реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Слово и человек в жизни - (реферат)

реферат
p>Несмотря на значительное различие информационных моделей растений и организмов общим для них является то, что долговременная модель конкретного вида сосредоточена, в основном, в генетическом коде. С человеком, как показано выше, связано развитие новой, небиологической формы жизни, как процесса накопления информации об окружающем мире. Она представляет собой знаковую описательную модель окружающей среды в форме понятий и речи. Долговременная модель человека, как биологического вида– генетическая модель –практически не изменилась за последние пятьдесят тысяч лет. Вся же история цивилизации с тех пор, когда человек выделился из среды животных и до фантастических достижений настоящего времени, едва превышает два десятка тысяч лет. И, конечно, ни у кого не вызывает сомнения то, что все эти достижения своим возникновением обязаны знаковой модели на основе понятий и речи. Достижения цивилизации являются как раз физической реализацией этой модели. Подобно тому, как в генетическом коде предусмотрены все особенности конкретного биологического экземпляра, в модели на базе понятий предусматриваются особенности конкретного мероприятия, сооружения, машины или изделия, порядок выполнения, изготовления, необходимые материалы.

Элементы знаковых моделей, описывающих ту или иную ситуацию, используются многими организмами. Это определенные звуки, жесты, характерное поведение. Однако только у человека описательная модель на основе понятий стала одновременно и долговременной моделью вида и текущей знаковой моделью, применяемой как для описания окружающего мира, так и для оперативной передачи этой модели практически от любого человека ко всем другим и наоборот. Генетическая модель, а также текущие модель самого организма и образная модель окружающего мира свойственны человеку, как и другим организмам. Способность моделировать (описывать) окружающий мир с помощью понятий - мыслить является основным отличием человека от животного, общества от стада. Поэтому и труд, который принят в истмате в качестве отличительной особенности человека, от неосознанной деятельности отличается не столько применением орудий труда, сколько тем, какое количество знаний и опыта в форме понятий в нем используется.

В организме человека, как и у других организмов модель самого организма и образная модель окружающей среды формируются генетической программой и только уточняются с помощью сенсоров (органов чувств). Генетическим кодом, видимо, предусмотрена и возможность формирования знаковой модели в форме понятий. Однако эта модель у конкретного организма формируется в процессе обучения. Таким образом человек разумный формируется не биологически, а в процессе обучения. В этом процессе человек получает элементы знаковой описательной модели–понятия, сформированные, как итог жизни предыдущих поколений. Общество (в том числе и родители) превращает неразумное животное в человека разумного, обучая его сначала говорить, затем читать писать и т. д. Затем только некоторые в процессе своей жизни расширяют небиологическую модель–добавляют к ней новые знания в виде новых понятий или описания новых предметов или явлений. Именно эти некоторые остаются в памяти потомков–долговременной описательной модели. Можно сказать они создали все достижения человечества. Значительно большее число людей как бы не существовало для потомков.

Процесс жизнедеятельности выражается в виде характерных для каждого организма физиологических и поведенческих функций. Это функция самосохранения и связанные с ней функции:

выделение самого организма и подобных себе организмов из окружающей среды и других организмов,

    выделение и охрана своего потомства,

выделение и охрана части окружающего пространства и объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности,

экспансия, агрессивность, подавление и подчинение сильным слабого. Биологические функции возникли в процессе эволюции и являются основным ее инструментом, обеспечивающим изменение и совершенствование биологических видов –повышение достоверности отражения в генетическом коде и его реализациях особенностей окружающей среды. Они же являются основным инструментом естественного отбора–межвидовой и внутривидовой борьбы организмов. Результатом такой борьбы стало возникновение и исчезновение одних видов, развитие и увеличение численности других.

Большинство биологических функций свойственны для человека и для общностей людей различного уровня. Но каким образом изменились характеристики естественного отбора с возникновением и развитием знаковой модели на основе понятий? Очевидно, знаковая модель на базе понятий и ее физические реализации в эволюционной борьбе явилась главным оружием человека. Все другие биологические виды такого оружия не имеют. Это и обеспечило победу человека, как биологического вида. Соответственно определяющей элемент естественного отбора на Земле давно переместился из биологической в область знаковых моделей–небиологическую форму накопления информации (жизни). При этом двигающая естественный отбор противоречивость биологических функций живых организмов перешла, многократно усилившись, в область знаковых моделей на базе понятий. Сущностью естественного отбора стало соперничество моделей на базе понятий и их физических реализаций, связанных с конкретными биологическими носителями. Интенсивность и масштабы борьбы между общностями людей, экспансии одних и подавления других неизмеримо возросли. Степень могущества отдельных знаковых моделей и их реализаций, используемых в этой борьбе, настолько возросла, что использование их угрожает полным уничтожением всего живого. Возможность ослабить, а может быть исключить такую угрозу лежит на пути определения особенностей знаковых моделей на базе понятий, степени связи их с биологическими функциями отдельного человека и общностей людей, общей связи биологических моделей и моделей на базе понятий с той закономерностью, следствием которой является жизнь.

Как указывалось выше, небиологическая форма жизни –знаковые модели на базе понятий включили в себя и многократно усилили те особенности биологических функций, которые обеспечивают естественный отбор. Эти особенности стимулируют не биологические изменения носителя самой модели, а расширение масштабов и могущества самих знаковых моделей. Биологическая жизнь характерна разнообразием живых организмов. Небиологическая форма дала разнообразие по знаковому составу (языкам), различия людей по категориям общности–семья, город, народ, нация, профессия, религия и т. д. При этом противоречивость, свойственная для процесса развития постоянно возрастает, так как к противоречивости биологических функций добавляется растущая противоречивость, почти безграничные мощь и масштабы знаковых моделей. Если исходить из того, что жизнь является процессом, в котором проявляется физическая закономерность (свойства материи), важным представляется теоретически оценить не только факторы, ускоряющие или задерживающие развитие различных ее форм, но и определить характер этого процесса. Будет ли он поступательным, как было до возникновения человека, экспоненциальным, как он идет с зарождением цивилизации, или примет катастрофический характер. Однозначный ответ на этот вопрос мог бы дать анализ устойчивости жизни, как физического процесса, с помощью математических моделей. Однако пока таких моделей нет, доступным представляется лишь возможность в плане общих рассуждений рассматривать, в чем состоит противоречивость знаковых моделей на базе понятий, какие особенности их обеспечивают устойчивость процесса развития, а какие ее нарушают, соотношение тех и других.

Противоречивость знаковых моделей на базе понятий обусловлена тем, что они сохраняют свойственное генетическим моделям неразрывное единство противоположных качеств, проявления одних из которых направлены на укрепление общности однотипных или родственных моделей, а других на непримиримую борьбу. Основным объединяющим свойством таких моделей является то, что сами они являются элементами общения, могут существовать и использоваться только какой-то общностью. Конкретный биологический носитель получает их от общности носителей, членом которой он становится. К моделями на базе понятий относятся языки общения и то, что на них изложено, опыт той или иной деятельности, религии и т. д. Они же и разделяют людей по языкам, национальностям, религиям, профессиям и т. д. Однако антагонистический характер противоречиям, связанным с таким разделением, придает подчинение самих моделей на базе понятий биологическим функциям их носителей, конкретного человека или общности. Сами эти модели и их реализации используются как инструмент обеспечения потребностей только конкретного носителя, для экспансии одних и подавления других. И это естественно, пока модели на базе понятий подчинены биологическому носителю они будут оставаться инструментом и оружием конкретного организма или общности. История человечества в большинстве своем состоит из примеров использования идей и опыта в целях экспансии и агрессии, а также попыток ограничить с помощью законов и моральных норм проявления в поведении людей биологических инстинктов. Средства производства, организация труда, распределение товаров и противоречия, связанные с ними, конечно же не были главными двигателями развития цивилизации, как утверждают создатели истмата. Исходным противоречием, которое проявляется в том числе в характере отношений производства и распределения, следует считать противоречие между общественным характером моделей на базе понятий и степенью подчинения их биологическим потребностям отдельного организма или общности. Идеологические, религиозные и межнациональные противоречия, превращающие до настоящего времени лицо цивилизации в звериную маску, являются лишь следствием.

Демонстрацией противоречивости моделей на базе понятий, обусловленной подчинением биологическим функциям их носителей, может служить противоречивость отношений между людьми и общностями, связанных с понятием “собственность”. Экономические и идеологические концепции, объясняющие происхождение общественной и частной собственности, какую роль в жизни общества должны играть та и другая, у многих, наверно, ”навязли в зубах”. Но удивительным при этом остается факт, что в этих “теориях” не приводится определения самого понятия “собственность”, не частной, общественной или личной, ничего не говорится, какие особенности человека и общностей людей отражает это понятие. Элементы поведения, связанные с обозначением и утверждением “принадлежности“ объектов и территории человеку, имеют много общего с аналогичными элементами в поведении животных. Однако с развитием цивилизации в таких проявлениях человека и общностей все большую роль играет совершенство моделей на базе понятий, силы и средства, которые эти модели приводят в действие. Сами же отношения принадлежности между людьми и общностями в большой степени стали продуктами взаимодействия всех моделей на базе понятий–исторически сложившихся соотношений масштабов и эффективности таких моделей у конкретных биологических носителей.

Отношения принадлежности в среде животных и человека на низких ступенях цивилизации ограничены объектами и территорией ближайшего окружения. Эти отношения обусловлены необходимостью обеспечения биологического цикла организма или общности. Очевидно, в таком виде эти отношения возникли и существовали задолго до появления человека, как биологического вида. С развитием моделей на базе понятий, возникновением и укрупнением общностей - их носителей, расширяются границы отношений принадлежности в пространственной и объектной областях. В возникновении и сохранении самих отношений принадлежности все большую роль начинают играть не биологические качества организма или общности, а совершенство этих моделей, опыт, орудия и организация на их основе, которые они имеют. Таким образом, происходит превращение отношений принадлежности в отношения собственности. Это превращение принципиально не изменило ту биологическую сторону отношений принадлежности, которая проявляется в ограничении и подавлении возможности использования объектов и территории для одних субъектов и предоставление такой возможности для других. Не уменьшилась и противоречивость отношений собственности по сравнению с отношениями принадлежности. Это естественно, так как отношения собственности при относительной, по сравнению с отношениями принадлежности, широте границ и разнообразии форм всегда сводятся к удовлетворению тех или иных, сводящихся к биологическим, потребностей субъектов. Понятием “собственность” обозначаются объекты, независимо от формы существования, на которые в человеческом обществе распространяются отношения принадлежности, состоящие в ограничении или исключении возможности использования этих объектов для одних субъектов и предоставлении такой возможности для других.

Использование моделей на базе понятий для получения необходимых объектов и создания нужных условий, а также в процедурах возникновения и регулирования является основным отличием отношений собственности от отношений принадлежности. Как производство новых объектов собственности, так и информационные процедуры регулирования отношений опираются на реальные физические силы, а эти силы, в свою очередь, на совершенство моделей на базе понятий, имеющиеся у биологических носителей–участников отношений. При этом сила продолжает использоваться для выяснения отношений собственности, так как не все участники этих отношений ограничиваются рамками чисто информационных процедур. Поэтому отношения собственности могут наиболее наглядно иллюстрировать соотношение качеств животного в человеке или стада в общностях с чисто человеческими качествами в виде своеобразного уровня цивилизованности.

С одной стороны объекты собственности могут быть произведены их обладателем с использованием его знаний и опыта (моделей на базе понятий). С другой стороны эти объекты могут быть отняты у других силой или другим способом, в том числе с применением, как инструмента, тех же знаний. При этом ни масштабы собственности, ни богатство знаний и опыта сами по себе не являются признаками высокого уровня цивилизованности их обладателя. Поэтому в отношениях собственности уровень цивилизованности субъекта, очевидно, определяется отношением объема собственности, произведенной с использованием знаний и опыта, к объему собственности, отнятой с использованием силы или превосходства в знаниях и опыте.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.