реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Семья

реферат

Семья

СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья

в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная

с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают

многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право,

этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с

точки зрения какой-либо науки, будет наполным. По существу семья

представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и

детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую

исторически определённую организацию. Её основные признаки: а)

брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б)

совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный

бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не

выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж

четки: сколько времени нужно проживать совместно - одну неделю или

несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов

семьи включает весь семейный бюджет и т.д.

Кратко рассмотрим историческую эволюцию форм брака и семьи.

Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно

включались в процесс размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно,

сразу же после достижения половой зрелости. Распространено мнение,

что на начальном этапе развития первобытные люди группировались в

небольшие (из 20-30 взрослых членов ) и малоустойчивые коллективы,

называемые стадом или ордой, причем внутри каждого из таких стад

бытовали неупорядоченные половые отношения, или промискуитет.

Существует и другая точка зрения, согласно которой первобытное

человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений

обезьян так называемую гаремную семью со свойственной ей

регламентацией половой жизни. История

собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления

родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от

одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости в то время

брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее

распространение вначале получил счет родства по материнской линии

(материнский род), который позже сменился патрилинейным родством

(отцовским родом). Наряду с однолинейным счетом родства (только по

матери или отцу) важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е.

запрещения брачно-половых связей между мужчинами и женщинами,

являющимися членами одного рода. Происхождение этой регламентации

половых связей полностью не выяснено; гипотеза о том, что оно

было введено для избежания вредного последствия браков между

родственниками (инбридинга) в настоящее время отклоняется как

надуманная.

Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации

возникает брак и семья - особые социальные институты, призванные

регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и

т.д.

Первой формой брака обычно считается дуально-родовой групповой

брак, при котором все мужчины одного рода являлись потенциальными

мужьями всех жен другого рода. Как показали этнографические

наблюдения над аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими

в своём развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего

конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее

длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторжимого

союза одного мужчины с одной женщиной, причем оба супруга

сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями,

состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя

и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась

отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи

со своими родами, а иногда и оставались жить со своими

сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений

(дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе

дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться

более узким кругом лиц, например только братьями основного мужа и

сёстрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь

в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное,

например, у некоторых народов право гостья на жену или дочь

хозяина и т.п.).

Период разложения общинно-родового строя и становления

классового общества, низшей социальной и хозяйственной ячейкой

которого стала семья, ознаменовался изменением и форм брака. Парная

семья сменяется более прочной моногамной семьёй. Возросшая

хозяйственная роль мужчины - земледельца и скотовода - приводит к

утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде

распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный

брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее, виролокалным

(от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты

её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе

получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены

(умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной

семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья

и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений

ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких

братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и

вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой

семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.

Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к

ухудшению общественного и семейного положения женщины. Жена должна

была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его

семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то её

родственники должны были отдать полученный за неё выкуп. Развод

стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина

продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и

должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай

левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный

порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому

супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко

смертью , в то время как муж продолжал пользоваться некоторой

половой свободой. Новые формы брачно - семейных отношений освещались

религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.

Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил

распространение брак полигамный (точнее полигинный), когда мужчина

состоял в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни

этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки

допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных

обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий

охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако

в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели

широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода

привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки

среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с

переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у

племён, сочетавших земледелие со скотоводством.

В Северной Америке полигамные браки были распространены

несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной

Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно

редкой была полигамия и у племенных обществ Азии, зато в Африке

она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы:

некоторые вожди крупных племенных союзов и правители раннеклассовых

африканских государств имели по несколько сот жен; несколько

десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что в

Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76%

скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57%

народов.

У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к

классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась,

правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует

Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали

моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в

древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.

Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же

распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство

вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье

некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2

жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили

многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны),

опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в

полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу,

единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей

полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4

законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных

богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и

среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей

формой брака.

Одной из причин полигамии является диспропорция полов -

значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин

в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа

подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами

и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в

середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у

баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов

Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная

убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более

развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г.,

вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин,

окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам

иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность

первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею

только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия

жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую

близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно

оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление

мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если

первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой

работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели

социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов

женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем

хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем

социального положения или ранга мужчины.

Можно считать установленным, что полигамия оказывает в целом

отрицательное влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.