реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль эмоций в психической организации человека

реферат

знакомых зрителю обычаях австралийских племён. И, наконец, ещё один

вариант- контрольная группа смотрела фильм без музыки- немой. Во

время демонстрации фильма велось наблюдение за всеми испытуемыми. В

минуты тяжёлых сцен, изображавших саму ритуальную операцию, у

испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса:

изменение пульса, электропроводимости кожи, гормональные сдвиги.

Зрители были спокойнее, когда воспринимали немой вариант, а тяжелее

всего им было при первой (тревожной) версии музыкального

сопровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм

может вызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: всё зависит

от того, как зритель оценивает происходящую на экране ситуацию. В

данном эксперименте оценка навязывалась стилем музыкального

сопровождения. Эмоциональный тон может рассматриваться как обобщённая

познавательная оценка. Так, ребёнок при виде человека в белом халате

настораживается, воспринимая его белый халат как признак, с которым

связана эмоция боли. Он распространил своё отношение к врачу на всё,

что с ним связано и его окружает.[4]

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния

человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными

состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор,

ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды

творчества, если они приобретают художественную форму.

Эмоции часто рассматриваются как чувственное выражение

инстинктивной деятельности. Однако они проявляются не только в

субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только

у человека и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но

и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных

действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления

достаточно выразительны. Например, видя, что человек хмурится,

стискивает зубы и сжимает кулаки, можно без расспросов понять, что он

испытывает гнев.[14]

Вообще, определение эмоции носит абстрактно- описательный характер

или требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим ряд таких

определений. Советские психологи Лебединский и Мясищев дают

определение эмоции как переживание.

Эмоции- одна из важнейших сторон психических процессов,

характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции

выражают интегральное выражение изменённого тонуса нервно-

психической деятельности, отражающийся на всех сторонах психики и

организма человека.

Эмоции влияют и на психику и на физиологию. Известный физиолог

Анохин рассматривал связь эмоций с потребностями организма. Анохин

писал: "… с т.з. физиологической перед нами стоит задача раскрыть

механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счёте приводят

к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного

(удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают

положительные и отрицательные. Из определения следует, что

отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает

потребность, а положительные- при удовлетворении."[7]

Платонов К.К. писал, что эмоция- это особая, ранее других

сформировавшаяся в филогенезе (тот путь, который прошла психика)

психика и формируемая в её онтогенезе, форма коих отражения,

свойственно не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в

субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях, она есть

отражение не самих феноменов, а их объективных отношений с нуждами

организма. Эмоции делятся на астенические, ослабляющие

жизнедеятельность организма, и стенические, повышающие её, причём

большинство (страх, гнев) могут проявляться в обеих формах. У

взрослого человека эмоции обычно проявляются как компоненты чувств.

Об эмоциях можно говорить много и долго, но, по- моему, самое

главное заключается в том, что эмоция- это переживание. Человек

чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению

целей. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению

познавательных процессов. При них человек открыт для общения с

другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они

способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою

очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными

процессами. Например с восприятием у эмоций связь прямая, т.к. эмоции-

это выражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек

настроении, эмоциональном состоянии, так он воспринимает окружающий

мир, ситуацию. Также эмоции связаны с ощущением, только в этом случае

ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность,

человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая

шероховатую- человеку неприятно.

Возникновение эмоций.

Почему возникли эмоции, почему природа " не могла обойтись "

мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой

мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые

функции. Действительно, необходимым условием для выделения отношений

между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе

развитого мышления, является децентрация- способность свободно

перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек

зрения. В эмоции человек ещё сохраняет нить связи своей позиции

только с самим собой, он ещё не способен выделять объективные

отношения между предметами, но уже способен выделять субъективное к

какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно говорить, что

эмоция- важнейший шаг на пути развития мышления.[4]

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым

существам определять биологическую значимость состояний организма и

внешних воздействий. Простейшая форма эмоции- эмоциональный тон-

непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные

воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие их к сохранению

или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта:

ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (по

избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от

него скрыта. Эмоции человека- продукт общественно-исторического

развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции

поведения.[8]

Я думаю, что простейшие эмоции (страх, ярость) имеют природное

происхождение, т.к. они довольно-таки тесно связаны с жизненными

процессами. Эту связь видно даже из обычного примера, когда любое

живое существо умирает, в нём не обнаруживаются внешние,

эмоциональные проявления. Допустим даже физически больной человек

становится безразличным к тем явлениям, которые происходят вокруг

него. Он теряет способность эмоционально отвликаться на внешние

воздействия.

У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры, тесно

связанные с эмоциональной жизнью. Это лимбическая система, в которую

входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного

мозга, в непосредственной близости к его центру, управляющему

основными органическими процессами: кровообращением, пищеварением,

железами внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с

сознанием человека, так и с состояниями его организма.[6]

Среди эмоций человека и животных несмотря на всё их разнообразие

можно выделить 2 категории:

- положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей

индивидуума или сообщества;

Для их возникновения необходимо сочетание двух факторов:

1. неудовлетворённая потребность

2. прирост вероятности её удовлетворения.

- отрицательные эмоции, связанные с опасностью, вредностью и даже

угрозой для жизни.

Для их возникновения достаточно семантического рассогласования

между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из

внешней среды. Именно такое рассогласование наблюдается в случае,

когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого

мяса хлеб или даже удар электрического тока. Таким образом

положительные эмоции требуют более сложного центрального

аппарата.[22]

Подводя итоги по этой части можно сделать следующие выводы.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились

как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его

оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере

недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно

организовано живое существо, чем более высокую ступень на

эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных

эмоциональных состояний, которое оно способно переживать. Наши

субъективные переживания не являются непосредственным, прямым

отражением собственных органических процессов. С особенностями

переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не

столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие

при этом ощущения.

Развитие эмоций.

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития-

от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим

процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается

восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей,

которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов,

превращается в высшие эмоциональные процессы- интеллектуальные и

эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности.

Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при

сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие,

проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в

ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать

эмоции обладают следующие потребности:

-самосохранение (страх)

-свобода движений (гнев)

-получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного

удовольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни

человека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками

или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который

надстраивается над врождённым страхом, являясь социальной формой этой

эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими

характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается

в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2-3 года у

ребёнка развиваются ревность и зависть- социальные формы гнева.

Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием-

убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как

ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения

какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при

социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в

исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания

удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития

ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого

результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая

роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень-

функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет

удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности.

Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его

содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.