей степени ориентированы на

гуманистический, демократический стиль руководства группой.

Выделяют следующие основные признаки группы встреч:

. Открытость и честность в общении ее членов.

. Осознание самого себя, своего Я (психического и физического).

. Ответственность за себя и членов группы.

. Внимание к чувствам.

. Принцип здесь и теперь.

Гештальт-терапия.

Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе

гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание

чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции

защиты и такое понятие, как зрелость.

Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными

сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями.

Зрелость – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой

ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в

том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в

конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.

Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:

. Расширение осознания.

. Интеграция противоположностей.

. Усиление внимания к чувствам.

. Работа с мечтами (фантазией).

. Принятие ответственности на себя.

. Преодоление сопротивления.

Психодрама.

Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод

драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего

мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой

психотерапии. Создателем психодрамы, как и групповой психотерапии вообще,

считает Морено.

[pic]

[pic]

-----------------------

Психотерапия

Психопрофилактика

Психогенетика

Эмоции

Информация

Профилактика психотравматических факторов

Способ достижения

Метод лечения

Систематизация психотерапии

Этиопатогенетическому принципу (каузальная – симптоматическая)

По цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая)

Характер воздействия (прямая – косвенная)

По участию в ней больного (мобилизирующе – волевая, пассивная)

По виду воздействия врача (авторитарная, разъяснительная, обучающая,

тренирующая)

По мусту воздействия (гетерогенная, аутогенная)

По направленности относительно патогенных установок (синергичная

переживаниям, антагоническая, дискуссионная)

По тактике врача (выборочная, комбинированная или комплексная)

По числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная, коллективная,

групповая)

Гипноз и внушение.

Древний Египет Эберс (XVI в до н. э.)

Греция

Иисус Христос

Восток - Индия

Франция

Англия

Природа гипноза

Брейнгем: гипноз – одна из форм выражения внушения.

Шарко: идентифицировал гипноз с истерическим неврозом, рассматривал и то и

другое как болезненное помрачнение сознание.

Orne: гипноз – продукт исскуственного созданной экспериментальной ситуации.

(Сумасшествие на двоих).

Бехтерев – гипноз это искусственно вызванный сочетанный рефлекс тормозного

характера с подавлением активного сосредоточения.

Шерток – гипноз – это транс.

Свядощ – гипнотический сон – это состояние суженого сознания, вызванное

действием гипнотизера и характера повышенной внушаемости.

Рожнов – гипноз – особое психическое состояние, возникшее под влиянием

направленного психологического воздействия и отличающееся от сна.

Внушение

Гетеросуггестия (Внушение, производимое другим лицом)

Аутосуггестия (Самовнушение)

Реальное (Внушение, вызванное каким-либо процессом или действий)

Вербальное (Внушение с помощью слов)

Специальные.

Эти внушения более конкретны, чем общие, и при этом всегда

индивидуализированы. Не может быть, однако новых «форм внушения» для всех

больных даже при одном и том же заболевании. Вырабатываются каждый раз

новую форму лечебного внушения, врач исходит из жалоб больного,

особенностей его заболевания, этапа лечения.

Основные ступени.

Общие.

Относятся снимающие болезненные симптомы и воззванные ими дискомфортные

состояния, внушения, улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус,

вызывающие безразличие или даже амнезию к таким болезненным состояниям и

травмирующим ситуациям, которые изменить уже нельзя.

Рекомендуется начинать сеанс со снятия наиболее легко устраняемых

симптомов. Постепенность обычно лучше обеспечивает прочность достигнутых

результатов.

Бронхиальная астма.Внушается, что пациенту становится все легче дышать

и он выздоравливает.

Язвенная болезнь желудка. Внушается, что нервная система с каждым днем

укрепляется. Настроение улучшается и пациент выздоравливает.

Неврастения с нарушением сна.

Пациенту внушается, что он будет хорошо спать, если будет ложиться в

определенное время каждый день.

Пробы на внушаемость

Предварительная беседа с пациентом

Подготовительный период

Легкий гипноз (сонливость). Пациент находится в глубоком дремотном

состоянии, но может противостоять словесным внушениям, не теряет связи с

окружающем. По субъективному отчету пациент спящим себя не считает.

Средний гипноз (гипотаксис). Характеризуется выраженной сонливостью,

мышечной слабостью, притуплением органов чувств, утратой произвольных

движений.

Глубокий гипноз (сомнамбулизм). Характеризуется нарушением ориентировки

полной постгипнотической амнезией. В состоянии гипноза пациент не

воспринимает никаких внешних раздражителей.

Осложнения при гипнотизации

Утрата раппорта во время сеанса.

В таких случаях гипнотический транс переходит в обычный сон. Гипнологу

нужно или закончить сеанс, или, разбудив пациента, начать сеанс заново.

Спонтанный катарсис.

Во время гипноза у больного без внешнего повода внезапно всплывает

травмировавшие его ранее переживания, в связи, с чем могут появиться слезы,

рыдания. Эмоциональная реакция подавляется прямым показанием успокоиться и

продолжать спать.

Истерический гипноид.

Во время сна возникает истерический припадок с типичными вскрикиваниями. В

этих случаях в повелительном тоне нужно прекратить сеанс и успокоить

больного.

Спонтанный сомнамбулизм.

Возникает так же, как и истерический гипноид, преимущественно у

истерических личностей. Начинается с утраты раппорта. Характерны

театральность, сохранение частичного контакта и последующая частичная

амнезия. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов и переходит

в естественный сон.

Гипнотическая летаргия.

Возникает обычно в третей стадии гипноза. Врач утрачивает раппорт с

пациентом и лишается возможности вывести его из гипноза. В таких случаях

надо ждать, когда гипнотический транс перейдет в естественный сон.

Яма (воздержание) включает в себя 5 «внешних» заповедей: не убивай, не лги,

не смущай, блюди целомудрие, не жалей богатства. Заповедь «не убивай»

толкуется широко и включает в себя требование не есть мясо, рыбу, яйца, не

курить и т. д.

Нияма (культура питания, труда и отдыха) содержит 5 «внутренних» заповедей:

очищение, скромность, умеренность, декламацию очищающих изречений

(молитвы), смирение.

Асаны (поза) – существует около 500 асан: для медитации и релаксации, для

укрепления тела, для очищения пищеварительной системы.

Пранаяма (контроль дыхания) – упражнение по йоговскому дыханию. Выделяют 4

фазы дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака), выдох (речана), пауза

после выдоха.

Пратьяхара (удаление чувств) – «негативная» концентрация, посредством

которой достигается физическое и психологическое расслабление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.