основной деятельностью, то мыслительные процессы, являющиеся побочными, не
имели актуальности для осуществления требуемой деятельности, поэтому
существенно не осознаваемы, следовательно, не запомнены.
Таким образом, важнейшим условием, определившим собой запоминание в
проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых,
основная линия их направленности и те мотивы, которыми руководствовались
они в своей деятельности.
Следует отметить, что лучше запоминаются препятствия и затруднения в
деятельности.
Таковы результаты первой серии опытов. Обратимся ко второй серии:
воспоминание содержание доклада и прений конференции недельной давности.[6]
Что отличается в результатах?
Общим показателем является запоминание структуры доклада и выступления
в прениях, хотя и фрагментарно. В сравнении с данными первого опыта стоит
отметить хорошее воспоминание своих мыслей в процессе. Это объясняется в
первую очередь, что воспринятое во втором случае является логически
связанным, целым. Второе различие это, в первом случае, воспроизведение
конкретных объектов, - во втором – общие положения. Однако исключительно
этим нельзя объяснить эти различия. Несомненно, нужно искать в различной
направленности испытуемых. Во второй серии экспериментов направленность
была познавательного характера, что является едва ли не решающим аргументом
в объяснении различий.
Итак, результаты второй сессии опытов полностью подтверждают
правильность предположения о зависимости запоминания от основной линии
деятельности, в итоге которой запоминание осуществляется, и от мотивов,
которыми определяется эта деятельность. Это положение характеризует собой
одно из важнейших условий успешности непроизвольного запоминания.
2.Зависимость непроизвольного запоминания
от содержания и характера деятельности.
Понятно, что направленность является лишь одной из сторон
деятельности, также важно рассмотреть другие, не менее важные – содержание
и характер.
Возможность вариации деятельности по этим параметрам безгранична. Мы
остановимся на активности деятельности, т.к. она напрямую имеет отношение к
рассматриваемой проблеме активности запоминания.
Интерес представляют различия в запоминании при активной деятельности,
в отличии, где объект не был материалом деятельности. В результате серии
опытов проведенных П.И. Зинченко на основе работ зарубежных психологов[7],
была установлена следующая зависимость: объект может запоминаться лишь
тогда, когда он является предметом деятельности субъекта, вызывающее только
чувственное впечатление. Однако, это не совсем точное определение, хотя и
правильное. Рассматривая активность деятельности как углубленное понимание
смыслового содержания того, что воспринимается – именно этот момент надо
оценивать как условие успешности запоминания.
Зависимость запоминания от характера деятельности с запоминаемым
материалом ясно выявлена в другой серии опытов. Оказалось, что эффект
запоминания теснейшим образом зависит от характера действий, в результате
которых осуществляется запоминание: то что является объектом специально
целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с
тем, что служит объектом уже достаточно автоматических операций.
Другие же опыты показали, что запоминание материала включенного в
активную деятельность в качестве только ее отправного пункта и данного
поэтому в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание
материала, найденного самостоятельно в результате активной деятельности.[8]
О том же говорят данные работ других психологов, в частности А.И.
Леонтьева и Т.В. Розановой [1951], и исследования Т.В. Розановой [1959].В
результате опытов[9] выявлена определяющая роль в запоминании действий , а
именно ориентировочных действий в соответствии с задачей, которая должна
быть решена. Существенное влияние имеет также факт подкрепления или
неподкрепления определенных связей, что опять-таки связано с ориентировкой
в результате действий.
В ряде последующих исследований влияния активности и характера
деятельности на запоминание другими отечественными психологами были
подтверждены положения, изложенные выше.
Итак, все выше сказанное указывает на действие с тем, что должно стать
объектом запоминания, как на важнейшее условие непроизвольного запоминания.
Глава 3.
Взаимоотношение произвольного и непроизвольного запоминания.
1. Зависимость соотношения произвольного и непроизвольного запоминания
от характера деятельности
Выше мы выяснили ясную зависимость запоминания от направленности и
характера деятельности, в которой оно осуществляется. Далее мы рассмотрим
как сочетается запоминание происходящее в мнемонической направленности, но
не включенное в решение каких-либо интеллектуальных задач.
Знание такого сравнения поможет глубже разобраться во взаимоотношении
между двумя видами запоминания: произвольного, о сравнительной
продуктивности того и другого.
Т.к. произвольное запоминание в результате направленности на
мнемоническую задачу в равных условиях намного эффективней непроизвольного
запоминания, ниже мы рассмотрим для сравнения не все условия, а лишь часть,
определяемую особенностями деятельности, итогом имеющая непроизвольное
запоминание. Но учитывая, что условия эффективности непроизвольного
запоминания надо искать не в направленности деятельности, мы рассмотрим
другое своеобразие ее сторон – содержание и характер выполнения. Именно эти
обстоятельства и определяют собой значение того сравнения, необходимость
которого была указана выше.
В результате опытов[10] выявлено две закономерности, существенных для
понимания соотношения произвольного и непроизвольного запоминания.
Первая закономерность показывает, что отсутствие мнемонической задачи
может быть компенсировано характером деятельности, и даже перекрыто им с
излишком.[11] Другими словами, характер деятельности может в некоторых
случаях оказаться более значимым, чем мнемоническая направленность. Эта
закономерность не ограничена по возрасту.
Вторая закономерность заключается в следующем: преднамеренное задание
мнемонической направленности положительно действует только в случае старших
по возрасту испытуемых; у младших это может вызвать обратный эффект.
Отмечая существенное значение этих закономерностей, стоит заметить что
изучение их проводилось только при одном виде деятельности – классификации,
она же служила помощью при решении мнемонической задачи. Это значительно
суживает значение полученных выводов. Для расширения этого вопроса было
проведено несколько серий опытов[12].
В результате анализа полученных данных[13] мы может подвести некоторые
итоги.
Первое, мы получили полное подтверждение того, что глубина понимания
и связанная с ней интеллектуальная активность является важнейшим условием
продуктивности непроизвольного запоминания.[14] Тем самым они являются
источником его преимущества над произвольным запоминанием.
Второе, было установлено, что то, что запоминали испытуемые хотя и
непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности,
сохранялось в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в
обычных условиях мнемонической задачи.
2.Возрастные различия в соотношении произвольного и непроизвольного
запоминания.
При изложении выше мы не раз указывали на существенные возрастные
различия в соотношении произвольного и непроизвольного запоминания.
В опытах проведенных нами (А.А. Смирнов и коллеги) наблюдается одна и
та же закономерность: с возрастом показатель эффективности непроизвольного
запоминания относительно уменьшается. Как же можно это объяснить?
В первую очередь это объясняет закономерность, выявленная раньше:
продуктивность непроизвольного запоминания определяется прежде всего
степенью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения
деятельности. Другими словами, взрослые в силу умственного развития
прилагают меньше усилий для более простой деятельности, чем дети, что и
приводит к меньшему вниманию к материалу. Это еще раз доказывает важность
высокой степени интеллектуальной активности для непроизвольного запоминания
и составляет основу его преимущества над произвольным при определенных
условиях.
Дальнейшие исследования данного вопроса различными отечественными
психологами привели к подтверждению выше указанного положения.
3. О соотношении произвольного и непроизвольного запоминания
в жизненной практике
(в работе актера над ролью)
Важнейшее значение активности деятельности, в которую включается
запоминание, хорошо заметно и в жизненной практике. То над чем мы активно и
основательно работаем, запоминается точно и быстро, не смотря на отсутствие
мнемонической направленности. Таким из множества конкретных примеров
является заучивание роли актерами.
Казалось бы, что в этих случаях необходима не только четко выраженная
мнемоническая направленность, но и соответствующая ей специальная работа по
заучиванию роли. Несомненно, в ряде случаев так оно и есть. Однако во
многих случаях встречаются другие пути запоминания роли, в частности –
работа над образом.
В процессе этой работы как цель, запоминание не играет никакой роли
но, несомненно, органически вписана в этапы этой деятельности. Стремясь
воплотить образ, актер много раз сталкивается в поисках с содержанием роли,
что запоминает ее не ставя перед собой мнемонической задачи.
Надо отметить важнейшую роль в создании образа действия и поступки,
которые должен совершить актер на сцене, связанные с эмоциональным
переживанием действующего лица, как фактор способствующий запоминанию слов
роли как части этих действий.
Таким образом, активность в заучивании роли выражается двояко: с одной
стороны, в том, что запоминание осуществляется в процессе выполнения
многогранной деятельности, каковой является работа над ролью, а с другой
стороны, что опорой запоминания является сценическое действие, то, что
актер должен делать на сцене и во что сам текст роли включен как составная
часть, как его необходимый момент.
Это еще раз и еще раз подтверждает правильность положения о тесней шей
зависимости запоминания от активности деятельности, в которой оно
осуществляется.
К вопросу об условия ретроактивного торможения
Понятие о ретроактивном торможении
и значение проблемы
Под ретроактивным торможением (далее РТ-е) понимается отрицательное
влияние, оказываемое деятельностью, следующей за заучиванием, на удержание
в памяти заученного материала. Совершено ясно, что РТ-е нельзя понимать как
влияние на сам процесс заучивания, а только как влияние на «следы»,
оставшиеся после заучивания.
Впервые вопрос о РТ-ии был поднят Г. Мюллером и А. Пильцекером в 1900
году и с тех пор подвергался активному изучению
В теоретическом отношении проблема РТ-я представляет существенный
интерес, т.к. тесно касается вопроса о причинах забывания.
Вполне и определенным представляется практическое значение проблемы.
Изучение РТ-я дает ряд указаний по вопросу о правильности организации
учебного процесса. Выяснение условий возникновения, а также условий,
ослабляющих либо совсем устраняющих его действие должно послужить учителям
для проектирования более продуктивного плана учебного процесса.
Теории ретроактивного торможения
В зарубежной психологии выдвинуто несколько разных теорий РТ-я.
Рассмотрим кратко некоторые из них.
Теория Г. Мюллера и А.Пильцекера.
Эта теория основана из явления персеверации. Сущность последнего
заключается в следующем: по окончанию восприятия физиологические процессы,
лежащие в его основе не прекращаются, а продолжаются в течение
кратковременного периода с ярко выраженной ослабевающей силой. Факт
персеверации таким образом имеет важное значение для закрепления «следов»
только что воспринятого. Новая деятельность сбивает, по мнению авторов,
работу мозга « в одном направлении», и, следовательно, снижает
продуктивность процесса запоминания.
Следовательно, РТ-е тем более значительно, чем меньше интервал между
восприятием (заучиванием) и последующим деятельности.
Существенно также, по мнению Мюллера и Пильцекера, степень внимания,
необходимая для выполнения деятельности. Влияние РТ-я возрастает
пропорционально степени требуемого внимания.
В последнее время предлагается ряд гипотез для объяснения РТ-я в
направлении, в свое время заданное этими авторами, но все они требуют
дальнейшего изучения.
Теория переноса Де-кампа.
Данная теория исходит из следующих положений. После заучивания в
соответствующих неврологических элементах происходят остаточные разряды,
имеющие значение для нормального ассоциирования частей заучивания. Рт-е в
этом случае выступает как участие этих элементов в дальнейшую деятельность,
тем самым ослабляя запоминание. Это происходит при сходстве первой и
второй деятельности, что в первой теории не было определено, как влияние на
результат запоминания.
По теории переноса, сходство играет важную роль и является условием РТ-
я. Существенное место также имеет время между деятельностью.
Теория Вебба.
Она включает в себя две гипотезы: «гипотезу переноса» и «гипотезу
разрушения». Согласно первой, РТ-е – это перенос связей, образованных в
процессе деятельности в воспроизведение того, что было заучено, т.е. в
ранее образованные связи. Согласно второй, РТ-е – разрушение новыми
связями, образованными деятельностью, ранее образованных связей
запоминанием.
Важнейшим условием в этой теории является сходство предыдущей и
последующей деятельности, а вот вопрос о времени не ставится так твердо. По
теории Вебба разрушение может происходить и после продолжительного отрезка
времени.
Теория Мелтона или теория двух факторов.
В ней РТ-е объясняется двумя факторами, как видно из названия:
1. Перенос связей из одного заучиваемого материала в другой
2. Угасание связей, образованных при первом заучивании, при заучивании
второго материала.
Все теории, несмотря на различия и сходства, дают направление для изучения
РТ-я. Это вопрос о содержании первой и последующей деятельности,
взаимодействующих и вызывающих РТ-е.
Зависимость ретроактивного торможения от содержания предшествующей и
последующей деятельности
Авторы первой теории в результате опытов пришли к тому, что сходство
деятельности не оказывает никакого влияния на РТ-е.
Обратный результат был получен американским исследователем
Э.Робинсоном.
Более сложная зависимость между сходством деятельностей была
установлена Э. Скаггсом. Им были выдвинуты четыре положения:
. При тождественном сходстве деятельности, РТ-е не наблюдается, а
наоборот происходит закрепление.
. По мере расхождения сходства, закрепление ослабевает и возникает
торможение.
. Это происходит до определенного наибольшего значения РТ-я.
. Вслед за этим наступает инверсия, т.е. торможение ослабевает, но не
достигает нуля.
Дальнейшие исследования подтвердили положения, выдвинутые Скаггсом.
Однако, стоит заметить, что они сформированы формально и не указывают
на содержание тех различий, которые ведут к ослаблению или усилению РТ-я.
Путем анализа опытов на исследование РТ-я было установлено, что
тормозящее влияние усиливается с уменьшением тождественности материалов при
заучивании; если сходство заключается в однотипности, то наблюдается
обратная закономерность. Инверсия выпадает на момент перехода от
тождественности к однотипности. Из этого следует, что в основе
количественных изменений зависимости РТ-я от степени сходства материала
лежат качественные изменения в сходстве материала.
Однако, однозначных ответов по вопросу о степени тормозящего влияния
последующей деятельности, отличающей от предыдущей, данные исследования не
дают.
Это дает нам сделать вывод о не закрытости данного вопроса и
требовании дальнейшего изучения. То же самое можно сказать и о вопросе о
роли трудности последующей деятельности.
Задача и методика исследований
Исходя из выше сказанного, нами было проведены опыты, заключавшееся в
исследовании влияния на величину ретроактивного торможения уменьшения
сходства последующей деятельности и увеличение трудности.
В качестве основной деятельности было выбрано заучивание
прилагательных. В каждом ряду было по 24 слова, которые зачитывались с
интервалом в 2,5 сек. по 5 раз подряд.
В качестве последующей деятельности был выбран следующий ряд заданий:
1. Другой ряд прилагательных
2. Ряд существительных
3. Ряд чисел
4. Умножение « в уме»
5. Письменное решение алгебраических примеров
Наряду с принципом уменьшения сходства, как мы видим, был учтен
принцип возрастания трудности, определенный самими участниками
эксперимента.
В качестве отдыха был использован просмотр испытуемыми небольших
беллетристических рассказов. Продолжительность каждой последующей
деятельности как и отдыха равна 5 минутам.
Воспроизведение производилось непосредственно перед отдыхом или
деятельностью. Затем следовал 15 мин. отдых и затем вторичное
воспроизведение, имевшее целью выяснить устойчивость РТ-я.
Испытуемыми были студенты МГУ, 2 группы по 5 человек.
Результаты исследования
Проанализировав полученные данные[15], можно подвести следующие
итоги.
Величина ретроактивного торможения в наших опытах уменьшается по мере
уменьшения сходства между предыдущей и последующей деятельностью. Сходство
этих деятельностей явилось условием РТ-я. Но вместе с тем, нельзя сказать
что универсального значения принцип сходства не имеет.
Несомненно, трудность последующей деятельности является условием
влияния на РТ-е. Таким образом, принцип сходства необходимо должен быть
дополнен принципом трудности.
Данные второго воспроизведения целиком подтверждают правильность
сделанного вывода.
При дальнейшем анализе полученных данных возник вопрос об
индивидуальном различии испытуемых и влиянии этих различий на появление РТ-
я. Конкретно этот вопрос звучит так:
. Происходило ли РТ-е у всех испытуемых
. Как варьировала его величина
. Как часто оно наблюдалось у отдельных испытуемых
Как показали исследования, РТ-е происходило у большинства испытуемых (
8 из 10).Средняя степень его варьируется от 10 до 27%. Вопрос же о частоте
возникновения РТ-я так и не получил достаточно точного и исчерпывающего
ответа. Следовательно из этого возникает вопрос чем же объясняется
возникновение или отсутствие РТ-я и испытуемых. Возможным ответом на этот
вопрос может служить возможное применение или изменение приемов
запоминания.
Последняя проблема на которой стоит заострить наше внимание –
сравнение величины и частоты РТ-я при непосредственном и отсроченном
воспроизведении. И по анализу данных можно заключить, что существенных
изменений по этим параметрам мы не имели.
ЛИТЕРАТУРА:
А.А. Смирнов « Избранные психологические труды» Том I I,
Изд-во «Педагогика», Москва, 1987г.
-----------------------
[1] Стр.45
[2] стр.48
[3] Стр.54
[4] Стр.60
[5] Подробное описание опытов стр. 67-71
[6] Подробное описание опытов стр.74-77
[7] Описание опытов стр. 83.
[8] Стр.88
[9] Описание стр.89-91
[10] Описание опытов стр.96-97
[11] Стр.97
[12] Описание опытов стр.99-102
[13] Стр. 103-105
[14] Стр.107
[15] Подробнее стр.309-310
Страницы: 1, 2, 3
|