Реклама на рынке труда
Министерство Образования Российской Федерации
Реферат
По психологии
Студента
Кащенко Евгения
Гр.15
Тверь.2000
| |
| |
| |
| |
| |
| Коммуникативная политика в маркетинге рабочей силы |
|К системе коммуникаций в маркетинге рабочей силы относятся средства и |
|процессы сбора и предоставления информации о рынке труда, предлагаемой |
|рабочей силе и имеющихся рабочих местах, ведение переговоров о найме, т.е. |
|все то, что позволяет и требует налаживания связей обмена информацией, |
|понимания и согласия партнеров (рис |
|Система коммуникаций в маркетинге рабочей силы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Традиционно в комплекс маркетинговых коммуникаций входят: |
|реклама - любая форма наличного представления и продвижения идей, товаров и |
|услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком (определение Американской|
|маркетинговой ассоциации); |
|стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки |
|или продажи товара или услуги; |
|формирование благоприятного общественного мнения о фирме, учреждении или его|
|продукции; |
|личные контакты, продажи - устное представление товара в ходе беседы с одним|
|или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи. |
|В связи с тем, что продавая свою рабочую силу работник лично присутствует |
|при найме на работу и старается, как правило, сформировать о себе |
|благоприятное мнение, то эти два аспекта коммуникаций всегда имеют место при|
|трудоустройстве не зависимо от его способа. |
|Способы трудоустройства |
|В последние годы изменились формы поиска работы. Сейчас работники для |
|трудоустройства используют следующие способы: |
|1. "Через контактные аудитории". Роль личных связей при трудоустройстве в |
|нашей стране гипертрофированна. Можно выделить несколько вариантов: прямая |
|помощь при устройстве на работу - протекция; предоставление информации о |
|рабочем месте - рекомендация; профессионально-знакомственное |
|трудоустройство. |
|Протекция. Чаще всего ее оказывают близкие родственники, работающие на том |
|предприятии, куда намерен устроиться соискатель. Как правило, помощь |
|заключается не только в том, чтобы договориться о приеме на работу своего |
|протеже, но и помочь пройти процедуры оформления. Родственник, хорошо зная |
|все обстоятельства, может ходатайствовать не напрямую, а посоветовать, к |
|кому обратиться, задействовать посредников. В этом случае помощь заключается|
|в организации встречи с лицом, принимающим решение. |
|С начала 90-х годов прием по протекции особенно характерен для относительно |
|благополучных промышленных предприятий. Потребность в кадрах на них |
|ограничена, текучесть невелика. Даже имея протекцию, желающие устроиться на |
|эти предприятия встречаются с определенными проблемами: создаются |
|своеобразные очереди на устройство "своих". Особенно сложно устроиться |
|молодежи. Большинство молодых людей поступают на работу по знакомству. |
|Широко распространена практика, когда для молодежи обеспечиваются рабочие |
|места на том же предприятии, где работают родители. Обычно эта категория |
|работников не задерживается долго. |
|Предоставление информации о рабочем месте - рекомендация. Не во всех случаях|
|родственно-знакомственный наем означает прямую помощь при устройстве на |
|работу. Достаточно часто - это предоставление информации о вакансиях, |
|условиях работы, сведения о руководителях, атмосфере в коллективе, т.е. |
|неформальная характеристика рабочего места в полном объеме. Основным |
|источником информации о вакансиях являются друзья, родственники, знакомые. |
|Несомненно, это самый эффективный путь, поскольку их сведения более |
|подробны, достоверны и эмоционально окрашены. Обладая конкретной |
|информацией, претендент приходит в отдел кадров или к руководителю |
|подразделения, ни на кого не ссылаясь. |
|Профессионально-знакомственное трудоустройство. Оно означает использование |
|не столько личных, сколько профессиональных связей. Такой вариант характерен|
|для высококвалифицированных работников, которые известны в профессиональной |
|среде. Их приглашают или переманивают с других предприятий, предлагая более |
|выгодные индивидуальные условия. Этот вариант поведения отнесен к |
|родственно-знакомственному найму, поскольку факт личного знакомства играет |
|не последнюю роль (но не основную). Определяющее значение имеют деловые и |
|профессиональные качества работника. Такой способ подбора кадров в большей |
|мере характерен для новых фирм. |
|2. Самостоятельное трудоустройство. Прямая протекция в прежние времена, как |
|правило, была необходима при устройстве на самые престижные рабочие места. |
|Для большинства же наиболее распространенным способом найти работу было |
|обращение непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций. |
|Некоторые приходили, вообще не имея предварительной информации, твердо зная,|
|что вакансии всегда есть, а какие - можно выяснить на месте. Возможности |
|самостоятельного трудоустройства значительно сократились с начала 90-х |
|годов. Это связано и с объективным уменьшением количества рабочих мест, и с |
|тем, что такая практика сдерживается протекционистской политикой |
|администрации предприятия, ориентированной на привлечение определенной |
|категории работников из числа родственников и близких персонала. В настоящее|
|время самостоятельно трудоустроится, как правило, можно только на |
|малооплачиваемые места не требующие высокой квалификации. |
|В последнее время появились относительно новые варианты самостоятельного |
|трудоустройства, один из них - участие в конкурсах. Но открытые конкурсы на |
|замещение вакантной должности на предприятиях проводятся пока довольно |
|редко. При этом претенденты, помимо профессиональных знаний, должны обладать|
|определенным набором личностных и квалификационных признаков (например, |
|знание иностранных языков, владение компьютером и т.д.). |
|Как вариант самостоятельного трудоустройства можно выделить самозанятость, |
|организацию собственного дела. |
|3. По формальным каналам (через службу занятости, биржу труда и частные |
|агентства по найму). Практика свидетельствует, что этот способ не имеет |
|широкого распространения. Не последнюю роль в недостаточной популярности |
|этого канала играет глубоко укоренившееся мнение, что хорошую работу можно |
|найти только "по блату". Обращение в службу занятости многие рассматривают |
|как крайнюю меру в случае, когда все остальные способы не срабатывают. |
|Спрос на рынке труда существенно отличается от предложения. В структуре |
|спроса преобладают две крайности: либо вакансии требуют очень высокой |
|квалификации (ограниченный круг специалистов), либо - невысокой (низкий |
|уровень заработной платы). Основная часть же соискателей на первые вакансии |
|претендовать не может, а вторые, как правило, не устраивают работодателей. |
|Недостатки данного варианта - информация об условиях работы и приема |
|минимальна, предварительный отбор не проводится, на предприятия направляются|
|все, кто заинтересовался вакансией или формально может работать по данной |
|специальности. Кроме того, люди, направляемые службой занятости, нередко |
|заинтересованы не в получении работы, а в приобретении статуса безработного,|
|дающего право на пособие. |
|Частные агентства по найму существуют пока лишь в крупных городах. Они |
|достаточно быстро реагируют на конъюнктуру рынка, активно привлекают |
|клиентов. Агентства в большей степени ориентированы на подбор |
|высококвалифицированных специалистов и управленческого персонала. Получить |
|работу, равно как и подобрать работника, здесь можно лишь только заплатив |
|приличные деньги. |
|4. По распределению. Практика добровольно-принудительного трудоустройства по|
|окончании учебного заведения обеспечивала молодежи, не имеющей опыта работы,|
|гарантированное рабочее место. Многие начинали свой трудовой путь именно |
|таким образом. В настоящее время практика трудоустройства молодежи через |
|систему распределения фактически отсутствует. |
|5. Через стратегии занятости. Ситуация на рынке труда за последние годы |
|коренным образом изменилась. И дело даже не в том, что стало существенно |
|меньше рабочих мест. Скорее, практически нет вакансий с хорошей оплатой |
|труда. В связи с этим определенные изменения претерпели и личные стратегии |
|занятости: |
|стратегия "остаться на месте"; |
|стратегия поиска работы "не увольняясь с рабочего места"; |
|стратегия ухода в частный бизнес; |
|стратегия поиска работы "после увольнения". |
|Стимулирование занятости рабочей силы |
|Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия на спрос |
|и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических|
|механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются |
|следующие: |
|1. Стимулирование спроса на рабочую силу. Оно подчинено потребностям и |
|интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом - обеспечить |
|конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли. |
|Первое и основное направление стимулирования спроса на рабочую силу - |
|сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних|
|или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при |
|поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению |
|необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских |
|товаров и услуг. |
|Второе направление - создание рабочих мест на основе развития |
|предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в |
|практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест |
|(хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля |
|кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий |
|положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может оказать|
|и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных |
|предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных |
|подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их |
Страницы: 1, 2
|