реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль воображения в жизни человека

реферат

построить эти образы. Такая форма связи становится возможной только

благодаря только чужому или социальному опыту. В этом смысле

воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии

человека, оно становится средством расширения опыта человека,

потому что он может вообразить то, чего он не видел, может

представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его

непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом

и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить

далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой

исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является

совершенно необходимым условием почти всякой умственной

деятельности человека.

Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта.

Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт

опирается на воображение.

3.Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью

является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойственным образом. С

одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в

известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким

образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые

созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту.

Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство

подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую

связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой

самих этих образов.

Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи

называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона

сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный

запас, то есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют

тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не по

сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо.

Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого

лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные

элементы, вступившие в связь.

Однако существует ещё и обратная связь воображения с эмоцией. Если в

первом случае чувства влияют на воображение, то в обратном случае

воображение влияет на чувства. Это явление можно было бы назвать законом

эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует

Рибо: «Все формы творческого воображения заключают в себе аффективные

элементы. Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на

наличие чувства, и если это построение и не соответствует само себе в

действительности, то всё же вызываемое ими чувство является действительным,

реально переживаемым, захватывающим человека чувством.

3. Четвёртая форма связи между деятельностью воображения и реальностью

одной стороной тесно связана с третьей, но другой – существенно

отличается от неё. Сущность четвёртой формы связи между

деятельностью воображения и реальностью заключается в том, что

построение фантазии может представлять из себя нечто существенно

новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-

нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено во

вне, принавши материальное воплощение, это «кристаллизованное»

воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире

и воздействовать на другие вещи.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только

писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета

будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы,

делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не

смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход,

предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы

очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать

история, географию, астрономию и другие предметы.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической

производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете

(электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно

увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших

настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи,

чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней

запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая

потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение

производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере

её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших

вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

Оглавление:

Глава I. Введение………………………………………………2

Глава II. Понятие, виды и функции воображения…..……….5

1.Понятие воображения……………………………………….5

2.Виды воображения…………………………………………..7

1. Функции воображения………………………………………9

Глава III. Воображение в жизни человека……………………11

1.Роль воображения в художественном творчестве…………11

2.Роль воображения в литературном творчестве…………….12

3.Воображение и научное творчество…………………………13

4.Роль воображения в кибернетике……………………………14

5.Фантазия и реальность……………………………………….15

6.Изучение воображения в зарубежной психологии…………15

Глава IV. Роль воображения в детском возрасте……………..17

1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка………………17

2. Условия развития воображения……………………………..19

а) Основные этапы развития воображения…………………….19

б) Организация игровых занятий для развития воображения..21

Глава V. Заключение…………………………………………….23

Оглавление……………………………………………………….26

Литература………………………………………………………27

Литература:

1. де Боно Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ.-

М.: Прогресс, 1976.- 144с.

2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной

информации.- М., 1877.

3. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.-

Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,

1967.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-

методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение,

1986.- 272 с.

7. Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.-

М.: Мир, 1996.- 496 с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.2: Пер. с Франц.-

М.: Мир, 1996.-376 с.

10. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения

дошкольника.//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52-

59.

11. Дьяченко О.М. пути активизации воображения дошкольников//Вопросы

психологии.-М.: Педагогика, 1987, №1.- с.44-51.

12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.-

624с.

13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы

психологии. -М.: Школа-Пресс, 1993,№2.- с.54-62.

14. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых

занятий для развития мышления, воображения и памяти

школьников.//Вопросы психологии.- М.: Школа-Пресс, 1995, №1.- с.41-

45.

15. Зеньковский В.В. Психология детства./Под ред. П.В. Алексеева.-М.:

Школа-Пресс, 1996.- 336с.

16. Ivic I.D. Covek kao animal symbolicum. Beograd.: Nolit,1978.

17. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики,

вып.6.-М., 1964.

18. Ильенков И.В. Искусство и комуннистический идеал.- М., 1984.

19. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

20. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт

методологического анализа познавательной функции воображения.- М.:

1989.

21. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.-М.:

Просвещение, 1989, №12.-с.37-41.

22. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и

развитие.//Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001,

№5.- с.57-68.

23. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45.

24. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.

25. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма-

Пресс, 1999.- 352с.

26. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.:

Просвещение.ВЛАДОС, 1995.- 576с.

27. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ.-

Минск.: Попурри, 1996.- 240с.

28. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г.,

Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.: Просвещение, 1973.-352с.

29. Палагина Н.Н.Развитие воображения ребёнка в русской народной

педагогике.//Вопросы психологии.- М.: Педагогика, 1989, №6.- с.69-

73.

30. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология.

3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,-464с.

31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип.

–М.: Академия, 2000.-512с.

32. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. –М.: Знание, 1982.- 96с.

33. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания./Под ред. Н.А. Венгера. –М., 1986.-224с.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. –М.: 1989.

35. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей

дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное

воспитание. –М.: Просвещение, 1993, №10.- с.69-72.

-----------------------

ВООБРАЖЕНИЕ

Активное

воображение

Репродуктивное

воображение

(воссоздающее)

Пассивное

воображение

Продуктивное

воображение

(творческое)

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Представление действительности в образах

2. Регулирование эмоциональных состояний

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

4. Формирование внутреннего плана действий

5. Планирование и программирование деятельности человека

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.