реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социально-психологические особенности больших и малых групп

реферат

Социально-психологические особенности больших и малых групп

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕФЕРАТ

по курсу Социальная психология

Студентки III курса заочного отделения

Цыганковой Елены Васильевны

Социально - психологические особенности

больших и малых групп

Научный руководитель

Харитонов М.В.

Санкт-Петербург,1999 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Группы: их виды, размеры, структура. 4

2. Развитие группы. Общие качества группы. 9

3. Социальная коллективность. Отношения между

индивидом и группой. 11

Заключение 14

Список литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках

небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом,

находится в центре внимания исследователей различных наук и школ. Проблема

групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, -

важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений

между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне

важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию

следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,

которые возникают в человеческом обществе.

Группа - это объединение людей, основанное на их участии в некоторой

деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются

формальными или неформальными социальными институтами. Сразу же следует

оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое

употребление понятия “группа”. С одной стороны, в практике, например,

демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду

условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-

либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. С другой

стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально

существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним

общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в

какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают

свою принадлежность к этому образованию.

Невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в

общественной жизнедеятельности без раскрытия социально-психологического

контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и

формирования человека. Именно такой средой являются социальные группы.

Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования

различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов,

происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества.

1. Группы: их виды, размеры, структура.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и

реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не

официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные,

контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал

«неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и

общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы

более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности

людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и

воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды

участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое

присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах:

члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,

временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для

длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,

заинтересованные в продолжение своего дела. Это группы, которые не хотят

исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.

Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию,

другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные

общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются

организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный

характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные,

социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых

внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).

Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -

семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие

по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб, в

который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда -

первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить

классификацию групп. Американский исследователь Е. Юбэнк вычленил семь

различных принципов, на основании которых строились такие классификации:

> на основе этнической или расовой принадлежности;

> на основе уровня культурного развития;

> на основе типов структуры, существующей в группах;

> на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких

общностях;

> на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

> на основе различных видов связей, существующих в группах;

> на других принципах.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и

реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но

среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют

в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В

отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-

психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности

реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные

группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так

называемые “большие” и “малые” группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены

которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в

непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

. прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами,

межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

. наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

. внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;

. общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

. определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным

жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути

создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты

этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций

условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп

в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается

общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного

возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно

сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти

“большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно:

одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по

преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам

термин “группа” по отношению, к которым весьма условен), другие же, подобно

классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в

качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие

в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в

частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне

коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности:

формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но

еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и

коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со

специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности

можно обозначить как “становящиеся”.

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют

объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры

группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые

процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих

параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от

того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так,

например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно

различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном

случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики

членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава

группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом

конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в

качестве объекта исследования.

Классификация может быть наглядно представлена в виде схемы

представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:

| |Группа | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|Условные| | |Реальны| | |

| | | |е | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | |Лабораторные| |Естественные| |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | |Большие| |Малые |

| |Организ| | | | |

| |ованные| | | | |

| | |Не | |Становящиеся|Коллективы |

| | |организованн| | | |

| | |ые | | | |

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней

носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко

можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных

близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на

практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому

можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.