реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сценарий свадьбы

реферат

Сценарий свадьбы

Тюменский государственный педагогический техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

СЦЕНАРИЙ СВАДЬБЫ

Выполнила:

Артюхова Н.,

Группа ПЛ-92л

Проверила:

Тюмень - 1999

План работы

| |Стр. |

|ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………... |3 |

|К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ……………………………. |4 |

|СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА ВЕК НАЗАД……………………………………… |7 |

|СЦЕНАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ СВАДЬБЫ ……………………………………. |9 |

| Выкуп невесты……………………………………………………………………. |9 |

| Встреча молодоженов…………………………………………………………… |15 |

| Свадебное застолье……………………………………………………………... |16 |

| Второй день свадьбы……………………………………………………………. |23 |

|СВАДЕБНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ………………………………………………… |31 |

|ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЦЕПТЫ СВАДЕБНОГО СТОЛА…………………….. |42 |

|ВЕСЕЛЫЕ СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ …………………………………………… |49 |

| Мальчишник и девишник………………………………………………………... |49 |

| Венчание…………………………………………………………………………… |50 |

| Регистрация……………………………………………………………………….. |51 |

| Свадьба……………………………………………………………………………. |52 |

| Разминка…………………………………………………………………………… |53 |

| Конкурсы…………………………………………………………………………… |54 |

| Свадьба продолжается…………………………………………………………. |55 |

| Тосты, оформление ……………………………………………………………... |56 |

| Конкурсы гостей…………………………………………………………………... |58 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. |61 |

|Список использованной литературы……………………………………………. |62 |

ВВЕДЕНИЕ

Совет да любовь!

«Ах, эта свадьба...»

На Руси большинство народных праздников, в том числе и свадьба,

возникли во времена язычества. С введением христианства языческие обряды

искоренялись. Но церковь, учитывая славянские традиции, некоторые обычаи

и обряды, была вынуждена сохранить до сих пор. И само слово

«свадьба», и родственные ему слова «сватовство», «сват», «свахи»,

«сватья» происходят от старинного «свадить» - сводить, сватать.

В старину свадьба состояла из сватовства, сговора (обручения) и вен

чания (брак по церковному обряду).

Русские женили сыновей рано. Бывали случаи, когда возраст жениха

равнялся 12-13 годам. Родители спешили уберечь юношу от соблазнов

холостой жизни. Редко случалось, чтобы русские оставались неженатыми.

Только болезнь или обещание постричься в монахи могли быть препятствием к

женитьбе или замужеству.

Нравственные понятия того времени не позволяли молодому человеку

говорить родителям о своем желании жениться. Только тот мог собой

распоряжаться, кто был в зрелом возрасте, вступал во второй брак или

вовсе не имел родителей. До свадьбы жених и невеста часто не были знакомы

и могли увидеть друг друга только после сговора на обручении. Поэтому

девушку, собирающуюся замуж, называли «невеста», что значит -

неизвестная, неведомая, а юношу - «суженый» от судьбы, которая посылает

невесте жениха.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ

Русская свадьба

"Нивы сжаты, рощи голы"...

Убран последний урожай и наступила пора свадеб.

Спроси любую замужнюю женщину, какой для нее самый яркий, памятный день

в ее жизни. И ответ будет почти однозначен: "Свадьба!" И правда: что может

быть светлее и радостнее дня, когда соединяются два любящих сердец, когда

создается новая семья...

Не случайно все девичьи гаданья сводятся к одному: выйду в этом году

замуж или нет? "Свадьба" - от слова "сварьба" - соединение, соединение с

любимым, начало новой жизни, переход девушки и парня в новый статус -

замужней женщины и отца семейства. Но если для горожан свадьба почти всегда

безоблачный и счастливый день, то для деревни было куда сложнее...

Правда, и в городе, и в деревне к браку относились серьезно: женились и

выходили замуж, как правило, один раз в жизни. И молодой человек понимал

свою ответственность перед семьей: "Жениться, - перемениться", "Жена - не

рукавица, с белой руки не смахнешь, да за пояс не заткнешь"...

Русская народная свадьба уходит своими корнями в далекие времена. Не

случайно, называлась она еще "свадебная игра". Действительно, это было

многоактное, с множеством эпизодов действо, продолжавшееся от трех дней до

трех недель, впитавшее в себя многое от язычества и позаимствовавшее новое

в обрядах от христианства.

Согласно Воскресенской летописи князь Александр Невский, возвратясь в

1239 году в Новгород из Торопца после своей женитьбы на дочери половецкого

князя Брячислава, праздновал "другую кашу", то есть дал свадебный пир с

ритуальным употреблением зерна (каши). Каша, как известно, является

символом плодородия.

О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в

летописях, но пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые

элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры,

отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

Хотя в различных губерниях обряд приобретал свои особенности (репертуар

песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва,

конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов.

Много? Да нет, все было оправдано. Делалось все, чтобы новая семья жила

счастливо и благополучно. Отсюда - множество действий - ОБЕРЕГОВ.

Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений

двух влюбленных. Для деревенских жителей брак - это дело хозяйственное. Как

со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все "за" и

"против". Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую

достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили:: "Не реви! Стерпится -

слюбится!"

Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили

бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего определяли род

(с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали:

кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В

свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная

специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания

людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов. Договорившись о

цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру

Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница". И

Федоровна отправлялась...

Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно

было идти обратно в случае отказа. Зайдя в дом, сваха скромно садилась на

закрытую кадушку для помоев, подложив под себя варежки (так было в

Костромской губернии). Одета она по-особому: на голове шаль со спущенными

вниз длинными концами, на ногах разные сапоги (а можно - и валенок, и

сапог), на руках и зимой, и летом -

варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход.

Через некоторое время происходит подобный диалог:

"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

- Да вот, мимо шла, да зашла...

- Ну, входи в избу."

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет

домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам,

к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый.

Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не

лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас

невеста, нельзя ли их свести вместе?"

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после

этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле.

При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты

время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время

невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на

зажженную у икон лампаду.

Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой.

Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные

дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия)

пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва,

затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой

минуты девушка считается "сговоренкой".

Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на

стол и, плача, начинает причитать:: "Вот приехал сват, просватался..."

Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все

подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла

выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать

в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в

темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам

"сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты

приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было

приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних

полотенец требовалось несколько десятков.

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он

назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили

в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни,

и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей

скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном. Однажды, в экспедиции я

спросила у знакомой старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так,

выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из

дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть",

видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут".

Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на

работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у

соседей занял напоказ. Вот так!"

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую

елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к

углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...

СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА - ВЕК НАЗАД

"Не бери приданое, Бери милу девицу".

Летом 1895 г. в газете "Русское слово" был описан сельский свадебный

обряд в Богородском уезде Московской губернии. Этот этнографический

экскурс, на наш взгляд, не лишен интереса и может служить для сравнения с

нынешним ритуалом.

Свадьбы в Борогодском уезде, видимо, имели какие-то отличительные

особенности, коли об этом писала довольно солидная газета. Здесь мы сможем

лишь в очень краткой форме передать главные моменты этого семейного

торжества, бытовавшего некогда в российских селах и деревнях, основываясь

на материалах, добытых нами в архивах Тюменской областной научной

библиотеки.

Свадьба открывалась сватовством невесты. Но сватала ее не сваха, а

сват, засылаемый родителями жениха к родителям невесты. Придя в дом

невесты, сват с некоей загадочностью спрашивал хозяев дома: "Посмотрите на

меня, каков я кажуся?.." Хозяева, конечно, догадывались, в чем тут дело, и

отвечали ему, что он-де кажется им добрым гостем, и приглашали садиться для

беседы. Если эта сватовская беседа устраивала родителей невесты, то они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.