реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль общения в развитии ребёнка

реферат

что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные

возможности развития психики в тех или иных направлениях, в затем такие

возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого

пристального внимания.

Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как

предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.

Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого

нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в

отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем

отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою

жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и

мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо

исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы

задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе

взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются в

раннем детстве, в период бурного физического и психического развития. В

связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также

очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним

упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к старшим

означает только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих

свойств. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только

последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение

некоторых ценных сторон ее свойств. Важно учитывать, что возрастные периоды

представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через

какую-нибудь из них. «Каждая новая ступень психического развития ребенка

закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен

не только внешними, но и внутренними условиями...»

Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или

иных психологических качеств.

Пользуясь словами Э.Эриксона можно сказать, что события первого года жизни

формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира, некоторую

внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему

рад, который для него уютен, тепл, добр и которому поэтому ребенок может

быть открыт.

Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового

доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство

“базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что

формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что

если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время,

то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и

невозможно.

Средства для решения этой первой задачи развития и легки и трудны

одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть

рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело

разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить,

обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми,

готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Мать при этом должна быть

внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное

дело.

4.2Первый час после рождения

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка.

Период сразу после родов — это время особо повышенной чувствительности как

для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие

психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее

поведение, в особенности на способность к материнству.

У отцов, которые были свидетелями рождения своего ребенка, формируется

особенно сильная привязанность к детям, и они так же, как и их жены,

испытывают глубокие духовные переживания во время родов.

Исследования доктора М.Клауса и доктора Д.Кенелла при участии Университета

педиатрии в Кливленде (США) показали, что женщины, ребенок которых сразу

после рождения имел контакт «кожа к коже» с матерью, установили тесный союз

с малышом, лучше заботились о младенце, не имели проблем при кормлении

грудью (так как сразу после родов предлагали новорожденному молозиво).

Также необходимо понять, что отрыв новорожденного от материнского организма

- колоссальный стресс для него. Ребенок не должен лишаться материнской

защиты, поэтому в этот период ему необходимо постоянно ощущать биополевую

защиту и «подкормку» от матери.

Первый час после родов — очень важное время для матери и младенца. Оно

может до некоторой степени определить, как ребенок будет относиться к

матери, что в свою очередь может повлиять на его отношения с другими людьми

и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно

повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность.

Интересные исследования провела советский психолог С. Ю. Мещерякова. Она

помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате имелись

новые, привлекательные предметы, некоторым малышам было не до них; они

пугались, плакали, искали маму. Испуг был еще сильнее, если в комнату

входил экспериментатор в маске. Стоило, однако, войти матери и взять малыша

на руки, как страх исчезал, ребенок успокаивался и немедленно приступал к

исследованию.

4.3.Младенческий возраст.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению

нового типа деятельности, непосредственного эмоционального общения ребенка

и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина и М.И.Лисиной,

специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что

предмет этой деятельности - другой человек. Является ли общение ведущим

типом деятельности в младенческом возрасте?

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются

отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие

“госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей,

потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие

исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни

вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что

накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших

ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети

из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то,

что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими,

процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от

госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте не умели

ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить,

отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось,

что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время

ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе

нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя

вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след

на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых

людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли

хорошо приспособиться к жизни и были обычными нормальными людьми; остальные

обладали разными психическими дефектами.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает

предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии

познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.

5.Общение и развитие речи.

Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за

движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого

первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.

Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее

начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение

друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи

или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс

становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством

общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет

говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие

овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе

осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок

начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые

активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все

последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все

более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими

взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и

поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие

взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными

высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой

(«Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка

овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед

ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять

обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения

особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как

решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной

функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент

возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое

влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это

связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у

детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения как деятельности является другой человек, партнер по

совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат

каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при

взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем

продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о

себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и

свойствах) также входит в продукт общения.

5.1.Развитие потребности в общении.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим

жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт

деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и

самопознанию.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера

совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития

потребность в общении конституируется как потребность в таком участии

взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных,

типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со

взрослым:

Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное

условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание

потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным

хватанием.

Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне

познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно

не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к

своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в

совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание

взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое

сотрудничество.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность

возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и

обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок

стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу

использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.